Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психологопедагогическая коррекция Практическое задание 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- развитие двигательной памяти, выполнение двигательной цепочки из 4-6 действий;

- развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации движений;

- развитие навыков пространственной организации движений;

- формирование умения и навыков одновременного выполнения согласованных движений, а также навыков разноименных и разнонаправленных движений;

- умение самостоятельно перестраиваться двойками, тройками и четверками с опорой на ориентиры;

- формирование навыков контроля, динамического и статического равновесия;

- умение сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный);

- умение выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне, при беге парами соизмерять свои движения с движения ми партнера;

- умение энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия;

- формировать умение детей ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его от пола не менее 5-7 раз подряд;

-принимать правильное исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью;

-формировать умение лазать по гимнастической лестнице, перелезать с пролета на пролет по диагонали, соблюдая ритмичность при подъеме и спуске;

-умение детей самостоятельно организовывать подвижные игры предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений;

-умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- развитие творчества, инициативы и вариативности при выполнении движений;

- умение играть в подвижные игры со сложными правилами и игры со спортивными элементами;

- расширять словарный запас, понятий отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.

1.4.Структура программы физического воспитания детей 4-7 лет с ОВЗ
Программой предусматривается разностороннее физическое развитие детей, коррекция недостатков, а так же профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза основы здорового образа жизни и психологическую готовность к обучению в школе, а так же достичь основных целей согласно Концепции дошкольного образования.

Для осуществления коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия.


Основные направления работы:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;

-профилактика физических и эмоционально-личностных перегрузок,

-определение оптимального образовательного маршрута ребенка,

- консультирование участников педагогического процесса

- работают над развитием мелкой и общей моторики,

- формируют правильное дыхание

- проведение коррекционной гимнастики по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,

- развитие координации движений,

- динамическая коррекция разных частей тела в процессе выполнения одновременно организованных движений,

-диагностика физической подготовки детей,

- анализ анамнеза ребенка

- направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов

- контроль своевременности прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий

- составление индивидуального образовательного маршрута

- развитие музыкального и речевого слуха, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи,

- формирование правильного фразовое дыхание,

- развитие силы и тембра голоса,

- развитие чувство ритма и выразительности движений

- закрепление и совершенствование основных видов движений,

- индивидуальную работу по закреплению физических навыков и умений

- организация подвижных игры, физкультурно-оздоровительной работы,

- побуждение детей к самостоятельной двигательной активности.
Содержание педагогической работы по физическому развитию с детьми с ОВЗ опре­деляется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется в два периода, соответству­ющих возрастным особенностям дошкольников. Каждый период, в свою очередь, включает несколько направлений, соответст­вующих федеральным государственным требованиям к струк­туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и деятельности по квалифицированной коррек­ции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа с детьми по­священа, прежде всего, совершенствованию психофизиче­ских механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций, а также базовых движений и представлений о себе и об окружающем мире.



Первый период посвящен работе с детьми среднего до­школьного возраста: восполняются пробелы в физическом развитии детей, формируется и совершен­ствуется база основных движений, элементарные навыки игровой и физической деятельности.

Во втором периоде начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Она предполагает не только совершенствование культуры движений детей и техники их выполнения, а так же игровых умений и навыков, но информирование потребности в физическом совершенствовании и становлении мотивации детей к двигательной активности, расширении представлений о спортивных играх и их многообразии.

От этапа к этапу коррекционно-развивающая работа по Программе предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.

Реализация содержания программы осуществляется по 4 этапам работы, рассчитанным на годичный цикл (таблица).

Каждый этап включает в себя содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию в определенный временной период.

Модель планирования работы по физическому воспитанию дошкольников 4 -7 лет с ОВЗ

Месяцы

Этапы

Содержание работы

Сентябрь


I

Подготовительный этап




Адаптационный период к воспитательно-оздоровительным нагрузкам в ДОУ.

Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей.

Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации.


Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

II

Базовый этап




Организация специальной работы по коррекции нарушений двигательной деятельности дошкольников с ЗПР

Формирование двигательных умений и навыков (в соответствии с разработанным перспективным планированием).

Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе.
Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости)

Май

III

Переходный этап

Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей


Июнь

Июль

Август

IV

Оздоровительно-рекреационный этап


Подвижные игры, закаливающие мероприятия, коррекционно-развивающая работа, физкультурные досуги на свежем воздухе




2. Содержательный раздел
Физическое развитие и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого­-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно­-воспитательной работы.

На подготовительном этапе проводится комплексная диагностика психо-физического состояния детей, включающая в себя оценку физической подготовленности и психомоторной компетенции детей. Согласно результатам обследования строится дальнейшая физкультурно-оздоровительная работа.


Вся система работы по физическому воспитанию с детьми представлена тремя блоками, включающими в себя различные формы физкультурно–оздоровительной работы с детьми (схема).

Система работы по физическому воспитанию с детьми с ОВЗ

I Блок

Коррекционно- развивающий
II Блок

Коррекционно-факультативный и индивидуальный
III Блок

Оздоровительно - профилактический
Первый коррекционно - развивающий блок включает в себя :

  • Коррекционные физкультурные занятия;

  • Динамическую стимулирующую гимнастику;

  • Тактильную тропу здоровья;

  • Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые гимнастики;

  • Спортивные праздники и развлечения.

Второй коррекционно-факультативный и индивидуальный блок проводится с подгруппой детей, состоит из:

  • комплексов ритмической гимнастики, ритмоплатики;

  • детского игрового стретчинга;

  • упражнений психомоторной коррекции.

Третий оздоровительно – профилактический блок включает:

  • психогимнастику;

  • комплексы антистрессовой гимнастики;

  • массаж и самомассаж;

  • гигиену режима и закаливания.


Основной формой организации работы по физиче­скому воспитанию детей являются комплексные игровые коррекционно-физкультурные занятия, обеспечивающие реализацию основных задач, опре­деленных Программой.

Наряду с задачами основной образовательной программы и независимо от особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с ОВЗ, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Также упражнений, направленных на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Установлено, что у дошкольников с ОВЗ выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий, движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по