Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одного из супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.

Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей - отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

По мнению зарубежных исследователей Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др., наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу [27].

Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего
, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и таким образом, по существу, теряет для себя и второго родителя.

Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами - это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

В ценностных ориентациях молодежи современного российского общества произошли значительные качественные изменения. В ценностном сознании утрачены позиции традиционных ценностей, преобладают пассивность и потребительство. Вместе с тем обнаруживаются и положительные тенденции, связанные с формированием и распространением новых ценностных ориентации, раскрывающих возможности карьерного роста, самосовершенствования, образования. Сегодняшние юноши и девушки смотрят на жизнь прагматично, полагаясь больше на себя, своих родных и близких, нежели на оказавшиеся призрачными идеи, а также властные структуры, не способные создать молодому поколению условия для достойного существования, что зачастую определяет массовый характер ценностных ориентации подрастающего поколения.

Подобные изменения обусловливаются не только общей социокультурной ситуацией, которая выступает как фактор формирования ценностных ориентации современной молодежи. Они детерминированы и таким субъективным фактором, как формирование новых ценностей под воздействием современной российской семьи.

Именно изменение ценностных ориентации под воздействием семьи и современных социокультурных условий обусловливает трансформацию старых и формирование новых ценностных ориентации, содействуя в достижении молодежью формирующихся у нее своих новых целей.



Таким образом, семья, несмотря на ее структурно-функциональные преобразования сохраняет, в условиях нестабильности относительно устойчивый набор ценностей. Это неизбежно отражается на процессе формирования ценностных ориентации молодежи. В системе ее ценностных ориентации приоритет сохраняют те ценности, которые являются социально значимыми для семьи.


    1. Характеристика стилей семейного воспитания


Семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушится. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли [45].

«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.


«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощение своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.) [42].

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка [13].

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

 Нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.В. Петровский выделял пять тактик семейного воспитания, неотделимых от типа семейных отношений и ими порождаемых [9].


Диктат. Одни члены семьи подавляют чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативу других. Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к ребенку, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Далеко не всегда этот тип отношений, по замечанию А.В. Петровского, подобен «улице с односторонним движением». Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры - настоящим маленьким тираном.

Опека. Различия этой тактики с диктатом в форме, а не в существе. Опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Результат один - у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более общих вопросов семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти инстинкт: «Я сам», уступает место вялому безразличию: «Пусть мама, пусть папа сделают, решат, помогут». На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждения его от трудностей. Опека как воспитательная тактика, по мнению автора, - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от трудовых усилий и ответственности. Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их ребенка не «свалились» какие-либо житейские трудности, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке ребенка к столкновению с реальностью за порогом родного дома [27].

Конфронтация. Эта тактика характерна для семей, в которых между поколениями идет постоянная война, раздражение накапливается. Растут взаимные обиды. Постоянное противостояние заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого. В проигрыше обе стороны. Педагогический крах оборачивается крахом семьи, окончательная расплата нередко приходит только через много лет, когда дряхлеющие и беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться «морали послушания», которые сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.