Файл: Курсовая работа по Дидактике дошкольного образования на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интерактивные технологии реализуются с помощью специфических средств обучения, основными их которых являются:

1. Интерактивные доски.

В воспитательно-образовательном процессе задействованы две интерактивные доски (одна расположена в компьютерном классе, другая - в кабинете методиста). Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Именно поэтому многие педагоги дошкольного учреждения используют не только мультимедийное оборудование, но и интерактивную доску при демонстрации презентаций, детско-родительских проектов, просмотров научных фильмов. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. В процессе реализации региональной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» дети совместно с педагогом решают игровые проблемные ситуации не только за компьютером, но и манипулируя специальными маркерами на интерактивной доске. Учитель -логопед использует интерактивную доску, работая с подгруппой детей на автоматизацию звуков с применением компьютерных игр. Увлекаясь игрой, дети ведут себя непринужденно, именно в непосредственной обстановке и происходит автоматизация звуков. В рамках реализации муниципальной модели дошкольного образования разработаны краткосрочные образовательные практики с использованием интерактивной доски «Точечный рисунок» (умение создавать простейшие рисунки с помощью основных фигур с использованием заливки), «Малыш, меня услышь?» (умение дифференцировать звуки).

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду связаны с фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

2. Интерактивная песочница. Интерактивная песочница - это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Как известно, теоретическая информация, пусть даже в интерактивном виде, не в полном объеме усваивается ребенком. Но то, что сделано своими руками – это уже собственный опыт. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей,
помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки. На встречах «Минутки позитива» педагог-психолог организует деятельность детей, используя интерактивную песочницу как интерактивный стол и непосредственно как песочницу. В программном обеспечении песочницы имеются обучающие игры по направлениям познание «Окружающий мир» и «Развитие речи» для детей 3-7 лет.

Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды.
1.2. Современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе
Интерактивные технологии - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), направляют свои усилия на внедрение различных интерактивных технологий, что отражает необходимость учитывать некоторые особенности их использования.

Анализ научной литературы позволил определить несколько важных подходов к внедрению интерактивных технологий в современный образовательный процесс. В частности:



1. Новые требования к профессиональной подготовке педагога. Педагог не только сам должен отслеживать информационные потоки, но он должен уметь создавать условия для получения информации обучающимися.

Данный подход требует от педагога владения интерактивными технологиями.

2. Реализация новой гуманистической образовательной парадигмы. Педагоги накопили достаточное количество знаний в форме фактов, представлений, понятий, которые требуют использования интерактивных технологий в процессе передачи знаний обучающимся.

3. Педагогическое взаимодействие (В. Сластенин, И. Исаев) требует активного взаимодействия и взаимовлияния форм, методов, средств, составляющих единый педагогической процесс, который может успешно решаться через внедрение интерактивных технологий.

4. Поиск источников развития личности (И.С. Якиманская), таких как приоритет индивидуальности, сочетание разных видов деятельности, сотрудничество педагога и обучающегося, свобода выбора обучающегося, мониторинг способностей и др., могут быть успешно реализованы через педагогическое взаимодействие (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков) в процессе реализации интерактивных технологий.

5. Реализация личностно ориентированной парадигмы в образовании (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.) осуществляется на основе создания благоприятных условий личностного развития, самоопределения воспитанника, что вновь успешно может быть решено на основе интерактивных технологий.

6. Показатели эффективности взаимодействия педагога и воспитанника (И.П. Андриади) такие как: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия являются современными подходами в образовании и могут быть реализованы на основе интерактивных технологий.

7. Ответственная зависимость (А.С. Макаренко). Совместная коллективная деятельность в ходе реализации интерактивной технологии формирует не только личную, но и коллективную ответственность за результаты деятельности.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:

• вторая младшая группа - работа в парах, хоровод;

• средняя группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

• подготовительная к школе группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.


Интерактивные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей с опорой на их жизненный опыт.

Уровни реализации интерактивных технологий: [27, c. 17-18]

1. Общепедагогический. Это целостный педагогический процесс в регионе, в вузе, в отдельном ДОУ. В данном случае педагогическая технология синонимична педагогической системе.

2. Частнометодический. Частнометодической педтехнологией может быть педтехнология отдельного воспитателя ДОУ, педтехнология отдельного ДОУ, педтехнология одной темы.

3. Локальный. Локальная педтехнология - это технология отдельного звена процесса обучения: семинара или практикума, изучения нового материала или контроля и оценки знаний и т.д.

Образовательный процесс, в основе которого лежат интерактивные технологи, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения [2, с. 48]. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами, дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Действительно, в обучении необходимо делать опору на жизненный опыт детей, который становится результатом процесса формирования личных качеств, приобщения к культуре, к самоопределению, саморазвитию, взаимопониманию (И.П. Андриади).

Учение и воспитание подрастающего поколения должно строиться на равном взаимодействии между воспитателями и их воспитанниками. В его основе должна стоять не столько передача готовых знаний, сколько обмен информацией, причём должен идти витагенный обмен жизненным опытом между воспитателем и воспитанниками, а также между детьми друг с другом. Следовательно, интерактивные технологии должны стать основой для осознания проблемной ситуации, для иллюстрации выдвигаемых положений, для нахождения способа выхода из создавшейся ситуации, для отслеживания изменений обучающихся и т. д.


Таким образом, основными подходами к использованию интерактивных технология в современном образовательном процессе являются: новые требования к профессиональной подготовке педагога, реализация новой гуманистической образовательной парадигмы, педагогическое взаимодействие, поиск источников развития личности, реализация личностно ориентированной парадигмы в образовании, показатели эффективного взаимодействия педагога и воспитанника, ответственная зависимость.
1.3. Условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе.
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.

Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а также куклы, роботы, машинки и дидактические игры [14, c. 54].

В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день.

К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает: картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно, всегда привлекает именно то, что находится под запретом.

Использование интерактивных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Занятия, с использованием интерактивных технологий позволяют повысить качество учебно-воспитательной работы. Общение - одно из важнейших условий развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому главная задача педагога - организация обучающей деятельности в атмосфере сотрудничества со взрослыми (педагогами, родителями, персоналом ДОУ) и другими детьми и взаимного доверия. Все чаще для решения этой задачи детские сады и другие дошкольные учреждения используют интерактивные технологии.