Файл: Курсовая работа по Дидактике дошкольного образования на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ [29, c. 48]:

- движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;

- информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;

- ребенок не замыкается в себе - напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;

- компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).

Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

Сенсорные столы, доски и рамки стали появляться в детских садах относительно недавно, однако они уже успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.

Возможность «потрогать» изображение и лично поучаствовать в его создании еще больше стимулирует мышление ребенка и пробуждает его интерес к изучению окружающего мира и формирует жизненный опыт. Благодаря сенсорным технологиям на смену скучному принудительному образованию приходит современное интерактивное пространство, открывающее массу возможностей перед педагогами и детьми. Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО предполагает соблюдение определенных условий для реализации интерактивных технологий.

Интерактивные технологии обучения должны удовлетворять нижеследующим условиям:

1. Взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления детей. Изучение нового материала с использованием интерактивных технологий обучения должно строиться с опорой на жизненный опыт обучающихся, взаимосвязь понятийных, образных и действенных компонентов мышления детей.

2. Отражение системы научных понятий в виде иерархической структуры. Интерактивные технологии обучения должны обеспечить воспитаннику систему научных понятий, учет логических взаимосвязей изученных понятий.

3. Выполнение контролируемых тренировочных действий. Интерактивные технологии обучения должны предоставлять детям возможность выполнения контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения уровня знаний.

4. Соблюдение здоровьесберегающих действий. Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию интерактивных технологий обучения, должны соответствовать гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы воспитанников с компьютерной техникой.


5. Подготовка педагога к работе с применением интерактивных технологий. Эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку педагога.

6. Изменение роли педагога в учебном процессе. По мере внедрения современных интерактивных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли педагога в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой обучающимся современными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам педагога.

7. Знание педагогом дидактических требований к учебному процессу с использованием интерактивных технологий обучения и умением ими пользоваться. Педагог должен знать специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и мультимедийными образовательными электронными изданиями.
ВЫВОД К ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Таким образом, основными условиями использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях являются: взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления воспитанников, отражение системы научных понятий в виде иерархической структуры, выполнение контролируемых тренировочных действий, соблюдение здоровьесберегающих действий, подготовка педагога к работе с применением интерактивных технологий, знание педагогом дидактических требований к учебному процессу и использованием интерактивных технологий.


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Характеристика интерактивных технологий, используемых в образовательном процессе ДОУ
Внедрение интерактивных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ (Примеры):

Тема: «Птицы».

Цель: Формирование представлений детей о птицах, об особенностях их внешнего вида.

Задачи:

- уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, месте обитания);

- воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.

Предварительная работа с детьми:

- наблюдение за птицами на прогулке;

- рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- отгадывание загадок; - беседы о птицах;

- дидактическая игра "Летает - не летает";

Предварительная работа воспитателя:

- подготовить презентацию к занятию;

- подготовить раздаточный материал.

Методические приёмы:

- игровой;

- наглядный (использование изображений);

- словесный (беседа, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- художественное слово;

- практическая работа (раскрашивание);

- анализ занятия.

Раздаточный материал: раскраски с изображением разных птиц.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц.

Таблица 2.1.

Использование интерактивных технологий на занятиях в средней группе по теме «Птицы»

Этапы занятия

Действия воспитателя

Действия детей

1

2

3

Игровой

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. На экране - дерево, на ветвях которого сидят птицы.

Отгадывают загадки

Наглядный (использование изображений)

Показывает на экране картинки с изображением воздушного шара, стрекозы, ракеты. Шар - летает, стрекоза - летает, ракета - летает. Значит все они птицы?

Отвечают, глядя на экран монитора

Словесный (беседа, напоминание, указание, вопросы,

А кого ещё можно встретить в лесу, кроме птиц?

Обдумывают ответы в течение 2-х минут




Продолжение табл. 2.1.

индивидуальные (ответы детей)

А чем отличаются птицы от животных?




Так какие они - птицы? Что есть у птиц? На экране появляется изображение большой птицы.

рассматривают

Ребята, как вы думаете, почему же птицы могут летать?

рассуждения

Сегодня мы побывали в весеннем лесу, и пришло время возвратиться в детский сад и немного потрудиться, чтобы на нашей планете было еще больше птиц.

слушают

Сейчас подумайте, какую птицу вы хотите раскрасить, выберите картинку, возьмите карандаши и приступайте к работе. В это время звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна».

Выбирают картинки с изображением птиц

Художественное слово

А теперь расскажите о птицах, которых вы раскрасили? Что нового вы сегодня узнали о птицах? Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднения?

Выводы детей по пройденной теме



Тема: «Сравнение групп предметов».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Формировать умение сравнивать группы предметов, закрепить понятия «равенство» - «неравенство».

Образовательные задачи:

- закрепить умение правильно использовать знаки «<» и «>», знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы.

Развивающие задачи:

- развитие коммуникативных навыков детей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у дошкольников самостоятельность, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Дидактический материал. Заранее подготовленные педагогом задания для использования интерактивной доски; воздушные шарики синего, красного и желтого цвета; листы с изображением геометрических фигур для раскрашивания, цветные карандаши на каждого ребенка, «осенние листочки».

Интерактивные технологии направлены на решение задач ФГОС, а именно:

- развивают свободное общение взрослых и воспитанников;

- совершенствуют компоненты устной речи воспитанников;

- способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи;

- формируют устойчивый познавательный интерес воспитанников;

- направлены на художественно-эстетическое и физическое развитие.

Использование интерактивных технологий в образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Использование интерактивных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:

1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей.

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

3. Активизация личностного и культурного сознания родителей.

4. Создание системы поддержки семейного воспитания.

5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
2.2. Рекомендации по внедрению интерактивных технологий в ДОУ

Для того чтобы образовательное учреждение находилась в режиме развития, необходимо, чтобы весь педагогический коллектив использовал интерактивные технологии, так как их использование не только позволяет достойно реализовать требования ФГОС ДОУ, но и способствует целенаправленному и поступательному развитию воспитанников, подготовке их для образования в начальной школе, а также способствует повышению квалификации педагога.

Основными направлениями деятельности ДОУ должны стать:

1. Повышение технологической культуры педагогов, использующих интерактивные технологии. Технологическая культура педагога ДОУ должна проявляться в следующих показателях:

1.1. Знание норм СанПиНа при использовании техники.

Педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования интерактивных технологий. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки 1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 метров и не дальше 5-5,5 метров от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия использование интерактивных технологий с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6- лет -15 мин.

1.2. Владение технологией работы с интерактивной доской.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.

Не все новые виды интерактивного оборудования могут похвастаться такой полезностью. Не всегда администрация готова к значительным тратам на новое оборудование, если заведомо известно, что в полной мере его использовать не удастся.

Почти все современные интерактивные доски подходят для работы с детьми дошкольного возраста - большинство представленных на рынке устройств созданы на основе емкостной или инфракрасной технологии, что позволяет управлять доской пальцем, без специальных электронных маркеров. Причем достаточно легкого касания, не обязательно нажимать на поверхность, что удобно для ребенка.