Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный нефтегазовый университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Цели в области качества являются основой для разработки конкретных планов и выполнения действий, поэтому формулирование целей необходимо выполняться по определенным правилам. Одним из вариантов правил по по- становке целей может являться правило SMART. Формулирование целей с ис- пользованием этого правила позволяет разработать действенные цели, дости- жение которых легко контролировать
Задание:
1. Разработать политику в области качества для предприятия.
2. Разработать 3-4 цели для предприятия.
3. Для описанных процессов определить критерии и методы их измерения и анализа.
4. Определить возможные мероприятия по улучшению.
5. Определить возможные корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Контрольные вопросы:
1. Какие положения, в соответствии с требованиями стандарта, должна вклю- чать политика в области качества?
2. Дайте стандартное определение целям в области качества?
3. Какие требования стандарта ИСО 9001 предъявляются к целям в области ка- чества?
4.
Какие требования стандарта ИСО 9001 определены применительно к измере- нию и анализу процессов?
22
Лабораторная работа № 8-9.
Определение комплексного показателя качества по принципу
среднего взвешенного.
Цель: Определить комплексные показатели качества по принципу сред- него взвешенного.
Теория: При комплексировании показателей качества по принципу сред- него взвешенного комплексный показатель определяют по формуле:
n
i
n
i
i
M
q
Q
q
Q
1 1
` где
— параметр логики усреднения; q
i
- весовые коэффициенты показателей качества;
Q
i
— единичные показатели качества; n
— число единичных показателей качества.
Задавая разные значения γ получают разные виды средних взвешенных.
В экспертных методах веса удовлетворяют условию:
=1
Удобнее комплексировать безразмерные показатели качества. Для пере- хода к относительным показателям качества можно использовать соотношения:
=
при ≤
=
при ≥
где
- нормирующее значение показателя качества, имеющего ту же размерность, что и .
Задание
1)
Оценить каждый показатель качества по пяти балльной шкале.
2)
Заполнить таблицу4.
3)
Определить среднее арифметическое значение оценок.
4)
Определить значение комплексного показателя качества как среднее арифметическое взвешенное.
5)
Определить значение комплексного показателя качества как среднее гео-
23 метрическое взвешенное.
6)
Определить значение комплексного показателя качества как среднее гар- моническое взвешенное.
7)
Определить значение комплексного показателя качества как среднее квадратическое взвешенное.
Таблица 4. Пример таблицы для заполнения.
Эксперты
Показатели
1 2 3 4 …
1 2 3 4 5 6 1
2
…
Контрольные вопросы:
1)
Как можно получить линию равного качества?
2)
По какому показателю (признаку) можно сравнивать средние взвешен- ные?
24
Лабораторная работа №10
Целепологание и оценка ситуации.
Цель: Выработать у студентов понимание природы, роли и места инди- видуальных, групповых и организационных целей в управлении, а также спосо- бов их установления.
Теория: Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Групповые цели в управлении — совокупность внутригрупповых соци- ально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жиз- недеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Г. д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально- ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и дру- гие способы регуляции индивидуального поведения, т. е. все те процессы, ко- торые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.
Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответ- ствующего интересам граждан, общества и государства. Рациональная органи- зация осуществления исполнительной власти является одним из важнейших ус- ловий упорядочения государственного управления, его экономичности и нор- мальной государственной деятельности в целом. Она должна обеспечить пра- вильный выбор субъектов управленческой деятельности, определить место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними с тем, чтобы исклю- чить в системе управления работу на "холостом" ходу, параллелизм и дублиро- вание в осуществлении одних и тех же функций.
Организация управления должна учитывать роль исполнительной власти в обществе в целом и одновременно особенности структуры экономики, соци- ально-культурной и административно-политической деятельности в РФ в усло- виях федеративного государственного устройства и системы местного само- управления.
25
Задание:
Завод, выпускающий стройматериалы, столкнулся с ситуацией значи- тельного повышения спроса на свою продукцию, вызванного развернувшимся строительством котеджного поселка в окрестностях города. В связи с этим ди- ректор завода принял решение увеличить объем выпускаемой продукции на
30%.
На совещании, проведенном директором, выяснилось, что «узким ме- стом», затрудняющим решение поставленной задачи, является распределение работы между исполнителями и загрузка производственных мощностей.
Для решения этой проблемы были предложены следующие варианты цели:
— введение основного календарного плана, обеспечивающего гибкость в работе и удобного при выполнении срочных заказов, применяемого чаще всего при постоянной номенклатуре продукции и при наличии опытных мастеров;
—переход на метод беспрерывной загрузки, который отличается от пре- дыдущего метода большей детализацией хода производства, использованием различного рода отчетно-учетных форм, показывающих весь ход выполнения работы, а также графиков загрузки;
—использование графиков по стадиям выполнения задания, позволяющих больше детализировать ход производственного процесса с указанием времени наладки оборудования, сроков начала и завершения работы, времени переме- щения материалов, количества изготавливаемых изделий и задействованных станков и т. д., в то же время это более дорогостоящий вариант.
Контрольные вопросы:
1) Оцените ситуацию, сложившуюся на заводе.
2)Какую из трех возможных целей вы бы выбрали? Обоснуйте свой выбор.
26
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11-12.
SWOT-анализ.
Цель: Провести анализ состояния компании с помощью SWOT-анализа.
Теория: Для определения перспектив развития предприятия и построе- ния стратегии необходимо проведение анализа текущего состояния предпри- ятия и окружающего воздействия. Для этого можно применить SWOT-анализ.
SWOT это аббревиатура от четырех английских слов: Strength (сильная сторона), Weakness (слабая сторона), Opportunity (возможность) и Threat (угро- за). Сильные стороны – это те возможности, ресурсы, опыт и знания персонала на которые вы опираетесь. Слабые стороны – это нехватка знаний, дефицит возможностей и ресурсов по сравнению с конкурентами. Возможности и угро- зы относятся к внешнему окружению вашей компании.
Таблица 5. Анализ сильных и слабых сторон.
1 2 3 4 5
Критерии сравнения
+3
+2
+1
0
– 1 – 2
–3
Состояние производственной логи- стики
Качество сырья и материалов
Гибкость производственной техно- логии
Состояние оборудования
Скорость выполнения заказа
Качество готовой продукции
Ассортимент продукции, возмож- ность удовлетворения индивидуаль- ных запросов
Организация системы продаж
Известность торговой марки, имидж
Рентабельность капитала
Гибкость ценовой политики
Компетентность персонала
Отношения с местными органами власти
Платежеспособность потребителя
27
Таблица 6. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).
Strengths / Сильные стороны
Гибкость производственной техноло- гии
Состояние оборудования
Качество готовой продукции
Ассортимент продукции, возмож- ность удовлетворения индивидуаль- ных запросов
Компетенция персонала
Weaknesses / Слабые стороны
Организация системы продаж
Скорость обработки заказа
Известность торговой марки
Рентабельность капитала
Отношения с местными органами вла- сти
Opportunities / Возможности
Рост спроса на индивидуальные про- дукты и услуги на российском и зару- бежном рынках
Рост платежеспособности клиентов рынках
Threats / Угрозы
Снижения объема продаж на россий- ском рынке
Активизация конкурентов
Рост таможенных пошлин (экс- порт/импорт)
Задание:
1. Слушатели разбиваются на группы по 2-4 человека.
3. Группам выдается бланк «SWOT-анализ» (Таблица 7) и разбирается пример анализа любого предприятия.
28
Таблица 7. Бланк «SWOT-анализ».
Сильные стороны
Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.
Возможности
Угрозы
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Контрольные вопросы:
1. Назовите разделы SWOT-анализа.
2. Расскажите, для чего проводится SWOT-анализ.
29
Лабораторная работа №13-14.
Разработка документации СМК.
Цель: Получение навыков составление документации СМК:
руководства по качеству;
документированных процедур;
записей по качеству.
Теория: Согласно требованиям стандарта ИСО 9001 документация СМК должна включать:
- политику и цели в области качества,
- руководство по качеству (РК),
- документированные процедуры (ДП), требуемые стандартом
- документацию организации для …. управления процессами,
- записи, требуемые стандартом.
Также в документацию СМК обычно входят рабочие инструкции формы, планы качества, нормативно-технические документы и т.д.
Руководство по качеству включает:
1) область применения СМК;
2) ДП ( в т.ч. требуемые стандартом) или ссылки на них;
3) описание взаимодействия процессов;
4) описание структуры предприятия;
5) перечни и ссылки на другие документы СМК.
Объем РК, полнота описания СМК может варьироваться в зависимости от раз- меров организации, сложности процессов и квалификации сотрудников.
Документированная процедура может интерпретироваться как динами- ческое описание процесса, которое:
1) определяет согласованную последовательность работ в рамках процесса;
30 2)определяет функции персонала, выполняющего работы в рамках процедуры;
3)определяет привлекаемые к работам ресурсы и участников - ответственных и исполнителей.
Стандарт ИСО 9001 требует наличия в СМК минимум шести процедур:
4) управление документацией;
5) управление записями по качеству;
6) управление несоответствующей продукцией;
7) проведение внутренних аудитов;
8) проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Рабочие инструкции – это документ рабочего места, который описывают реализацию функций на конкретном рабочем месте, с указанием оборудования, порядка действий, ответственных и исполнителей.
Формы являются утвержденными образцами записей – журналы, бланки и т.п. Записи обеспечивают свидетельство о выполнении действий, изложен- ных, например, в ДП или РИ.
Документы СМК можно представить в виде пирамиды.
Описание процессов.
Документированные
процедуры
Рабочие инструкции, методики,
положения, КД, ТД, ТП и др.
Записи (журналы, карточки, протоколы,
отчеты, акты и др.)
ЗАКОНЫ, АКТЫ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ,
СТАНДАРТЫ и т.д.
Руководство по
качеству
Политика
и цели
31
Задание:
1. Рассматриваются требования ИСО 9001 к документации СМК.
2. Рассматривается пример раздела руководства по качеству, документирован- ной процедуры, рабочей инструкции, записей.
3. Рассматривается пример перечня документации СМК
4. Рассматривается пример управления и идентификации документации
Контрольные вопросы:
1. Определить основные разделы РК.
2. Определить перечень ДП, РИ, форм и т.п.
3. Составить перечень документов СМК предприятия.
32
Практическая работа №1.
Сертификация систем качества.
Теория:
Сертификация (регистрация) систем качества организаций - это средство. предоставляющее уверенность в том, что сертифицированная (зареги- стрированная) организация способна поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. Фактически, сертификация означает, что система качества организации прошла проверку на соответствие требованиям конкрет- ного стандарта.
Задание:
1. Какие документы определяли требования к системе качества?
2. В чем различие требований моделей МС ИСО 9001:1994, МС ИСО
9002:1994, МС ИСО
9003:1994?
3. Какие элементы МС ИСО 9001:1994 проверяли при сертификации систем ка- чества?
4. Какие элементы МС ИСО 9002:1994 проверяли при сертификации систем ка- чества?
5. Какие элементы МС ИСО 9003:1994 проверяли при сертификации систем ка- чества?
6. Проверку каких элементов выполняли при сертификации производства?
7. Проверку каких элементов выполняют при анализе состояния производства?
8. Приведите примеры дополнительных элементов, которые могут быть вклю- чены в систему качества.
29. Каким образом рекомендуется изучать требования стандартов серии ИСО
9000?
10. Как требования моделей ИСО 9001 связаны с петлей качества?
11. Как требования элементов систем качества были связаны с этапами петли качества?
12. Какие страны являются лидерами в сертификации систем качества?
13. Какова перспектива совершенствования стандартов ИСО серии 9000 версии
2000 г.