Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психологопедагогическая коррекция Практическое задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- развитие двигательной памяти, выполнение двигательной цепочки из 4-6 действий;
- развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации движений;
- развитие навыков пространственной организации движений;
- формирование умения и навыков одновременного выполнения согласованных движений, а также навыков разноименных и разнонаправленных движений;
- умение самостоятельно перестраиваться двойками, тройками и четверками с опорой на ориентиры;
- формирование навыков контроля, динамического и статического равновесия;
- умение сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный);
- умение выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне, при беге парами соизмерять свои движения с движения ми партнера;
- умение энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия;
- формировать умение детей ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его от пола не менее 5-7 раз подряд;
-принимать правильное исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью;
-формировать умение лазать по гимнастической лестнице, перелезать с пролета на пролет по диагонали, соблюдая ритмичность при подъеме и спуске;
-умение детей самостоятельно организовывать подвижные игры предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений;
-умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- развитие творчества, инициативы и вариативности при выполнении движений;
- умение играть в подвижные игры со сложными правилами и игры со спортивными элементами;
- расширять словарный запас, понятий отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.
1.4.Структура программы физического воспитания детей 4-7 лет с ОВЗ
Программой предусматривается разностороннее физическое развитие детей, коррекция недостатков, а так же профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза основы здорового образа жизни и психологическую готовность к обучению в школе, а так же достичь основных целей согласно Концепции дошкольного образования.
Для осуществления коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия.
Основные направления работы: - выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка; -профилактика физических и эмоционально-личностных перегрузок, -определение оптимального образовательного маршрута ребенка, - консультирование участников педагогического процесса |
- работают над развитием мелкой и общей моторики,
- формируют правильное дыхание
- проведение коррекционной гимнастики по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,
- развитие координации движений,
- динамическая коррекция разных частей тела в процессе выполнения одновременно организованных движений,
-диагностика физической подготовки детей,
- анализ анамнеза ребенка
- направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов
- контроль своевременности прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий
- составление индивидуального образовательного маршрута
- развитие музыкального и речевого слуха, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи,
- формирование правильного фразовое дыхание,
- развитие силы и тембра голоса,
- развитие чувство ритма и выразительности движений
- закрепление и совершенствование основных видов движений,
- индивидуальную работу по закреплению физических навыков и умений
- организация подвижных игры, физкультурно-оздоровительной работы,
- побуждение детей к самостоятельной двигательной активности.
Содержание педагогической работы по физическому развитию с детьми с ОВЗ определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется в два периода, соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Каждый период, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и деятельности по квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая работа с детьми посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций, а также базовых движений и представлений о себе и об окружающем мире.
Первый период посвящен работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в физическом развитии детей, формируется и совершенствуется база основных движений, элементарные навыки игровой и физической деятельности.
Во втором периоде начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Она предполагает не только совершенствование культуры движений детей и техники их выполнения, а так же игровых умений и навыков, но информирование потребности в физическом совершенствовании и становлении мотивации детей к двигательной активности, расширении представлений о спортивных играх и их многообразии.
От этапа к этапу коррекционно-развивающая работа по Программе предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Реализация содержания программы осуществляется по 4 этапам работы, рассчитанным на годичный цикл (таблица).
Каждый этап включает в себя содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию в определенный временной период.
Модель планирования работы по физическому воспитанию дошкольников 4 -7 лет с ОВЗ
Месяцы | Этапы | Содержание работы | |
Сентябрь | I Подготовительный этап | | Адаптационный период к воспитательно-оздоровительным нагрузкам в ДОУ. Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей. Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации. |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | II Базовый этап | | Организация специальной работы по коррекции нарушений двигательной деятельности дошкольников с ЗПР Формирование двигательных умений и навыков (в соответствии с разработанным перспективным планированием). Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе. Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости) |
Май | III Переходный этап | Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей | |
Июнь Июль Август | IV Оздоровительно-рекреационный этап | Подвижные игры, закаливающие мероприятия, коррекционно-развивающая работа, физкультурные досуги на свежем воздухе |
2. Содержательный раздел
Физическое развитие и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы.
На подготовительном этапе проводится комплексная диагностика психо-физического состояния детей, включающая в себя оценку физической подготовленности и психомоторной компетенции детей. Согласно результатам обследования строится дальнейшая физкультурно-оздоровительная работа.
Вся система работы по физическому воспитанию с детьми представлена тремя блоками, включающими в себя различные формы физкультурно–оздоровительной работы с детьми (схема).
Система работы по физическому воспитанию с детьми с ОВЗ
I Блок
Коррекционно- развивающий
II Блок
Коррекционно-факультативный и индивидуальный
III Блок
Оздоровительно - профилактический
Первый коррекционно - развивающий блок включает в себя :
-
Коррекционные физкультурные занятия; -
Динамическую стимулирующую гимнастику; -
Тактильную тропу здоровья; -
Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые гимнастики; -
Спортивные праздники и развлечения.
Второй коррекционно-факультативный и индивидуальный блок проводится с подгруппой детей, состоит из:
-
комплексов ритмической гимнастики, ритмоплатики; -
детского игрового стретчинга; -
упражнений психомоторной коррекции.
Третий оздоровительно – профилактический блок включает:
-
психогимнастику; -
комплексы антистрессовой гимнастики; -
массаж и самомассаж; -
гигиену режима и закаливания.
Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей являются комплексные игровые коррекционно-физкультурные занятия, обеспечивающие реализацию основных задач, определенных Программой.
Наряду с задачами основной образовательной программы и независимо от особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с ОВЗ, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Также упражнений, направленных на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Установлено, что у дошкольников с ОВЗ выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий, движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по