Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психологопедагогическая коррекция Практическое задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе – по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида движений к другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у дошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года. Результаты педагогических наблюдений показали, что в начале учебного года на физкультурных занятиях старшие дошкольники с ОВЗ не способны выдерживать нагрузку в течение 30 - 35 мин из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. В связи с этим, на начальном этапе, длительность физкультурных занятий уменьшается до 20 - 25 мин: вводно-подготовительная часть - 4 - 5 мин (20% от общего времени занятия), основная - 13 - 16 мин (65%), заключительная - 3 - 4 мин (15%), а во второй половине года увеличивается до нормы.
Хронологическая карта модели физкультурного занятия в группе с нарушением нормального темпа развития с учетом индивидуального – дифференцированного подхода
На первом этапе обучения занятия организуются в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность детей в двигательной активности, доставляющие им удовольствие и радость. Наряду с организованными физкультурными мероприятиями в утреннее и вечернее время воспитатели (с участием музыкального руководителя или с использованием аудиозаписи) по подгруппам и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития детей проводят с ними подвижные игры. Кроме того, во второй половине дня со всей группой организуются игры, направленные на двигательное развитие детей.
В процессе занятий в специально созданной для сенсо-моторного развития детей с ЗПР полифункциональной среде (см. раздел о физкультурно- развивающей среде) на первом и втором этапе работы особое внимание обращается на формирование умения дошкольников сохранять равновесие в вертикальном положении. В совместных играх со взрослыми дети учатся движениям на основе наглядных ориентиров — «взоровые» действия.
На втором, третьем и четвертом этапах коррекционно-развивающей работы детям, исходя из их индивидуальных моторных особенностей, предлагаются упражнения, развивающие согласованность движений в сочетании с реакцией на зрительную ориентировку. В этот период у детей формируются топологические, проективные представления, представления о системе координат, большое внимание обращается на развитие кинестетического и зрительного анализаторов. Для развития ориентировки в пространстве на основе использования определенной системы отсчета положительную динамику дает использование в качестве тренажеров напольных сенсорных дорожек. Занятия на таких тренажерах проводятся с детьми на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела.
Хождение по напольным сенсорным тренажерам («тактильная тропа здоровья») организуется как самостоятельное игровое занятие, основной задачей которого станет работа со стопой в целях профилактики детского травматизма: проработка и усиление на энергетическом и функциональном уровне голеностопного сустава, координации движений с опорой на ступни, цыпочки, пяточки.
Для занятий используются фитболы- мячи большого и среднего размера. Выполняя упражнения в положении сидя или лежа на фитболе, дети укрепляют мышцы спины, рук, ног. Упражнения на мячах позволяют задействовать те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других упражнений. Такие занятия оказывают оздоровительное воздействие на весь организм ребенка с ОВЗ.
Динамическая стимулирующая гимнастика проводится в утренние часы для регулирования эмоционального состояния ребенка, обеспечивает дополнительное формирование двигательных навыков, т.к. данная категория детей быстро утрачивает приобретенный двигательный опыт. При этом упражнения проводятся в движении, носят имитационный характер.
Тактильная тропа здоровья используется на занятиях по физическому воспитанию и в других режимных моментах с целью профилактики плоскостопия и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния путем воздействия на биоактивные центры стопы.
Подвижные игры, упражнения, праздники закрепляют умения и навыки, приобретенные детьми на физкультурных занятиях, дают детям огромный посыл положительных эмоций, уверенности в своих силах, повышают самооценку, формируют стремление преодолевать трудности, воспитывают соревновательный дух.
Суть детского игрового стретчинга заключается в реализации игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка, эти упражнения способствуют формированию правильной осанки, тренировке определенных групп мышц, снижению травматизма, улучшению гибкости и подвижности суставов, развитию двигательной фантазии, повышению общего эмоционального тонуса ребенка и интереса детей к физкультурным занятиям.
Упражнения в предложенной системе проводятся индивидуально или с подгруппой детей, по принципу - от простого к сложному. 1 раз в квартал все упражнения, разученные ранее, объединяются в комплексы и проводятся вместо физкультурного занятия.
Для коррекции психомоторных нарушений у детей с ООП необходимы новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи - занятия психомоторной коррекции.
Внедрение в практику данных занятий способствует коррекции высших психических функций у детей путем воздействия на работу корковых и подкорковых мозговых структур посредством двигательных упражнений.
Цель психомоторных комплексов – это функциональная активизация межполушарных взаимодействий, оптимизация тонуса тела, улучшение обменных процессов , с помощью глазодвигательных, дыхательных, телесных упражнений, упражнений на растяжку определенных мышц тела, движений пальцев. Работа проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Ритмопластика организуется с целью обогащения и развития двигательной сферы ребенка, наполняет ее эмоционально-выразительным содержанием. Развивает у детей координацию движений, равновесие, ориентировку в пространстве и в сторонах собственного тела, чувство ритма. Комплексы данных упражнений разучиваются факультативно, а затем используются на утренней гимнастике, занятии по физкультуре вместо общеразвивающих упражнений, служат украшением спортивного праздника.
Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств у детей. В неё входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительные пантомимы, пластические упражнения. Используется во время и в конце физкультурных занятий, в других режимных моментах.
Элементы релаксации помогают расслабить отдельные группы мышцы тела, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Антистрессовая гимнастика основана на технике «целительных рук», вибрационных движениях, принципе резонанса, позитивно влияющих на вегетативную нервную систему ребенка и является стабилизатором коммуникативных взаимоотношений между детьми.
Массаж и самомассаж входят как в комплексы различных видов гимнастик, физкультурных занятий, так и используются в профилактических целях как самостоятельные упражнения. Эффективно влияет на повышение мышечного тонуса, иммунной системы через воздействия на рефлекторные точки тела.
Гигиена режима и закаливания являются неотъемлемой частью общей физкультурно-оздоровительной системы дошкольного учреждения в течении всего года. В летний оздоровительный период с детьми проводятся комплексы закаливающих мероприятий, включающих в себя упражнения на массажных ковриках, игры и виды движений в плескательном бассейне, босохождение.
2.1. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ориентировочно 4 - 5 лет)
\Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Построения и перестроения. Учим детей строиться в шеренгу по росту и перестраиваться в колонну.
Ходьба и упражнения в равновесии. Развиваем у детей навыки обычной ходьбы, ходьбы на носках, учим детей ходьбе с заданиями; руки' на поясе, к плечам, в стороны и т. д.
Учим детей ходить по дорожкам, приподнятым над полом (по игровой дорожке, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и др.).
Продолжаем развивать умения детей ходить по кругу (хороводные игры).
Продолжаем учить детей движениям под музыку, движениям с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков.
Бег. Учим детей бегать в колонне по одному, змейкой между предметами за взрослым, между линиями, между цилиндрами, между мягкими модулями и т. п.
Учим детей бегу: на носках; в медленном и среднем темпе; по дорожке, приподнятой над полом (игровая дорожка, коврик «Топ-топ») (со страховкой).
Прыжки. Учим детей прыжкам: на двух ногах: ноги вместе — ноги врозь, руки на поясе; с продвижением вперед (3—4 м); в длину с места (50 см), в высоту (15—20 см) с места; на мячах и игрушках-прыгунах ( надувные игрушки: пони, зебра, Вини Пух и др.); на детском каркасном пружинном батуте «Прыжок» и др.
Учим детей подпрыгивать на надувном фитболе (со страховкой).
Катание, бросание, ловля округлых предметов. Учим детей прокатывать мяч, обруч из разных исходных позиций двумя руками друг другу; бросать и ловить мяч (два-три раза), бросать мяч друг другу, бросать мяч вверх.
Учим детей метать мячи малого размера в вертикальную (1,5—2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2—2,5 м.).
Продолжаем работу с сенсорными (набивными) мячами, катание сенсорных (набивных) мячей, размер и вес которых соответствуют возможностям детей; прокатывание на сенсорных мячах, лежа на них животом; добавляем прокатывание сенсорного (набивного) мяча по полу в цель.
Ползание и лазанье. Учим детей ползать на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами, с поворотом кругом.
Совершенствуем навыки детей, сформированные раннее: проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей (поли- функциональные наборы «Радуга», «Забава») и т. п.
Проводим упражнения на следочках от рук и цыпочек (движение на четвереньках) на коврике со следочками и подобных ему ковриках.
Продолжаем учить детей лазать по лестнице-стремянке (со страховкой или минимальной поддержкой).
В играх и упражнениях закрепляем навыки бега, прыжков, ползания и лазания, бросания и ловли мяча, ориентировки в пространстве, сформированные ранее.
В основной части занятия вводим стретчинговые игровые упражнения ( 1-2 упражнения в неделю).
Декабрь, январь, февраль
Построения и перестроения. Учим детей строиться в шеренгу по росту и перестраиваться в колонну, а затем из колонны по одному в колонну по двое.
Ходьба и упражнения в равновесии. Продолжаем развивать у детей навыки обычной ходьбы, ходьбы на носках, ходьбы с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны), учим детей ходьбе на пятках, в полуприседе.
Учим детей ходьбе с перешагиванием через предметы (высота 15—20
Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года. Результаты педагогических наблюдений показали, что в начале учебного года на физкультурных занятиях старшие дошкольники с ОВЗ не способны выдерживать нагрузку в течение 30 - 35 мин из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. В связи с этим, на начальном этапе, длительность физкультурных занятий уменьшается до 20 - 25 мин: вводно-подготовительная часть - 4 - 5 мин (20% от общего времени занятия), основная - 13 - 16 мин (65%), заключительная - 3 - 4 мин (15%), а во второй половине года увеличивается до нормы.
Хронологическая карта модели физкультурного занятия в группе с нарушением нормального темпа развития с учетом индивидуального – дифференцированного подхода
Цель занятия | Цель занятия формируется в зависимости от типа занятия и поставленных двигательных задач с учетом индивидуального подхода: -Занятия, направленные на совершенствование основных движений; -Занятия на обучение новым основным движениям; - Занятия на закрепление движений в различных видах игр. | |
| Принципы построения | Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода |
Вводно-поготовительная часть | - Построение детей в колонну, в шеренгу; -Сообщение цели занятия; -Обучение строевым приемам; -Закрепление строевых приемов; -Различные виды ходьбы, включающие в себя корригирующие движения; -Различные виды бега | Контроль за качеством выполнения всех видов упражнений у детей с разной двигательной активностью, физической подготовленностью, упражнения с учетом гендерной направленности. |
Основная часть | - Различные виды перестроения: а) звеньями, б) двойками, в) тройками и т.д.: Выполнение общеразвивающих упражнений - в статическом положении, в динамике; - Деление детей на подгруппы: а) по уровню двигательной активности, б) гендерной идентификации, в) физической подготовленности; - Выполнение основных движений способом круговой тренировки; - Закрепление движения в играх; - Силовые упражнения, упражнения на растяжку и развитие гибкости (стретчинг) | - Уделять внимание детям с низкой двигательной активностью, контролировать качество выполнения движений у детей с высокой двигательной активностью. - Мальчикам предлагать движения скоростно-силового характера, девочкам – на развитие гибкости и растяжки. - Разучивание упражнений игрового детского стретчинга. |
Заключительная часть | -Проведение игр малой подвижности: а) игры-хороводы; б) психогимнастические этюды; в) упражнения психокоррекционной направленности; г) упражнения на релаксацию; - Итог занятия. | - Регулировать двигательную активность детей; -Добиваться качества во время выполнения всех упражнений. |
На первом этапе обучения занятия организуются в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность детей в двигательной активности, доставляющие им удовольствие и радость. Наряду с организованными физкультурными мероприятиями в утреннее и вечернее время воспитатели (с участием музыкального руководителя или с использованием аудиозаписи) по подгруппам и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития детей проводят с ними подвижные игры. Кроме того, во второй половине дня со всей группой организуются игры, направленные на двигательное развитие детей.
В процессе занятий в специально созданной для сенсо-моторного развития детей с ЗПР полифункциональной среде (см. раздел о физкультурно- развивающей среде) на первом и втором этапе работы особое внимание обращается на формирование умения дошкольников сохранять равновесие в вертикальном положении. В совместных играх со взрослыми дети учатся движениям на основе наглядных ориентиров — «взоровые» действия.
На втором, третьем и четвертом этапах коррекционно-развивающей работы детям, исходя из их индивидуальных моторных особенностей, предлагаются упражнения, развивающие согласованность движений в сочетании с реакцией на зрительную ориентировку. В этот период у детей формируются топологические, проективные представления, представления о системе координат, большое внимание обращается на развитие кинестетического и зрительного анализаторов. Для развития ориентировки в пространстве на основе использования определенной системы отсчета положительную динамику дает использование в качестве тренажеров напольных сенсорных дорожек. Занятия на таких тренажерах проводятся с детьми на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела.
Хождение по напольным сенсорным тренажерам («тактильная тропа здоровья») организуется как самостоятельное игровое занятие, основной задачей которого станет работа со стопой в целях профилактики детского травматизма: проработка и усиление на энергетическом и функциональном уровне голеностопного сустава, координации движений с опорой на ступни, цыпочки, пяточки.
Для занятий используются фитболы- мячи большого и среднего размера. Выполняя упражнения в положении сидя или лежа на фитболе, дети укрепляют мышцы спины, рук, ног. Упражнения на мячах позволяют задействовать те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других упражнений. Такие занятия оказывают оздоровительное воздействие на весь организм ребенка с ОВЗ.
Динамическая стимулирующая гимнастика проводится в утренние часы для регулирования эмоционального состояния ребенка, обеспечивает дополнительное формирование двигательных навыков, т.к. данная категория детей быстро утрачивает приобретенный двигательный опыт. При этом упражнения проводятся в движении, носят имитационный характер.
Тактильная тропа здоровья используется на занятиях по физическому воспитанию и в других режимных моментах с целью профилактики плоскостопия и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния путем воздействия на биоактивные центры стопы.
Подвижные игры, упражнения, праздники закрепляют умения и навыки, приобретенные детьми на физкультурных занятиях, дают детям огромный посыл положительных эмоций, уверенности в своих силах, повышают самооценку, формируют стремление преодолевать трудности, воспитывают соревновательный дух.
Суть детского игрового стретчинга заключается в реализации игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка, эти упражнения способствуют формированию правильной осанки, тренировке определенных групп мышц, снижению травматизма, улучшению гибкости и подвижности суставов, развитию двигательной фантазии, повышению общего эмоционального тонуса ребенка и интереса детей к физкультурным занятиям.
Упражнения в предложенной системе проводятся индивидуально или с подгруппой детей, по принципу - от простого к сложному. 1 раз в квартал все упражнения, разученные ранее, объединяются в комплексы и проводятся вместо физкультурного занятия.
Для коррекции психомоторных нарушений у детей с ООП необходимы новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи - занятия психомоторной коррекции.
Внедрение в практику данных занятий способствует коррекции высших психических функций у детей путем воздействия на работу корковых и подкорковых мозговых структур посредством двигательных упражнений.
Цель психомоторных комплексов – это функциональная активизация межполушарных взаимодействий, оптимизация тонуса тела, улучшение обменных процессов , с помощью глазодвигательных, дыхательных, телесных упражнений, упражнений на растяжку определенных мышц тела, движений пальцев. Работа проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Ритмопластика организуется с целью обогащения и развития двигательной сферы ребенка, наполняет ее эмоционально-выразительным содержанием. Развивает у детей координацию движений, равновесие, ориентировку в пространстве и в сторонах собственного тела, чувство ритма. Комплексы данных упражнений разучиваются факультативно, а затем используются на утренней гимнастике, занятии по физкультуре вместо общеразвивающих упражнений, служат украшением спортивного праздника.
Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств у детей. В неё входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительные пантомимы, пластические упражнения. Используется во время и в конце физкультурных занятий, в других режимных моментах.
Элементы релаксации помогают расслабить отдельные группы мышцы тела, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Антистрессовая гимнастика основана на технике «целительных рук», вибрационных движениях, принципе резонанса, позитивно влияющих на вегетативную нервную систему ребенка и является стабилизатором коммуникативных взаимоотношений между детьми.
Массаж и самомассаж входят как в комплексы различных видов гимнастик, физкультурных занятий, так и используются в профилактических целях как самостоятельные упражнения. Эффективно влияет на повышение мышечного тонуса, иммунной системы через воздействия на рефлекторные точки тела.
Гигиена режима и закаливания являются неотъемлемой частью общей физкультурно-оздоровительной системы дошкольного учреждения в течении всего года. В летний оздоровительный период с детьми проводятся комплексы закаливающих мероприятий, включающих в себя упражнения на массажных ковриках, игры и виды движений в плескательном бассейне, босохождение.
2.1. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ориентировочно 4 - 5 лет)
\Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Построения и перестроения. Учим детей строиться в шеренгу по росту и перестраиваться в колонну.
Ходьба и упражнения в равновесии. Развиваем у детей навыки обычной ходьбы, ходьбы на носках, учим детей ходьбе с заданиями; руки' на поясе, к плечам, в стороны и т. д.
Учим детей ходить по дорожкам, приподнятым над полом (по игровой дорожке, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и др.).
Продолжаем развивать умения детей ходить по кругу (хороводные игры).
Продолжаем учить детей движениям под музыку, движениям с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков.
Бег. Учим детей бегать в колонне по одному, змейкой между предметами за взрослым, между линиями, между цилиндрами, между мягкими модулями и т. п.
Учим детей бегу: на носках; в медленном и среднем темпе; по дорожке, приподнятой над полом (игровая дорожка, коврик «Топ-топ») (со страховкой).
Прыжки. Учим детей прыжкам: на двух ногах: ноги вместе — ноги врозь, руки на поясе; с продвижением вперед (3—4 м); в длину с места (50 см), в высоту (15—20 см) с места; на мячах и игрушках-прыгунах ( надувные игрушки: пони, зебра, Вини Пух и др.); на детском каркасном пружинном батуте «Прыжок» и др.
Учим детей подпрыгивать на надувном фитболе (со страховкой).
Катание, бросание, ловля округлых предметов. Учим детей прокатывать мяч, обруч из разных исходных позиций двумя руками друг другу; бросать и ловить мяч (два-три раза), бросать мяч друг другу, бросать мяч вверх.
Учим детей метать мячи малого размера в вертикальную (1,5—2 м) и горизонтальную цель (расстояние 2—2,5 м.).
Продолжаем работу с сенсорными (набивными) мячами, катание сенсорных (набивных) мячей, размер и вес которых соответствуют возможностям детей; прокатывание на сенсорных мячах, лежа на них животом; добавляем прокатывание сенсорного (набивного) мяча по полу в цель.
Ползание и лазанье. Учим детей ползать на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях между предметами, с поворотом кругом.
Совершенствуем навыки детей, сформированные раннее: проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модулей (поли- функциональные наборы «Радуга», «Забава») и т. п.
Проводим упражнения на следочках от рук и цыпочек (движение на четвереньках) на коврике со следочками и подобных ему ковриках.
Продолжаем учить детей лазать по лестнице-стремянке (со страховкой или минимальной поддержкой).
В играх и упражнениях закрепляем навыки бега, прыжков, ползания и лазания, бросания и ловли мяча, ориентировки в пространстве, сформированные ранее.
В основной части занятия вводим стретчинговые игровые упражнения ( 1-2 упражнения в неделю).
Декабрь, январь, февраль
Построения и перестроения. Учим детей строиться в шеренгу по росту и перестраиваться в колонну, а затем из колонны по одному в колонну по двое.
Ходьба и упражнения в равновесии. Продолжаем развивать у детей навыки обычной ходьбы, ходьбы на носках, ходьбы с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны), учим детей ходьбе на пятках, в полуприседе.
Учим детей ходьбе с перешагиванием через предметы (высота 15—20