Файл: Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-регулятивные: умение выполнять действия по инструкции, правилам, оценивать деятельность и ее результаты с разных позиций, с учетом различных мнений.

3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

В настоящее время постоянно увеличивается число детей, которые испытывают трудности при обучении родному языку. 

С чем это связано и как  помочь ребенку? Что сделать что бы уроки русского языка стали для него интересными?

Обучение письму процесс сложный, а ошибки, чаще всего, обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, на которых и основывается грамотное письмо.

А. Р. Лурия определил основные процессы письма, рассмотрев которые возможно «опередить» появление ошибок или грамотно провести коррекцию.

  • Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.

  • Соотнесение мысли со структурой предложения.

  • Ориентировка в том, что уже написано и, что ещё следует написать.

  • Деление предложения на слова.

  • Звуковой анализ слова.

  • Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой)

  • Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.

Данные операции письма действуют в строгой последовательность. При нарушении одного из «звеньев» и появляются ошибки, которые в логопедии принято подразделять на  дисграфию и дизорфографию. Выделенные нарушения письменной речи имеют в основе единый механизм - несформированность речевого развития.

Следует отметить, что дисграфия и дизорфография не связаны с незнанием грамматических правил. Многие дети хорошо знаю правила, но «не умеют» применять их. В таких случаях требуется помощь специалиста, долгая и кропотливая работа.  

Рассмотрим некоторые из процессов и определим, что должно быть сформировано у ребенка к моменту обучения письму и какие ошибки могут появиться, если данный процесс сформирован частично.

Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.

Данный процесс письма составляют — развитая связная речь, богатый словарный запас, точность понимания значений слов, владение грамматическими нормами языка.


Таким образом ребенок должен уметь четко выражать свои мысли, выбирать и употреблять подходящие по смыслу слова, строить высказывание в соответствии с планом, не допускать грамматических ошибок (согласование слов в предложении, употреблении предлогов и т. д.).  Перечисленные компоненты являются составляющими устной речи и формируются в дошкольный период.
     2. Деление предложения на слова.

Слитное написание  слов в предложении, предлогов со словами и есть проявления несформированности данного процесса.  К моменту обучения в школе ребенок должен уметь делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлог, как отдельное слово.
     3. Звуковой анализ слова.

Определение звукового состава слова является процессом фонематического анализа. Это сложный процесс, требующий четкой слуховой и призносительной дифференциации, восприятия речевых звуков и умения выделять и четко проговаривать звуки в слове. Недостатки звукопроизношения, частично сформированные процессы анализа и синтеза проявляются на письме пропусками и заменами букв в слове, перестановками букв и слогов.

Таким образом, формирование правильного звукопроизношения , фонематического анализа и синтеза, одна из важных составляющих дошкольного образования.
   4.Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой).

Соотнесение звука и буквы начинается так же в  дошкольный период. Разница лишь в том, что в школе начинается обучение не печатным, а письменным буквам.
      5. Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.

Для данного процесса письма важным является развитие зрительного восприятия, состояние зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений и пространственного восприятия.

Следует обратить внимание не только на правильное обозначение звука буквой, но и  на правильное написание этой буквы. Часто педагоги сталкиваются с оптической дисграфией, которая проявляется в зеркальном написании букв.

Данный вид ошибок можно заметить и в дошкольный период. В таком случае требуется своевременная помощь специалиста по профилактике оптической дисграфии. Важным является и развитие движений пальцев рук. Умение не только держать ручку, но и «выписывать» довольно трудные элементы букв, длительно удерживать ручку.



Таким образом можно выделить основные условия успешного обучения письменной речи:

  • Богатый словарный запас, точное понимание значений слов.

  • Сформированные процессы фонематического анализа и синтеза.

  • Фонетически чистая речь.

  • Развитая связная речь.

  • Сформированный грамматический строй речи.

  • Развитые процессы внимания и памяти.

Перечисленные условия являются компонентами устной речи. Их активное формирование происходит в дошкольный период. Правильно сформированная устная речь, во многом является залогом грамотной речи письменной.

Аграмматизмы в речи приводят к затруднению усвоения правил орфоргафии, бедный словарный запас не позволяет без труда подобрать проверочное слово, недостатки фонематического анализа и синтеза проявляются в пропусках и перестановках букв с логов в слове, слитном написании. И наоборот, если устная речь сформирована и грамматически развита, то изучаемые в школе правила прочно усваиваются и легко «ложатся» на надежную дошкольную базу.

Задание 4.

(максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.

Первое требование- это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Вторым требованиемк речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.


Третье требование -точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование- богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование- ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).

Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная -общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, слов-"паразитов", просторечных слов и пр.


Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование)- её соответствие литературной норме.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

Для школы, я считаю, особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи –обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -двустороннего обмена информацией.