Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из представленных в таблице 2.3 данных мы видим, что индифферентный и либеральный стили семейного воспитания оказывают наибольшее влияние на формирование таких ценностей, как «Удовольствия» и «Уверенность в себе», а авторитетный стиль – на формирование ценностей «Счастье других» и «Заботливость».

Таким образом, результаты эмпирической части нашего исследования полностью подтверждают гипотезу, выдвинутую вначале.

По результатам эмпирического исследования нами были сформулированы следующие выводы:

1.В семьях респондентов наиболее ярко выражен авторитарный стиль (ср. б. 0,125), несколько менее выражен индифферентный стиль (ср. б. 0,121), менее выражен либеральный стиль (ср. б. 0,114). Наименее выраженным является авторитетный стиль воспитания (ср. б. 0,1).

2. Наиболее ярко выражены такие ценностные ориентации как «Материально обеспеченная жизнь», «Свобода», «Удовольствия», «Уверенность в себе», «Счастье других», «Забота».

3. При выраженности в семье либерального или индифферентного стилей воспитания у подростков формируются такие ценности как «Материально обеспеченная жизнь», «Свобода», «Удовольствия», «Уверенность в себе».

4. В случае преобладания авторитетного стиля воспитания в семье формируются ценности «Счастье других», «Забота».
2.3. Программа психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций у подростков
Целью данной программы является - развитие ценностных ориентаций у подростков.

Задачи программы:

1) способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения;

2) создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;

3) расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

4) способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Основой построения программы послужили принципы, выделенные нами при анализе психолого-педагогической литературы (И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, И.В. Вачков, Д.М. Рамендик)

1) принцип гуманизации – основан на уважении личности, признание ее самоценности и самостоятельности;


2) принцип природосообразности – основан на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья и социального развития;

3) принцип субъектности – основан на развитии способности ребенка осознавать свое «Я», свои действия, отношения с другими людьми и миром, оценивать себя как носителя знаний, отношений;

4) принцип культуросообразности – основан на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых;

5) принцип целостности педагогического процесса – основан на понимании целостности личности, ее взаимоотношений с окружающим миром, выявление «Я»;

6) принцип учета индивидуальных способностей каждого ребенка;

7) принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса для развития воображения, фантазии;

8) принцип свободы и самостоятельности;

9) принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс;

10) принцип объективации (осознания) поведения. Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно;

11) принцип «здесь и теперь». На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность;

12) принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Партнерское общение – общение, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия.

Тематический план работы с детьми

Наименование разделов и тем (форма проведения)

Цель

Кол-во часов

1. Занятие «На старте»

Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы

1 час

2. «Ценностные ориентации»

Создание условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

1 час

3.«В мире эмоций».

Обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе.

1 час

4. «В глубине души»

Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

1 час

5. «В мире людей»


Формирование новой модели жизнедеятельности, совершенствование навыков общения.

1 час

6 «Самооценка и уровень притязяний»


Познание своего «Я», формирование позитивной самооценки.

1 час

7. «Индивидуальность»

Формирование устойчивой адекватной самооценки.

1 час

8.«Преодоление плохого настроения»

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

1 час

9. «Общение»

Развитие коммуникативных способностей.

1 час

10. «Мы понимаем друг друга»

Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства и чувства других людей

1 час

11. «Будем собой»

Познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

1 час

12. «Привычка»

Совершенствование навыков поведения, раскрытие содержания определений «привычка», «зависимость», их различие и степени риска.

1час

13. «Темперамент»

Познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

1час

14.«Я в коллективе»

Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов

1час

15. «Приобретаем друзей»

Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу

1час

16. «На пути к гармонии»

Совершенствование навыков общения, помощь подросткам в самораскрытии, дифференцировать своё «Я» и социальные роли.

1час

17. «Ценностные ориентации»

Рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков к саморазвитию.

1час

18. «Финал»

Подведение итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

1час



Тематический план работы с родителями

Наименование разделов и тем (форма проведения)

Цель

Кол-во часов

  1. Семинар-тренинг для родителей подростков

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.



1 час

  1. «Погружение в детство»




Формирование понимания разнополярности восприятия вербальных посылок родителей и детей, развитие навыков принятия себя и окружающих.

1 час

  1. «Погружение в детство2»




Формирование понимания различий в восприятии вербальных посылок у детей и взрослых.

1 час


Тематический план работы родителей с детьми

Наименование разделов и тем (форма проведения)

Цель

Кол-во часов

  1. «Ледокол»

Развитие коммуникативных способностей

1,5 час

  1. «Реал лайф»

Развитие коммуникативных способностей

1,5 час

  1. «В добрый путь!»

Подведение итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

1 час


Заключение
Целью нашего исследования являлось изучение проблемы ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы и выполнены задачи, поставленные нами в начале исследования.

Были проанализированы научные подходы к изучению ценностно-ориентационных особенностей подростков, в результате чего был сформулирован следующий вывод: формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.


Была рассмотрена проблема семьи как фактора формирования ценностных ориентаций подростков. Мы пришли к выводу, что семья, несмотря на ее структурно-функциональные преобразования сохраняет, в условиях нестабильности относительно устойчивый набор ценностей. Это неизбежно отражается на процессе формирования ценностных ориентации молодежи. В системе ее ценностных ориентации приоритет сохраняют те ценности, которые являются социально значимыми для семьи.

Было проведено эмпирическое исследование, в процессе которого были изучены:

- стили семейного воспитания в семьях подростков;

- ценностные ориентации самих подростков.

Результаты проведенного регрессионного анализа показали, что при выраженности в семье либерального или индифферентного стилей воспитания у подростков формируются такие ценности как «Материально обеспеченная жизнь», «Свобода», «Удовольствия», «Уверенность в себе». А в случае преобладания авторитетного стиля воспитания в семье формируются ценности «Счастье других», «Забота».

Это полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования: существуют различия в доминирующих ценностных ориентациях подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания, а именно: при преобладании либерального и индифферентного стилей семейного воспитания у подростков преобладают типы ценностей «Удовольствия», «Уверенность в себе», а при преобладании авторитетного стиля семейного воспитания - типы ценностей «Счастье других» и «Заботливость».

Также по результатам нашего исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов родителей школы по формированию ценностных ориентаций у школьников подросткового возраста.

В перспективе исследование может быть продолжено в направлении изучения других факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Абибулаева А.Б. Роль семейного воспитания в развитии ребенка / А.Б. Абибулаева. - Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2018., с. 11-14.

  2. Балданова Е.А. Особенности ценностных ориентаций студентов технических и гуманитарных вузов /Е.А. Балданова. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2017.

  3. Барабохина В.А. Семейное воспитание как один из вопросов педагогики / В.А. Барабохина. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2018.

  4. Баранова Т.А. Опыт исследования ценностных ориентаций студентов / Т.А. Баранова. - Вопросы методики преподавания в вузе, 2017.

  5. Баркова Н.Н. Отечественные педагоги о семейном воспитании: традиции и инновации / Н.Н. Баркова. - Преподаватель XXI век, 2019.

  6. Бацына Я.В. Духовные ценности в семейном воспитании / Я.В. Бацына. - Манускрипт, 2018.

  7. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н.И. Беляева. - IN SITU, 2018.

  8. Борисова Т.С. Проблемные вопросы семейного воспитания и пути их решения / Т.С. Борисова. - Ярославский педагогический вестник, 2019.

  9. Борисова Т.С. Социально-семейный контекст современного воспитания / Т.С. Борисова. - Ярославский педагогический вестник, 2019.

  10. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов /Н.А. Буравлева. - Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017.

  11. Вальцев С.В. Осевые ценностные ориентации / С.В. Вальцев. - Проблемы современной науки и образования, 2018.

  12. Васильева Е.С. Содержание и структура ценностных ориентаций / Е.С. Васильева. - Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», 2016.

  13. Власов Е.В. Ценностная ориентация личности / Е.В. Власов. - Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», 2016.

  14. Володева А.А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе / А.А. Володева. - Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017.

  15. Володина Л.О. Развитие ценностей семейного воспитания как научно-педагогическая категория / Л.О. Володина. - Мир науки, культуры, образования, 2016.

  16. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы / Р.Ф. Гатауллина. - Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017.

  17. Геллер Г.А. Семейное воспитание: философско-религиозный аспект / Г.А. Геллер. - Ученые записки. Электронный научный журнал. Курского государственного университета, 2017.

  18. Глухова В.Ф. Гендерные различия в ценностных ориентациях молодежи / В.Ф. Глухова. - Омский научный вестник, 2017.

  19. Голубь А.А. Ценностные ориентации современных младших школьников / А.А. Голубь. - Современные инновации, 2018.

  20. Гречко П.К. Развитие как ценностная ориентация / П.К. Гречко. - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017.

  21. Грибанова Н.Е. Исследование ценностных ориентаций девятиклассников / Н.Е. Грибанова. - Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2016.

  22. Дубанова В.А. Стили семейного воспитания и их влияние на личность подростка / В.А. Дубанова. - Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2017.

  23. Дубанова В.А. Этнопсихологические особенности стилей семейного воспитания / В.А. Дубанова. - Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2019.

  24. Ёлкин С.М. Этнопедагогические ценности семейного воспитания / С.М. Ёлкин. - Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2016.

  25. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребенка в условиях семейного воспитания / Н.Ю. Еремина. - Самарский научный вестник, 2018.

  26. Ермаченко Н.А. Роль психологической культуры в семейном воспитании / Н.А. Ермаченко. - Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016.

  27. Зароченцева Р.К. Ценностные ориентации современного студенчества / Р.К. Зароченцева. - Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2016.

  28. Захарова О.В. Ценностные ориентации учащихся 8-9 классов / О.В. Захарова. - Pedagogy of Physical Culture and Sports, 2017.

  29. Иванова В.М. Ценностные ориентации и социализация личности / В.М. Иванова. - Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2018.

  30. Килоева Ф.М. Нравственная ориентация как ценностная ориентация личности / Ф.М. Килоева. - Инновационная наука, 2017.

  31. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина. - Вестник Костромского государственного университета. Серия: Психология. Педагогика. Социокинетика, 2018.

  32. Колесов В.И. Значимость семьи и семейного воспитания в современном социуме / В.И. Колесов. - Преподаватель XXI век, 2019.

  33. Кондратенко И.В. Особенности ценностных ориентаций студентов / И.В. Кондратенко. - Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016.

  34. Копченова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов / Е.Е. Копченова. - Проблемы современного педагогического образования, 2018.

  35. Кошарная Г.Б. Ценностные ориентации современной Российской молодежи / Г.Б. Кошарная. - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2016.

  36. Крапивка И.А. Ценностные ориентации в семейной жизни / И.А. Крапивка. - Теория и практика общественного развития, 2018.

  37. Лапшина Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина. - Universum: психология и образование, 2019.

  38. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А.А. Ласкин. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2017.

  39. Левданская Ю.Ю. Образ родительства в национальной традиции семейного воспитания / Ю.Ю. Левданская. - Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2018.

  40. Луков В.А. Патриотические ценностные ориентации / В.А. Луков. - Знание. Понимание. Умение, 2018.

  41. Лущенко Э.М. Трансформация гендерных составляющих современного семейного воспитания / Э.М. Лущенко. - Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2016.

  42. Лысенко А.В. Ценностные ориентации подростков / Лысенко А.В. - Таврический научный обозреватель, 2017.

  43. Мазалова М.А. Об уточнении понятия «Семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях / М.А. Мазалова. - Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2018.

  44. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев. - Вестник Челябинского государственного университета, 2018.

  45. Мартыненко О.О. Ценностные ориентации студенческой молодежи / О.О. Мартыненко. - Высшее образование в России, 2016.

  46. Морозова А.Д. Социологические аспекты проблем семейного воспитания / А.Д. Морозова. - Проблемы науки, 2016.

  47. Моцик К.И. Современные педагогические проблемы в семейном воспитании / К.И. Моцик. - E-Scio, 2019.

  48. Мурзина К.Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников / К.Е. Мурзина. - Концепт, 2017.

  49. Мусина А.А. Семейное воспитание в акцентуации психологического статуса подростков /А.А. Мусина. - Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2017.

  50. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева. - Новые технологии, 2016.

  51. Ногерова М.Т. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студентов / М.Т. Ногерова. - Историческая и социально-образовательная мысль, 2018.

  52. Озиева Л.С. Ценности семейного воспитания в традиционных культурах / Л.С. Озиева. - Новые технологии,2017.

  53. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России / О.М. Потаповская. - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2018.

  54. Рысева А.С. Семейное воспитание и его положение в современном обществе / А.С. Рысева. - Вестник науки и образования, 2019.

  55. Сажина Е.А. Проблема семейного воспитания / Е.А. Сажина. - Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии,2018.

  56. Сафина Р.Ф. Формирование поведения ребенка в рамках семейного воспитания /Р.Ф. Сафина. - Наука, образование и культура, 2018.

  57. Сафонов А.Н. Ценностные ориентации молодых семей / А.Н. Сафонов. - Человек. Спорт. Медицина, 2017.

  58. Селезнев В.Н. Ценностные ориентации старших школьников / В.Н. Селезнев. - Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки,2017.

  59. Слижевская А.Н. Поддержка ценностных ориентаций старшеклассников / А.Н. Слижевская. - Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2018.

  60. Снопова Т.К. Этнопедагогика в семейном воспитании / Т.К. Снопова. - Сибирский педагогический журнал, 2018.

  61. Сурина И.А. Ценностные ориентации / И.А. Сурина. - Знание. Понимание. Умение, 2017.

  62. Таракнова В.В. Стиль семейного воспитания и особенности / В.В. Тараканова. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2018.

  63. Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества / И.В. Тарасевич. - Образование и наука, 2017.

  64. Терентьева О.Н. Ситуативность ценностных ориентаций личности / О.Н. Терентьева. - Вестник Чувашского университета, 2017.

  65. Тетерина Е.А. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи / Е.А. Тетерина. - Наука. Общество. Государство, 2016.

  66. Тоторкулова А. Х.-М. Семейное воспитание как социокультурный феномен / А. Х-М. Тоторкулова. - Ярославский педагогический вестник, 2018.

  67. Тугушева А.Р. Ценностные ориентации «Протестующего» поколения / А.Р. Тугушева. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2017.

  68. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации / Ф.С. Файзуллин. - Вестник Башкирского университета, 2018.

  69. Цинченко Г.М. Семейная социализация и воспитание / Г.М. Цинченко. - Управленческое консультирование,2017.

  70. Четырова Л.Б. Ценностные ориентации на образование / Л.Б. Четырова. - Вестник Самарского государственного университета, 2016.

  71. Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка / Т.С. Широкобокова. -Научные исследования в образовании, 2018.

  72. Янгузарова С.В. Семейное воспитание и его роль в воспитании личности / С.В. Янгузарова. - Дискуссия, 2018.

  73. Япарова О.Г. Ценностные ориентации приемных родителей / О.Г. Япарова. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2016.