Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психологопедагогическая коррекция Практическое задание 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»


Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование


Дисциплина: Психолого-педагогическая коррекция

Практическое задание № 3.

Выполнил:

слушатель Волкова Ольга Константиновна

Преподаватель:

Слюсарская Татьяна Вадимовна

Содержание

  1. Целевой раздел

    1. Цели, задачи и принципы по физическому развитию и поддержки двигательных способностей у детей с ОВЗ

    2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет с задержкой психического развития (ЗПР)

    3. Планируемые результаты освоения программы для детей 4 -7 лет

    4. Структура программы

  2. Содержательный раздел

    1. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» для детей 4 -5 лет

    2. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» для детей 5 -7 лет

  3. Организационный раздел

    1. Физкультурно-развивающая среда

    2. Двигательный режим

    3. Система закаливающих мероприятий

    4. Способы проверки знаний, умений и навыков в области «Физическая культура»

Список литературы

1.Целевой раздел

1.1Цели, задачи и принципы по физическому развитию и поддержки двигательных способностей у детей с ОВЗ
Цели:

  • способствовать формированию общей физической культуры;

  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

  • коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Коррекционно-развивающие задачи:


формирование у детей устойчивых навыков к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;

- развитие точности произвольных движений, умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- закрепление навыков самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;

- развитие соответствующей их индивидуально-типологическим особенностям динамическую и зрительно-моторную координацию.

Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма. Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе воспитанников в более конкретной форме;

- содействовать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно – суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно – мышц-разгибателей), формированию опорно – двигательного аппарата и развитию двигательного анализатора;

- способствовать правильному соотношению частей тела и правильному функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность).
Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков, развитие психомоторных качеств и двигательных способностей, передача простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте.
Воспитательные задачи:

- формирование культурно – гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям;

- воспитание волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т.д.);

- формирование положительных черт характера (организованность, скромность и др.);

- формирование нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п.).

Принципы коррекционного обучения:

-принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;



принцип развивающего обучения от детей требует приложение усилий для овладения новыми движениями;

принцип интеграции:  процесс оздоровления детей ДОУ осуществляет в тесном единстве с учебно-воспитательном процессом;

принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;

-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности воспитанника, планирует его развитие, намечает пути совершенствования уже приобретенных умений и навыков, построение двигательного режима;

принцип доступности позволяет исключить негативные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок;

принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительно-физкультурной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
1.2 Возрастные особенности детей от 4 -7 с ОВЗ
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет с ЗПР
Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР  это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация  деятельности,  произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.


Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением общего темпа развития позволила обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития, а именно:

  • Гипер - или гиподинамия;

  • Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

  • Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

  • Нарушение мелкой моторики;

  • Чрезмерно высокая или низкая двигательная активность;

  • Дискоординация движений;

  • Недостаточное развитие чувства ритма;

  • Нарушение ориентировки в пространстве;

  • Нарушение осанки, плоскостопие;

  • Заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости).

Возрастные особенности дошкольников 4 - 5 лет с ЗПР

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);

  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

  • неравномерная работоспособность;

  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;

  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью;

  • нарушения в формировании двигательной памяти и зрительного внимания.

Возрастные особенности дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

  • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

  • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным усилиям;

  • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;

  • нарушена слухо-моторная и зрительно-моторная координация движений;

  • отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости.

  • неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности.


1.3. Планируемые результаты освоения программы для детей 4 -5 лет

- формирование у детей интереса к движениям и желания самостоятельно их выполнять;

- развитие динамической и зрительно-моторной координации;

- развитие двигательной памяти и зрительного внимания в процессе выполнения двигательных цепочек из 3-5 элементов;

- формирование навыка владения телом в пространстве и сохранение равновесия;

- развитие одновременности и согласованности движений детей;

- умение самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;

-обогащение двигательной базы детей разноименными и разнонаправленными движениями;

- соблюдение правильной осанки во время ходьбы, сохранение заданного темпа (быстрый , средний, медленный);

- умение выполнять упражнения с напряжением;

- умение выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне; при беге парами согласовывать свои движения с движениями партнера;

- умение энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия;

- формировать умение детей ловить мяч (расстояние 1,5 м), отбивать его от пола до 5 раз подряд;

-принимать правильное исходное положение при метании;

- ползать разными способами, лазать по гимнастической лестнице приставным и переменным шагом;

- развитие ритмичности, пластичности и выразительности движений детей в соответствии с вербальным и невербальным образом;

- выполнение детьми движений с речевым и музыкальным сопровождением;

-воспитание у детей стремления действовать по правилам, соблюдая их на протяжении подвижной игры, эстафеты, общеразвивающих упражнений.

Планируемые результаты освоения программы для детей 5- 7 лет
- формирование у детей устойчивого навыка к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;

- развитие точности произвольных движений, умению переключаться с одного движения на другое;

- умение детей выполнять упражнения по словесной инструкции взрослых;

- формирование навыков самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;

- воспитание умения сохранять правильную осанку в различных видах движений;