Файл: Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Письмо строчной буквы а»
2.
«Правописание строчной буквы «б»
Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную букву, слова и предложения с изученными буквами
Задачи:
Планируемые результаты образования:
Предметные: ученики научатся писать строчную букву б на основе двигательных элементов по определенному алгоритму, выполнять письмо слогов, слов, предложений с изученной буквой, соотносить печатный и письменный текст, слышать в словах задаваемый звук.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Познавательные: производить анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов; раскрывать положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Коммуникативные: выражать свои мысли полно и точно в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- На партах у вас лежат листы, на них мы сегодня будем работать.
Подготовим руки к письму, помогите бабушке смотать нитки в клубок.
-Из каких элементов состоит буква? (овал и длинная палочка с закруглением вправо).
-Давайте посмотрим , как же правильно пишется буква.
(показ на слайде и на доске).
Написание буквы б, похоже на написание строчной буквы а.
Буква «б» состоит из двух элементов: овала и длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма.Дойдя до начала письма, начинаем писать второй элемент, пишем вверх прямую наклонную линию, не доходя до середины междустрочного пространства, делаем плавный поворот вправо.
-Какие же ошибки , допускают дети при написании строчной бувы б?
-Пропишите первую строчку.
-выберите самую красивую букву и подчеркните её
-выберите самую неудачную, по вашему мнению, и обведите её.
Написание слогов с изученными буквами.
-Прочитайте слоги.
(ба,бо,бу, би,бе,бы)
- На какие 2 группы мы их можем разделить.
(на гласные , указывающие на твердость предшествующего согласного и на мягкость, предшествующего согласного)
Ба,бо,бу, бы би,бе
Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
Тема: Звук [л], [л’], буквы Л л.
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л], [л’]
Задачи: научить выделять изучаемые звуки [л], [л’]; формировать умение давать характеристику звукам; воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.
Этап 1. Выделение изучаемого звука
Этап 2. Изолированное произнесение звука
Этап 3. Наблюдение над артикуляцией при произнесении звука, выделение его характерных признаков
Этап 4. Сравнение звука с другими звуками
Этап 5. Упражнения в слышании звука
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6–7-ми лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей. Формирование у них кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координаций. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6-ти и 7-ми лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6-ти лет 5,20 с и 7-ми лет – 1,98 с. В III классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5–4,4 раза. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32–49,8%, во II классе – 23–32,9% и в III классе – 17–19%.
Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом).
Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в I-II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма – 3 мин.
На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2-3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.
Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные упражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, сверху вниз, по горизонтали. Вырезание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.
В III–V классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20-ти мин.
Нормативы продолжительности письма получены при соблюдении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I–III классов рассчитывается объем домашних заданий и диктантов.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. | I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД Личностные УУД |
II этап . Проблемная ситуация ( слайд 1) Цель:— мотивировать школьников учиться писать заглавные и строчные гласные буквы. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. | II этап . Проблемная ситуация . -Ребята, к нам на урок пришли наши знакомые Миша и Маша. Они решили прочитать название журнала но не могут вспомнить -Давайте поможем им -Перед вами лежит журнал. Найдите букву А и подчеркните её простым карандашом | II этап . Проблемная ситуация Фронтальная работа Коммуникативные УУД Личностные УУД |
III этап. Актуализация знаний. Цель – закрепить знания о гласном звуке а Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение. | Работать с информацией, представленной в форме опроса Работать коллективно. Участвовать в обсуждении представленного задания. | Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса Организовать коллективную работу с классом | III этап. Актуализация знаний. С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (а) - Что узнали о звуке? (гласный, обозначается буквой «а») Чем отличается звук от буквы? ( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.) Назовите признаки гласного звука. ( Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.). Игра «Найди букву» (магнитные буквы на доске ) На доске магнитные буквы вперемешку. - Найдите среди букв , буквы А Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие) -А чем похожи ? – Эти буквы печатные А какие ещё бывают буквы? (письменные) | III этап. Актуализация знаний. Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий |
IV этап. Изучение нового материала. Цель — учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв; выделять и называть элементы письменных гласных букв. Цель — научить писать гласные буквы — строчные и заглавные Цель — научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка., V этап. Закрепление изученного Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов. | Участвовать в работе по решению Участвовать в обсуждении и составление схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам , давать им характеристику , составлять вывод Работать с информацией, представленной в форме слайда - рисунка. Учиться работать в паре | Организовать работу по определению темы урока Включить учащихся в работу по обсуждению и составлению схем слов. проблемных вопросов Организовать фронтальную работу по учебнику Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | IV этап. Изучение нового материала. 1.Прогнозирование темы и цели урока: Кто из вас догадался, что нам предстоит научиться на уроке письма? 2.Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а 3. Работа над звуковой схемой слов (аист, айва) . Работа в прописи «Азбука» -Р. Откройте свои прописи на страничке 13 - Посмотрите на экран Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово. - Проверим (аист) - Посмотрите на схему слова аист. - Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем. - Сколько слогов? 2 - Назовите первый слог – А - Назовите второй слог - ИСТ - А сейчас выясним какой из них ударный. - Давайте позовём слово в гости. АААААист - Какой слог ударный? А -Назови первый слог ? а - Сколько в нём звуков? 1 Какой он? (гласный) - Почему? (не встречает во рту преграду) - Обведите кружок красным цветом. - Назовите второй слог. (ист) -Сколько в нём звуков? (3) - Назовём по порядку: -Назовите первый звук (И), какой он? (гласный) - Назовите второй звук (С), какой он? (согласный), - Почему? (встречает во рту преграду) - Последний звук – Т, какой он? (согласный) ИТАК, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. Угадайте второе слово по первому звуку каждого слова (айва) Проверим Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова айва? (Да) Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «Айва» - ай-ва - Ск. слогов ? 2 - Какой первый? АЙ - Какой второй? ВА - Узнаем какой из них ударный. - Позовём слово:АЙВАААА -Какой слог ударный? 2-ой - Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок. -Назовите второй звук? Й -Какой он? (Согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой первый звук в этом слоге? В -Какой он? (Согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук ? А, -Какой он? (Гласный) Вывод: ИТАК , в слове АЙВА– 2 слога, второй ударный. - Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А) - А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук ( буквой А) 4. Письмо, печатные буквы А Работа с плакатом «Сиди правильно». -Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а» , обведите букву по образцу и пропишите строку до конца. -Какие мы буквы сейчас писали? (печатные) - А какие еще бывают буквы?(письменные). -Кто догадался чему мы будем учиться на уроке письма? - А какую букву мы будем учиться писать? 5. Анализ строчной буквы «А»
5.Письмо тычком ручки по образцу в тетради. 6. Работа в тетради 1.Письмо строчной буквы а .В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради --Пишем подсчет в тетради -Приготовились. 2. Письмо элементов буквы а А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а Дописываем строчку до конца Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, прямая, наклонная с закруглением в право) - А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а» 3. Письмо буквы и элементов
ФИЗМИНУТКА музыкальная(Рефлексия) -А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной -Работаем на следующей строке (буква «А») -Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии - Повторим образец 4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением - Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии -Итак далее , до конца. Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками) Только уставать начнём Пальцы сразу разожмём Мы пошире их раздвинем Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть) Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх) Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки - Продолжаем работать. -Мы будем учиться писать две буквы «А» в соединении и две наклонные линии. V этап. Закрепление изученного материала. На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а». атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел Сколько раз написали букву «а»? (4) Загадка про ОСЕНЬ. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я - …(осень) -Чем она богата, и у нас на картине художник изобразил (на карточках) -Итак.. - Какие вы видите фрукты и овощи ? - Обведите только те , в названиях которых ты слышишь звук А Что стало лишним ? -Отметьте красным кружком место звука, а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА. Работа в парах (по карточкам) А сейчас поработаем в парах. На карточке отметьте красным кружком место звука слова Ананас - Пара выходит к доске и показывает свою схему. -Итак. В слове ананас сколько отметили звуков А (3) Игра «Найди букву» Назови все слова , которые начинаются на звук А | IV этап. Изучение нового материала. Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами. Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв. Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания). Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | | VI. Итог урока Рефлексия: - Чему учились сегодня на уроке ? - Какие задания понравились больше всего? - Какие затруднения остались? -Молодцы! | Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
2.
«Правописание строчной буквы «б»
Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную букву, слова и предложения с изученными буквами
Задачи:
-
Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ строчной буквы. -
Научить писать строчную букву по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами. -
Содействовать развитию моторики, фонематического слуха. -
Развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с буквами. -
Развивать коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные УУД. -
Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.
Планируемые результаты образования:
Предметные: ученики научатся писать строчную букву б на основе двигательных элементов по определенному алгоритму, выполнять письмо слогов, слов, предложений с изученной буквой, соотносить печатный и письменный текст, слышать в словах задаваемый звук.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Познавательные: производить анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов; раскрывать положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Коммуникативные: выражать свои мысли полно и точно в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- На партах у вас лежат листы, на них мы сегодня будем работать.
Подготовим руки к письму, помогите бабушке смотать нитки в клубок.
-Из каких элементов состоит буква? (овал и длинная палочка с закруглением вправо).
-Давайте посмотрим , как же правильно пишется буква.
(показ на слайде и на доске).
Написание буквы б, похоже на написание строчной буквы а.
Буква «б» состоит из двух элементов: овала и длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма.Дойдя до начала письма, начинаем писать второй элемент, пишем вверх прямую наклонную линию, не доходя до середины междустрочного пространства, делаем плавный поворот вправо.
-Какие же ошибки , допускают дети при написании строчной бувы б?
-Пропишите первую строчку.
-выберите самую красивую букву и подчеркните её
-выберите самую неудачную, по вашему мнению, и обведите её.
Написание слогов с изученными буквами.
-Прочитайте слоги.
(ба,бо,бу, би,бе,бы)
- На какие 2 группы мы их можем разделить.
(на гласные , указывающие на твердость предшествующего согласного и на мягкость, предшествующего согласного)
Ба,бо,бу, бы би,бе
Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Как называются предметы, изображенные на иллюстрации? - Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон. - А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны? - Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека? - Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]? - Докажите, что вы правы. - Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул». - Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.) - А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. - Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? - Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне. - Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как | - Стул, кресло, скамейка. - Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят. - Стул, кресло, трон. - Стул, кресло, трон (хором). - В слове «стул». - Сту[ллл]. (Самостоятельно составляют из фишек) - Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой. - Синюю. Зеленую. - [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам. - Согласный. - [л] (кладут руку на горло). Звонкий. - [л]. Твердый. (Показывают синюю фишку.) |
нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук. - Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале. - В каком еще слове есть звук [л]? - Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]? - Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким? - Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук? - Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить? - Что еще мы должны узнать о согласном? - Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку. (На доске появляется схема □) - С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».) - Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются? - Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки. - Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.) - Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник. | - Лавка (лавочка). - Кресло. - Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова. - Мебель. - Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’]. - [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный. - Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фиш- ку.) - [л] и [л’]. - [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий. - «Тараканище» Корнея Чуковского. Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей... |
- Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай. - Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.) | - Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.) - В середине слова. |
Тема: Звук [л], [л’], буквы Л л.
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л], [л’]
Задачи: научить выделять изучаемые звуки [л], [л’]; формировать умение давать характеристику звукам; воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.
Этап 1. Выделение изучаемого звука
Этап 2. Изолированное произнесение звука
Этап 3. Наблюдение над артикуляцией при произнесении звука, выделение его характерных признаков
Этап 4. Сравнение звука с другими звуками
Этап 5. Упражнения в слышании звука
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Класс | 1 | ||
Предмет: | Обучение грамоте | ||
Авторы учебника: | Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. | ||
Тема урока. | Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука | ||
Тип урока. | Урок освоения новых знаний. | ||
Цель: | Создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я. | ||
Задачи: | образовательные: расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях; развивающие: развивать фонематический слух учащихся; интерес к исследовательской деятельности, познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся; воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе на уроке, бережного и заботливого отношения к окружающей природе. | ||
Результаты: | Личностные УУД. - осознание социальной роли – ученика; - формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; - формирование любознательности; - проявлять интерес к отдельным заданиям; -иметь представление о языке как средстве общения; -проявлять интерес к занятиям по «Азбуке». - эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова. Метапредметные УУД. Регулятивные: - принимать учебную задачу; -оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -находить несколько вариантов решения учебной задачи; Познавательные: -искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков; -понимать знаки, символы, модели; - понимать заданный вопрос; - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: -адекватно реагировать на обращение учителей; -ознакомиться с разными формами работы в классе; -иметь представление о правилах общения в классе. Предметные УУД: -осознание утверждений: «одна буква-два звука»; -расширение представлений о «работе» букв е, ё, ю, я; -формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова. | ||
Оборудование |
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю!: Тетрадь к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
| ||
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся |
Орг. момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Ребята, я рада всех вас видеть на уроке. Улыбаетесь, значит, настроение хорошее, можно начинать. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Проговаривание темы и цели урока. | Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»». - В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка. - Кто-нибудь знает, о чем идет речь? Может дать название? - Какова будет цель нашего урока? | Анализируют, обобщают, формулируют умозаключения - Нет. - Узнать новое о букве я , дать этой букве название, учиться слышать в речи. |
Актуализация знаний. Открытие нового знания. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - А теперь давайте обратимся к с. 75 учебника. Какие буквы, кроме упомянутой в рассказе, вы видите? - Как вы думаете, почему они записаны в одном ряду? Какой звук мы слышим первым? - Как вы понимаете эти записи под буквами? - Давайте вставим пропущенные буквы в предложенные слова. - Понаблюдайте, где находятся эти буквы в словах? - Сколько звуков они обозначают в начале слова? - А теперь давайте эти же буквы вставим в группу слов ниже (лебеди, клён, клюква, яблоня) -Куда же делся звук Й из букв е, ё, ю, я? Какую роль он стал выполнять в слове? | Работа в группах. Находят и читают буквы. Сталкиваются с проблемой – не понятно, почему Буква одна – звука два Чтение слов В начале слова два характеристика звука й |
Первичное усвоение новых знаний. | Проговаривание нового знания. | Работа с учебником. С.75 Сравнение пар слов, вывод: Эля-ела Окать-ёкать Уля- Юля Арка- ярко - Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. | Работают по учебнику , делают вывод. Находим значение слова арка (слайд 5) Перекрытие дугообразной формы, АPKA, -и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. Арка Победы. Триумфальная а, || прилагательное арочный, -ая, -ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Как живёшь? Как молчишь? Как стоишь? Как сидишь? Как спишь? Как даёшь? Как берёшь? Как умываешься? Как улыбаешься? Как одеваешься? Как учишься? | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Первичная проверка понимания | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач. | Задание 1 : вставить буквы в ленту букв Задание 2:получи новое слово (ребусы) | Ответы детей. Знакомятся с заданием. Выполняют задание, работая в парах Выполняют проверку. Фронтальная работа. |
Первичное закрепление. | Самостоятельное творческое применение полученных знаний. | - У меня для вас есть кроссворд. -Отгадайте его, вписав слова в ячейки. -В каких словах спрятались буквы, обозначающие два звука? - почему вы так решили? | парная работа. |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Расшифруй вывод - Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и поставили оценку, находящуюся в правом нижнем углу страницы своим одноклассникам. Кому и почему? | Высказывания учащихся. Выводы:
Дети читают запись «пятёрка с плюсом» |
Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6–7-ми лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей. Формирование у них кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координаций. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6-ти и 7-ми лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6-ти лет 5,20 с и 7-ми лет – 1,98 с. В III классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5–4,4 раза. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32–49,8%, во II классе – 23–32,9% и в III классе – 17–19%.
Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом).
Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в I-II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма – 3 мин.
На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2-3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.
Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные упражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, сверху вниз, по горизонтали. Вырезание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.
В III–V классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20-ти мин.
Нормативы продолжительности письма получены при соблюдении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I–III классов рассчитывается объем домашних заданий и диктантов.