Файл: Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим основные психологические теории,объясняющие процесс формирования речи.Одна из них -теория научения.Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребёнка имеется врождённая потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем её основным элементам.

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребёнок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребёнка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребёнка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Автором следующей теории речевого развития является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в её основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Данный возраст называется сензитивнымдля формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.


Ещё одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной.Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребёнка.

Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. чёткое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчленённого и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, ещё глубже её продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.

Таким образом, речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления; уровень развитости речи используется также как один из важнейших критериев мыслительного развития школьника. И об усвоении материала по различным предметам, и об общем умственном развитии школьника (как, впрочем, и взрослого человека) судят по тому, как он сумел изложить ту или иную тему в своей речи - в письменном сочинении, в докладе, в сообщении, в пересказе, наконец, в ответе на вопрос.



4.2. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Спланируйте урок обучающего изложения по одному из них.

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)

Дятел

Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег. Все кругом: и земля, и ветки кустов, деревьев – все белое, пушистое.

Шел я как-то по лесу в эту пору. Воздух был удивительно чист. Иду, прислушиваюсь, каждый звук далеко слышен. Вот застучал где-то впереди меня дятел. Я пошел осторожнее, чтобы не спугнуть птицу. Пусть себе кормится. Вышел на старую гарь.

Засохшие деревья повсюду торчат.

Вижу, на одном из них дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом и прозвали.

Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на жесткий хвост и давай колотить по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом.

Недаром старается, значит, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дятел дерево, достанет вредителя и съест.

Поглядел я да и подумал: не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, обстукивает, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достает. (Г.Скребицкий)

Фигурка из воздушных шариков

Из воздушных шариков можно сделать надувного человечка. Для этого нужно приготовить шарики для головы, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей. Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежь из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка. (По Т.Киселевой)


Все три текста, представленные в задании, целесообразно использовать в качестве изложений для учащихся начальной школы.

Проанализируем первый текст «Осенняя елочка». Оно относится к типу: подробное обучающее изложение и может быть написано ребятами 3-го класса. Задачи, которые будут решены в ходе написания этого изложения будут следующими: вдумчивое чтение текста; анализ художественного текста, открывая секреты писательского мастерства; написание подробного изложения, употребляя интересные слова и выражения авторского текста. То есть будут реализованы такие задачи, как: предметные, метапредметные, личностные.

Следующий текст под названием «Дятел» я считаю целесообразно применить в качестве изложения в 4-м классе. В данном случае текст представляет собой обучающий, подробный , полный тип изложения. Ученики к 4-му году обучения обладают навыками формирования основной, главной мысли произведения и способны изложить текст данного объема , в результате чего будут решены следующие задачи: воспроизведение содержания текста полно, подробно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором.

И в заключении анализ текста «Фигурка из воздушных шариков». В данном случае текст относится к типу выборочного изложения и может быть написан учащимися 3-4 классов. При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

При изложении такого текста у детей реализовывается задача научиться работать не только с художественным, но и деловым видом текста.

В них решается задача: точно, по-деловому, не передавая своего отношения, сообщить необходимые сведения, объяснить что-то, научить чему-то.

Для письменных изложений целесообразно использовать тексты инструктивного характера (как играть во что-то, как приготовить что-то, как изготовить поделку). Изложение данного текста как раз таки реализует эти задачи.

Конспект урока литературного чтения

По теме: «М. М.Пришвин «Дятел»

Цели:

  1. деятельностная – формирование УУД на примере произведения М.М.Пришвина;

  2. предметно-дидактическая - создать условия для осознания и осмысления произведения М.М.Пришвина «Дятел».



Задачи, направленные на формирование:

  1. предметные:

- совершенствование навыков чтения;

- развитие читательских умений;

- расширение и обогащение словарного запаса;

- формирование полноценного восприятия художественного произведения через творческое задание.

2) универсальных учебных действий:

- создание условий для определения темы, формулировки цели, задач (Р);

- формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р);

- формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение) (Л);

- развитие умения прогнозировать и действовать по алгоритму (Р);

- развитие навыков сотрудничества (К);

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи (К);

- развитие рефлексии (Л);

- развитие эстетического восприятия окружающего мира, наблюдательности и любознательности (Л);

- развитие творческих способностей учащихся (Л).

Тип урока: изучение нового материала.

Необходимое техническое оборудование:

- компьютер или ноутбук;

- мультимедийная техника;

- экран.


Структура и ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, внимательны, и этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех.

Полная готовность учащихся к уроку. Включение в деловой ритм.

Регулятивные:

самостоятельная организация своего рабочего места.

Личностные:

мотивация к обучению и познавательной деятельности.


5 мин.

  1. Актуализация знаний.

- С произведениями из какого раздела мы с вами знакомимся на протяжении нескольких уроков?

- Какие произведения вам особенно запомнились? Чем?




- Чудесное - рядом.


Предметные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Введение в тему. Целеполагание.




- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, помещено в этом разделе не случайно. Его автор М.М. Пришвин. (Слайд №1).

Михаил Михайлович много путешествовал, наблюдал и замечал много удивительного и прекрасного. Потом записывал свои наблюдения, так у него появились чудесные рассказы и повести. Мне кажется, что у Пришвина был свой секрет: в любом воробье он видел не просто птичку, а именно этого воробья с его характером, настроением. Каждая берёзка для Михаила Михайловича была по-своему красива, удивительна. Сегодня мы поучимся у М.М. Пришвина замечать чудесное, небывалое в обычной жизни.

- А как называется произведение, с которым мы будем работать, вы узнаете, отгадав загадку:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный звук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый…
- Попробуйте сформулировать тему урока.

Опираясь на слова-помощники сформулируйте цель нашего урока:

Познакомиться …

Научиться …

Обобщить …

- Зная тему урока, сформулируйте цель, пользуясь опорными словами.


- Какие задачи поставим перед собой на урок?




- Дятел.

- Произведение М.М.Пришвина «Дятел».

- Познакомиться с произведением М.М.Пришвина «Дятел».
- Правильно и выразительно читать произведение.

- Осознанно читать произведение.

- Понять, о чём хотел рассказать Пришвин.

- Заметить чудо, о котором написал Пришвин.

Предметные:

владение терминологией.

Метапредметные:

Логические:

овладение действиями анализа, синтеза.

Регулятивные:

умение определять тему, формулировать цель с помощью опорных слов и планировать её реализацию.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

мотивация к обучению и познавательной деятельности.

  1. Работа по теме урока.

  1. Работа с текстом до чтения.

а) Прогнозирование по названию.

б) Подготовка к чтению.

2. Работа с текстом во время чтения.
.

4. Проверка первичного восприятия.

- Как вы думаете, о чём или о ком будет это произведение?

- Давайте, откроем учебники и прочитаем это произведение, но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебник на стр.135.


  1. Упражнения для развития беглости чтения:

  1. читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами:

ЗА-ЩЕМ-ЛЯ-ЮТ-СЯ – ЗАЩЕМЛЯЮТСЯ

О-СВО-БОЖ-ДЁН-НЫЙ - ОСВОБОЖДЁННЫЙ

  1. Читай правильно, целыми словами:

РАБОТА – ОТРАБОТАННАЯ

БРОСЬ – СБРОШЕННАЯ – НЕСБРОШЕННАЯ

ЖИВ - ОЖИВЛЁННЫЙ

  1. Упражнения для формирования правильного чтения.

Читай внимательно: слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним.

СТОЛУ – СТВОЛУ

БОДРЫЙ – ДОБРЫЙ

ВЫБРОСИЛ – ВЫПРОСИЛ

НЕОБРАБОТАННАЯ – НЕОТРАБОТАННАЯ

НЕСБРОШЕННАЯ - НЕСПРОШЕННАЯ
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки.

- Теперь можно приступать к чтению произведения «Дятел». Читать мы будем его по частям, «с остановками».
- Давайте прочитаем 1 отрывок.

Видел дятла: короткий — хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек.
- Каким увидел автор дятла?


- Куда он нёс еловую шишку?
- Что за мастерская, как вы её себе представляете?
- Давайте прочитаем 2 отрывок и узнаем, какой была мастерская на самом деле.

Пробежав вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места, он увидел, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчала отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку ему некуда было девать. И нельзя было ему, нечем сбросить старую: клюв был занят.
- Оправдались ваши предположения?

- Как выглядела мастерская?

- Как вы понимаете слово «развилина»?

- Где мы можем узнать или уточнить значение этого слова?

Учитель открывает слайд № 2, знакомит со значением слова «развилина» и показывает, как выглядит развилина.



- Что увидел дятел в развилине?

- Какая проблема возникла у дятла?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

- Давайте прочитаем 3 отрывок и узнаем, как поступил дятел.

Тогда дятел, совсем как сделал бы в его положении человек, новую шишку зажал между грудью своей и деревом а освобождённым клювом быстро выбросил старую шишку, потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
- Подтвердилось хоть одно предположение?

- Что сделал дятел на самом деле?
- А сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно будет придумать к этой части текста вопросы, которые вы потом зададите своим одноклассникам.
Придумывая вопросы, дети не заметили сравнение в этом отрывке, поэтому вопрос был задан учителем:

- Какое художественно-изобразительное средство использовал автор в этом отрывке?

- С кем рассказчик сравнил дятла? Почему?

- Ребята, как вы можете охарактеризовать дятла? Воспользуйтесь «Копилкой слов» в рабочей тетради на стр.123.
- Давайте узнаем, совпала наша характеристика с характеристикой автора. Прочитаем 4 отрывок.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
- Совпала характеристика?

- Что добавил автор?
- Вы с ним согласны? Докажите.


- Как вы думаете, как рассказчик относится к дятлу? Докажите. Воспользуйтесь «Копилкой слов» в рабочей тетради на стр. 122.

- Понравилось вам произведение? Что особенно понравилось?

- Удалось Пришвину удивить нас? Что вас удивило?

- О дятле и его жизни. - О дружбе дятла с другими птицами.

- О занятиях дятла.

- О чуде, которое произошло с дятлом.


Дети читают «цепочкой».

Дети читают «цепочкой».


Дети читают по очереди.

Читает ученик.

- Коротким, с маленьким хвостиком, с шишкой на клюве.

- На берёзу, в свою мастерскую.

- Специальное дупло.

- Толстая ветка.


Читает ученица.


- Нет.

- Это была развилина.

- Как развилка дорог.

- В словаре.


- Старую шишку.

- Некуда деть новую.

- Потрясёт ветку, чтобы старая шишка свалилась.

- Позовёт помощников.

- Полетит в другое место.

- Уберёт старую шишку лапой.

Читает ученик.

- Нет.

- Зажал шишку между грудью и деревом.

Дети работают в парах, затем задают свой вопрос одноклассникам, а те – отвечают.

- Сравнение.

- С человеком.

- Мы так же делаем.
- Умный, находчивый, догадливый, терпеливый.


Читает ученик.

- Частично.

- Деловой, оживлённый, бодрый.

- Деловой: всё работал, что-то делал.

- Оживлённый: быстрый, активный.

– Бодрый: точно не остановится, пока не сделает.
- С восторгом: делал как человек.

- С восхищением: умный, догадливый.

- С удивлением: додумался, что нужно сделать.



Предметные:

совершенствование навыков чтения; обогащение словарного запаса, умение прогнозировать читаемое, осознанно воспринимать содержание текста, устанавливать причинно следственные связи поступков персонажа, строить логические рассуждения в процессе анализа литературного произведения, характеризовать персонажа.

Метапредметные:

Логические:

овладение действиями анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; прогнозировать содержание произведения перед чтением и в процессе чтения; вносить коррективы в действие после его завершения и анализа результатов.

Коммуникативные:

умение продуктивно сотрудничать и работать в паре, учитывать позицию других людей, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

определение отношения автора к персонажу,

осознание красоты окружающего мира и его эстетической ценности.


25 мин.




  1. Физкультминутка.




Ученики выполняют физкультминутку под руководством физорга.


Регулятивные:

умение соотносить свои действия с действиями физорга и осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Личностные:

умение включаться в общую деятельность.




  1. Работа с текстом после чтения.

- Скажите мне, пожалуйста, можем ли мы создать к этому произведению диафильм?

- Попробуем?

- Посмотрите на экран и вспомните алгоритм работы по составлению диафильма.

Слайд № 3.

Р абота по алгоритму.

- Давайте выясним, сколько кадров мы сделаем по тексту (1 пункт в алгоритме).

- А дальше вы продолжите работать в группах, пожалуйста, распределитесь.

Задания для групп.

- Каждой группе, следуя алгоритму (пункты 2, 3, 4, 5), надо будет нарисовать один кадр. Возьмите, пожалуйста, листы с отрывками, которые вам нужно будет проиллюстрировать.

Слайд № 4.
- Сдайте, пожалуйста, свои работы. (Дети сдают рисунки-кадры, а учитель прикрепляет их на доску).

- Получился диафильм?

- Да.
- Да.


Дети по очереди читают отрывки, которые, по их мнению, соответствуют одному кадру, если кто-то ошибается – остальные исправляют.
Дети делятся на группы.
Дети создают иллюстрации.


- Да.

Предметные:

обучение фиксации последовательности событий в схематичных рисунках (раскадровка).

Регулятивные:

умение действовать по алгоритму.

Коммуникатиивные:

умение продуктивно сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Личностные:

развитие творческих способностей.

10 мин.

  1. Подведение итогов урока.

- Вспомните, какую цель и какие задачи мы ставили в начале урока.

- Как вы думаете, смогли мы решить все поставленные задачи, достигли цели?

- Ребята, как вы думаете, каким был Пришвин, заметивший случай с дятлом?
- А вы наблюдательные?

- Наблюдали вы когда-нибудь за животными?

- Видели интересные случаи?

- Тогда на следующем уроке вы расскажете нам о своих интересных наблюдениях.


Сравнивают с записями на доске.
- Наблюдательный, внимательный.
- Да.

- Да.

- Да.

Метапредметные:

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с задачами и оценивать его.


3 мин.

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о наблюдении за …







  1. Рефлексия.

- А теперь, оцените свою работу на уроке, продолжив предложение.

Слайд №5:

- Спасибо за урок!




Метапредметные:

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности; оценивать результат своей деятельности.

2 мин.