Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мирное сосуществование. Четвертый тип тактики семьи - мирное сосуществование с позиции невмешательства. У каждого своя сфера: свои дела, проблемы, свои трудности и успехи. Никто не переходит «демаркационную линию», так как от этого могут быть только недоразумения. Бывает, что родитель даже испытывает гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент - пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществования с ребенком. Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают его плоды. Семья как центр притяжения, как семейный очаг для ребенка не существует. Рано или поздно может наступить критический момент - болезнь, трудности - когда от него потребуется участие, включение в общесемейные проблемы, в результате старшие убедятся в его неспособности ко всему этому и будет горько сетовать по поводу несостоятельности мальчика как сына, девочки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество. По А.В. Петровскому, такая тактика воспитания бывает в тех случаях, когда семья обретает особое качество, превращается в коллектив. Взгляды и позиции по основным вопросам у всех членов семьи совпадают. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, вообще наличие ценностно-ориентационного единства - важнейший принцип воспитания в себе, существенная характеристика семьи как коллектива. В таких семьях существует справедливость при возложении ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности, правильное приписывание ответственности за совместную деятельность, доброта, ласка родителей, снисходительность без перебора [34].

А.Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970 - 1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства». В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей [51].


Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребенок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Особенно неблагоприятна гипопротекция при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни [16].

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. В этом случае ребенок растет несамостоятельным, нерешительным, безынициативным.

А.Е. Личко отмечает различие действий такого вида воспитания на детей с разной акцентуацией. Если у гипертимных - она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на детей с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие - усиливает их астенические черты - несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. При данном типе отношения родителей к ребенку родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении его потребностей, стремятся превосходить любые его желания и идут у него на поводу. Ребенок не знает запретов и ограничений. А в результате в таких семьях ребенок стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками [24].

Эмоциональная сфера таких детей характеризуется рядом особенностей. Собственные эмоции у них дифференцируются слабо. К переживаниям других ребенок также нечувствителен. Ему сложно предположить, что испытывает кто-либо в той или иной ситуации. Экспрессия часто неадекватна. Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций.



А.Е. Личко по поводу данного воспитательного стиля замечает, что для него характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, от неприятных обязанностей.

В последнем случае такой вид воспитания превращает ребенка в семейного тирана, способного избивать родителей.

Симбиоз. Некоторые авторы выделяют такой стиль воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерью и ребенком. Она стремиться привязать его к себе, все сделать за него, оградить от опасностей [19].

Потворствующая гипопротекция. Как стиль воспитания описан сотрудником А.Е.Личко - А.А.Вдовиченко. При таком виде воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, перевалить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов, так как семейное воспитание по такому типу оказывается несостоятельным - выходцы из этих семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы [62].

Эмоциональное отвержение. При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче.

Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия.

Условия жестких взаимоотношений. Обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых. В настоящее время условия жестоких взаимоотношений в семьях с эмоциональным отвержением со стороны матери, отчима, даже прародителей все более распространяются [5].

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидней акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.

Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. При этом отношение родителей предполагают повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. По данным исследования дошкольников Н.А. Довгая в отношении эмоционального развития таких детей, в первую очередь на себя обращает внимание высокий уровень развития эмоциональной регуляции. Как правило, мать в таких семьях не склонна скрывать свои эмоции и в полное мере обрушивает их на ребенка, которому приходится, сдерживая собственные переживания, становится «эмоциональным костылем» для нее. Что касается его собственных эмоций, то их осознание и выражение в большинстве случает крайне затруднительно.


Противоречивое воспитание. В одной семье каждые из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки [37].

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности [56].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать - это любовь и независимость.

Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.


Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:

  1. Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

  2. Семья, несмотря на ее структурно-функциональные преобразования сохраняет, в условиях нестабильности относительно устойчивый набор ценностей. Это неизбежно отражается на процессе формирования ценностных ориентации молодежи. В системе ее ценностных ориентации приоритет сохраняют те ценности, которые являются социально значимыми для семьи.

  3. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.