Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психологопедагогическая коррекция Практическое задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Психолого-педагогическая коррекция
Практическое задание № 3.
Выполнил:
слушатель Волкова Ольга Константиновна
Преподаватель:
Слюсарская Татьяна Вадимовна
Содержание
-
Целевой раздел-
Цели, задачи и принципы по физическому развитию и поддержки двигательных способностей у детей с ОВЗ -
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) -
Планируемые результаты освоения программы для детей 4 -7 лет -
Структура программы
-
-
Содержательный раздел-
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» для детей 4 -5 лет -
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» для детей 5 -7 лет
-
-
Организационный раздел-
Физкультурно-развивающая среда -
Двигательный режим -
Система закаливающих мероприятий -
Способы проверки знаний, умений и навыков в области «Физическая культура»
-
Список литературы
1.Целевой раздел
1.1Цели, задачи и принципы по физическому развитию и поддержки двигательных способностей у детей с ОВЗ
Цели:
-
способствовать формированию общей физической культуры; -
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; -
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; -
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; -
коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование у детей устойчивых навыков к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;
- развитие точности произвольных движений, умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- закрепление навыков самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;
- развитие соответствующей их индивидуально-типологическим особенностям динамическую и зрительно-моторную координацию.
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма. Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе воспитанников в более конкретной форме;
- содействовать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно – суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно – мышц-разгибателей), формированию опорно – двигательного аппарата и развитию двигательного анализатора;
- способствовать правильному соотношению частей тела и правильному функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность).
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков, развитие психомоторных качеств и двигательных способностей, передача простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте.
Воспитательные задачи:
- формирование культурно – гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям;
- воспитание волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т.д.);
- формирование положительных черт характера (организованность, скромность и др.);
- формирование нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п.).
Принципы коррекционного обучения:
-принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- принцип развивающего обучения от детей требует приложение усилий для овладения новыми движениями;
- принцип интеграции: процесс оздоровления детей ДОУ осуществляет в тесном единстве с учебно-воспитательном процессом;
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;
-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности воспитанника, планирует его развитие, намечает пути совершенствования уже приобретенных умений и навыков, построение двигательного режима;
- принцип доступности позволяет исключить негативные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок;
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительно-физкультурной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
1.2 Возрастные особенности детей от 4 -7 с ОВЗ
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет с ЗПР
Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением общего темпа развития позволила обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития, а именно:
-
Гипер - или гиподинамия; -
Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса; -
Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание); -
Нарушение мелкой моторики; -
Чрезмерно высокая или низкая двигательная активность; -
Дискоординация движений; -
Недостаточное развитие чувства ритма; -
Нарушение ориентировки в пространстве; -
Нарушение осанки, плоскостопие; -
Заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости).
Возрастные особенности дошкольников 4 - 5 лет с ЗПР
-
низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками); -
отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения; -
неравномерная работоспособность; -
отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания; -
нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью; -
нарушения в формировании двигательной памяти и зрительного внимания.
Возрастные особенности дошкольников 5 -7 лет с ЗПР
-
ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития; -
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным усилиям; -
испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики; -
непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное; -
несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления; -
нарушена слухо-моторная и зрительно-моторная координация движений; -
отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости. -
неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности.
1.3. Планируемые результаты освоения программы для детей 4 -5 лет
- формирование у детей интереса к движениям и желания самостоятельно их выполнять;
- развитие динамической и зрительно-моторной координации;
- развитие двигательной памяти и зрительного внимания в процессе выполнения двигательных цепочек из 3-5 элементов;
- формирование навыка владения телом в пространстве и сохранение равновесия;
- развитие одновременности и согласованности движений детей;
- умение самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
-обогащение двигательной базы детей разноименными и разнонаправленными движениями;
- соблюдение правильной осанки во время ходьбы, сохранение заданного темпа (быстрый , средний, медленный);
- умение выполнять упражнения с напряжением;
- умение выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне; при беге парами согласовывать свои движения с движениями партнера;
- умение энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия;
- формировать умение детей ловить мяч (расстояние 1,5 м), отбивать его от пола до 5 раз подряд;
-принимать правильное исходное положение при метании;
- ползать разными способами, лазать по гимнастической лестнице приставным и переменным шагом;
- развитие ритмичности, пластичности и выразительности движений детей в соответствии с вербальным и невербальным образом;
- выполнение детьми движений с речевым и музыкальным сопровождением;
-воспитание у детей стремления действовать по правилам, соблюдая их на протяжении подвижной игры, эстафеты, общеразвивающих упражнений.
Планируемые результаты освоения программы для детей 5- 7 лет
- формирование у детей устойчивого навыка к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;
- развитие точности произвольных движений, умению переключаться с одного движения на другое;
- умение детей выполнять упражнения по словесной инструкции взрослых;
- формирование навыков самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;
- воспитание умения сохранять правильную осанку в различных видах движений;