Файл: Курсовая работа по Дидактике дошкольного образования на тему.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий [4 c. 36].
По мнению А.П. Панфиловой [28, с. 97], интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности, поэтому оно должно проходить в разных формах.
Интерактивные формы обучения.
1. Индивидуальная форма - это взаимодействие педагога с одним обучающимся, который самостоятельно принимает решение поставленной перед ним задачи.
2. Парная форма используется для решения заданий в паре, обучающиеся не только учатся, но и осуществляют взаимообучение и взаимоконтроль.
3. Групповая форма используется, когда обучающиеся делятся на подгруппы и осуществляют решение проблемы сообща.
4. Фронтальная форма предполагает, что педагог работает со всеми обучающимися, задание выполняют все участники одновременно, в едином темпе и с общими задачами.
5. Коллективная форма используется тогда, когда обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, но со своими лидерами и особыми формами взаимодействия.
6. Форма взаимодействия со сменным составом обучающихся используется для реализации коллективной или фронтальной работы, но с постоянной сменой участников, что значительно расширяет изучаемую проблему и способствует интеллектуальному обогащению за счет познания индивидов.
7. Планетарная форма - наиболее сложная форма интерактивного обучения. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработка проекта; обучающиеся разбиваются на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект и озвучивает вариант проекта; после презентации проектов выбираются лучшие идеи, которые составляют основу общего проекта.
Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, построить субъект - субъективные взаимоотношения не только между педагогами и их воспитанниками, но и между педагогами детского сада и родителями воспитанников.
Интерактивные методы обучения.
По мнению С.С. Кашлева [18, с. 5], интерактивные методы обучения - это способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий своего развития.
Интерактивные методы основываются на обучении действиям, посредством действия человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками, через усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние с учетом собственных навыков жизнедеятельности приобретается бесценный опыт.
Интерактивные методы обучения активно включаются в учебный процесс и представляют собою достаточно большое количество, что позволяет их классифицировать.
Классификация интерактивных методов обучения: [18, С.10]
1. Метод создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации. Метод организуется педагогом для оперативного включения в работу каждого обучающегося, что способствует самоактуализации каждого из учащихся.
2. Метод организации смыслотворчества. Метод способствует созданию нового содержания процесса обучения, на основе которого учащимися создаются индивидуальные смыслы о изучаемых явлениях и процессах, затем идет активный обмен смыслами обучающихся.
3. Метод организации обмена деятельностями. Этот метод способствует объединению обучающихся в творческие группы для совместной деятельности и принятия коллективного решения.
4. Метод организации мыследеятельности. Метод способствует мобилизации творческих способностей обучающихся, формированию положительной мотивации к учению и развивает активную мыслительную деятельность.
5. Метод организации рефлексивной деятельности. Метод направлен на развитие самоанализа и самооценку ученика, что позволяет оценить полученные результаты деятельности и определить состояние своего развития и установить причину этого процесса.
6. Интегративный метод (интерактивные игры). Метод используется для интеграции всех ведущих функций интерактивных методов с целью комплексного развития обучающихся.
Для эффективного внедрения интерактивных методов обучения используются различные средства обучения.
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают педагогу управлять познавательно-практической деятельностью обучающихся, решать стоящие перед ними задачи по формированию компетенций, а ученику помогают учиться [Н.Е. Попова, С. 206].
На основании логики исследования рассмотрим интерактивные средства обучения.
Интерактивные средства обучения - это компьютерные и мультимедийные средства, позволяющие осуществить интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.
Использование интерактивных средств обучения способствует повышению эффективности учения, это связано с тем, что:
1. развивает у детей более глубокий подход к обучению;
2. стимулирует расположение к учебным занятиям;
3. развивает навыки совместной работы;
4. стимулирует когнитивные аспекты учения;
5. разгружает умственную деятельность от рутинных компонентов;
6. повышает мотивацию детей дошкольного возраста к учению;
7. создает психологический комфорт для школьников;
8. способствует переходу от пассивного к активному способу реализации деятельности учащихся, которые становятся полноправными субъектами образовательной деятельности.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение, поэтому задача педагога специально организовать деятельность, создавая атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого.
Интерактивные технологии обучения основываются на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной рефлексии, поэтому необходимо создавать такую среду образовательной коммуникации, которая характеризуется открытостью, постоянным взаимодействием, равенством аргументов всех участников процесса, накоплением совместного знания, допустимость взаимной оценки и контроля. Совместная деятельность означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, между ними в ходе обучения идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Значение интерактивных технологий переоценить сложно, так как они направлены на развитие личности, на развитие педагогов и обучающихся, на совершенствование управления процессом обучения.
На основе изученных трудов И. П. Раченко, Н. Е. Щурковой, Г. Н. Вальковой, В.П. Беспалько и др. суммированы основные признаки интерактивных технологий.
Признаки интерактивных технологий:
1. Повышают эффективность труда педагога, как следствие обучающиеся легче и качественно усваивают знания.
2. Организуют систему обратной связи и контроль над результатами обучения персонально каждого обучающегося, дают возможность педагогу обучать в соответствии с их индивидуальными возможностями.
3. Позволяют педагогу переложить основную функцию обучения на средства обучения, что весомо разгружает занятость учителя, следовательно, больше внимания он может уделить аспектам индивидуального и личностного развития обучающихся, развития их творческих способностей.
4. Требуют ставить всегда точно и конкретно цель, а это значит, что использование объективных методов контроля позволяет уменьшить роль субъективного фактора при проведении контроля.
5. Уменьшают зависимость результатов обучения от уровня квалификации педагога. Поэтому, в некоторой степени, происходит в выравнивание качества и уровня освоения того или иного предмета обучающимися в разных образовательных организациях страны.
Как и любая система, интерактивные технологии подразделяются на определенные уровни:
1. организационный;
2. методический;
3. формообразующий;
4. творческий.
Первый уровень (организационный) является основным рабочим уровнем организации деятельности и реализации деятельности.
Второй уровень (методический) состоит из отдельных разрозненных методов, где приёмы и способы влияния на личность являются элементом технологии.
Третий уровень (формообразующий) - это выбор целесообразных форм обучения и организации деятельности.
Четвертый уровень (творческий) основан на организационно-деятельностном подходе. Он позволяет каждому педагогу конструировать и проектировать свою педагогическую технологию, которая отвечает современным требованиям общества и науки, учитывая педагогические условия, в которых осуществляется процесс обучения [28, с. 87].
Интерактивные технологии имеют специфические методы осуществления учебного процесса. Делая акцент на использование интерактивных методов обучения в дошкольных образовательных организациях, необходимо использовать следующие методы [19, c. 54]:
1. «Мозговой штурм» является одним из методов интерактивных технологий, его цель - сбор наибольшего количества идей. Главная задача - освободить учащихся от инерциального мышления и активизировать творческое мышление. Основной принцип данного метода - абсолютное отсутствие критики предложенных участниками «мозгового штурма» идей и поощрение разнообразных реплик и в том числе шуток.
2. Дидактическая игра играет немаловажную роль среди педагогических средств активизации процесса обучения. Цель дидактической игры - выполнение учащимся действия, аналогичные тем, которые имеют место в реальной жизни. Главная задача - осуществить накапливание, актуализацию и трансформацию в знаниях, умениях и навыках, накопление личного опыта и творческое развитие личности. Основной принцип - соблюдение определенной структуры и правил игры.
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение знаний, умений и навыков способствует системному и целостному овладению компетенциями как педагогу так и обучающемуся.
3. Имитационный тренинг. Цель метода - отработка определенных навыков и умений по работе со всевозможными техническими средствами и устройствами. Главная задача - имитация определенной ситуации в которой в качестве «модели» выступает техническое средство. Основной принцип - сочетание индивидуальной и совместной работы учащихся.
4. Эвристическая беседа. Цель метода - путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждать учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. Главная задача - создать ситуацию коллективного поиска, в котором происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Основной принцип - правильное формулирование и постановка вопросов.
5. Метод проектов. Цель метода - детальная разработка проблемы, которая должна завершиться вполне реальными, осязаемыми практическими результатами. Главная задача - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Основной принцип - самостоятельность в действиях учащихся, преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
6. «Хоровод». В рамках этого метода воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием, чтобы научить малышей не перебивать товарищей, внимательно выслушивать ответы других.
7. «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
8. «Карусель» используется для организации работы в парах. Метод помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
9. «Дерево знаний». В рамках этого метода воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания, затем один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
10. «Большой круг». Цель этого игрового метода в детском саду – научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.