Файл: Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гигиена чтения. Чтение – также весьма затруднительный для учащихся I–IV классов процесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно утомительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному тексту (строчке). У младших школьников со слабо сформированным навыком чтения число обратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований непрерывная целесообразная продолжительность чтения составляет для учащихся I класса 7–10 мин., II класса – 15 мин. и III класса – 20–25 мин. Трудность чтения усугубляется, если полиграфическое оформление учебников не отвечает требованиям гигиены.
Как и при письме, наиболее физиологична удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) – 24–25 см для учащихся I–IV классов и 30–35 см – для подростков, юношей и девушек.
Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения и письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим наклоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170°). Больший же наклон корпуса (145°) вперед становится неблагоприятным, поза крайне утомительна. Затруднено чтение и письмо при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Учащиеся должны иметь возможность менять позу во время занятий.
В современный учебный процесс все больше включаются технические средства обучения, радио, кино, телевидение. Плотность таких уроков существенно повышается за счет сокращения времени на малоэффективную работу. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями для учащихся 8–10-ти лет составляет на уроках русского языка 20–25 мин, а математики – 15–20 мин. На уроках чтения рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве наглядных пособий.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
ТЕМА | 1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
СОСТАВ СЛОВА | | ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень» | формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки | углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. |
ЧАСТИ РЕЧИ | преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий | вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится | предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения | наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов | знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Формирование понятий «слог» и «слоговой анализ» у младших школьников
Слог – это такое сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Работа над слогом очень важна на начальной стадии обучения: освоить это понятие необходимо, прежде всего, для обучения первоклассников чтению, так как слог является минимальной произносительной единицей языка, а также для обучения первоначальному письму, так как, записывая слово, ребенок диктует его себе по слогам для самоконтроля.
Восприятие ребенком слога ведет к более быстрому самостоятельному чтению новых слов, способствует подготовке целостного восприятия слов. Умение делить слова на слоги является учебно-языковым умением, которое также необходимо для усвоения младшими школьниками правил переноса слова с одной строки на другую.
В период обучения грамоте, а также для проведения коррекционной работы по выявленной проблеме я использую приемы, с помощью которых у младших школьников формируется понятие «слог» и умение делить слова на слоги:
-«Горящая свеча» ( зажигается свеча и перед ней дети произносят слова и считают количество слогов в них - пламя будет колебаться столько раз, сколько в слове слогов).
-«Кулачок под подбородок» (помогает детям в определении количества слогов - кулачок подставляем под подбородок и произносим слово: на каждом «ртораскрывателе» (гласном звуке) рот открывается, а подбородок касается кулачка).
-«Мой весёлый звонкий мяч» (помогает детям в определении количества слогов, формированию правильного слогового состава слова в произношении учащихся –мяч, ударяясь об пол, моделирует слоговой состав слова, деление слова на слоги).
- «Болельщики» ( помогает формировать умение делить слова на слоги - ребенок неосознанно, но орфоэпически правильно произносит слово по слогам –«кричит», как болельщик на стадионе, скандирует, выделяя самые звучные звуки).
-«Телеграф» (один ученик называет слово, а «телеграфисты» отстукивает карандашом слоги-«отправляет» телеграмму или произносится слово, а учащиеся произносят его по слогам, сопровождая хлопками в ладоши)
-
«Слоговое лото»
- «Собери слово»
-«Собери слово» (называется первый слог, а учащиеся должны подобрать еще один слог, чтобы получилось слово; побеждает тот, кто называет слово последним)
Ко..(-зы, -сы, –мар, -чан, -ра, -жа, -ни…)
Ва (-за, -гон, -та, зон, -кса…)
- «Составь слово» (необходимо составить слово, выбрав из каждого данного слова определенный слог; новое слово разделить на слоги)
колос, рота, ваза – ___________________________
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________________________
колесо, верба, ветка- ___________________________
облака, кора, отмель - ___________________________
сало, ступа, вата - ______________________________
купи, перо, снежок -_____________________________
пальма, орлы, ерши - ____________________________
много, чучело, носок - ___________________________
муза, поезда, удача - ____________________________
-«Составь цепочку» (называется слово, учащиеся делят его на слоги, определяют последний и придумывают слово, которое начинается с такого же слога)
Ша-ры, ры-ба, ба-ран, ран-ка, ка-мыш, мыш-ка, ка-пус-та, та-зик…
-«Закончи предложение» (учитель читает предложение, учащиеся должны проговорить последний слог последнего слова)
Закончилась вьюжная зи.. (ма). Началась долгожданная вес.. (на).
- «Узнай слово» (учитель дает ритмический рисунок слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится с ударением; учащиеся придумывают и называют слова, произношение которых соответствует ритмическому рисунку)
За-за-за красота
По-по-по погода
-«Эхо» (произносится слово, учащиеся повторяют лишь слог, заданный по правилу: последний, первый, второй, ударный и т.д.)
- «Корректор» (необходимо списать слова, разделив на слоги)
клубника окно борт крупа крот туман забота прыгуны галстук спорт выставка ураган мох сосны лисица лист волк савок ствол школа хор туманы брусника голубика клюква ягель
- «Корректор» (необходимо составить и записать предложения, разделив некоторые из слов(по заданию учителя) на слоги)
хороша, дворе, горка, нашем, в
её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
-«Узнай букву-назови звук».
- «Части слова»
-«Собери пазл»
- «Узнай место слога в слове»
- «Доскажи словечко»
1) ЁЛ … (КА) СКВО-… (РЕЦ) ЦВЕ-… (ТЫ) ТРА-… (ВА) СЛО-… (ВА) ГНЕЗ-… (ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ) ПАЛЬ-… (ТО) КУРТ-… (КА) РУ-… (КА) ЛА-… (ПА) ДЕ-… (ТИ)
3) ВЕС-… (НА) ВЕТ-… (КА) ЗОН-… (ТИК) АП-… (КА) ЧЕР-… (ВЯК) КУС-. (ТЫ)
- «Учим правила»
- «Будь внимателен» (учащимся предлагается общее задание - списать текст, далее задания варьируются по группам –разделить слова на слоги, разделить слова для переноса).
С егодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
-«Корректор» (учащимся предлагается общее задание – списать, откорректировав текст, далее задания варьируются по группам –разделить слова на слоги, разделить слова для переноса).
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
- «Собираем схему слова»
- «Слова-соседи» (предлагаются слова, как учителем, так и самими учащимися; необходимо «поселить их в один из домиков», т.е. определить и обосновать, к какому правилу переноса они отнесены)
Данные приемы и упражнения позволяют не только формировать предметные умения, но и универсальные учебные действия:
- познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;