Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ
Цель эмпирического исследования: изучение ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.
Задачи исследования:
В качестве респондентов участие в нашем исследовании приняли обучающиеся МБОУ «СОШ № 23 г. Белгород» в количестве 80 человек (из них 40 респондентов – мальчики, 40 - девочки), а также педагоги родители (законные представители) этих детей.
На первом этапе на основе анализа литературы были выделены структурные компоненты ценностно-смысловой сферы обучающихся, а также основные характеристики стилей семейного воспитания. Исходя из этого, были подобраны диагностические методики и проведена психологическая диагностика ценностных ориентаций подростков и стилей семейного воспитания, преобладающих в их семьях.
Для изучения ценностных ориентаций подросткового возраста и преобладающих стилей семейного воспитания в их семьях, нами были применены:
На втором этапе осуществлялась разработка и реализация диагностической программы изучения ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания. Полученные данные легли в основу разработки программы по формированию ценностных ориентаций у обучающихся подросткового возраста.
Реализация первых двух этапов происходила в период с декабря 2019 года по январь 2020 года.
Третьим этапом нашего эмпирического исследования стал этап анализа и интерпретации полученных данных.
На четвёртом этапе проводился сравнительный анализ результатов психологической диагностики влияния преобладающих стилей семейного воспитания на ценностные ориентации подростков, осуществлялся качественный и количественный анализ полученных данных, а также математико-статистическая обработка результатов исследования, обобщение результатов и выводы.
Заключительные этапы эмпирического исследования были реализованы в период с февраля по март 2020 года.
Согласно целям и задачам нашего исследования, респондентам была предложена к выполнению методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной (Приложение 1). Результаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Степень выраженности стилей семейного воспитания
(ср. б.)
Как видно из приведенных в таблице 2.1. данных, наибольшую выраженность в группе наших респондентов имеет авторитарный стиль (ср. б. 0,125). Этот стиль семейного воспитания характеризуется категоричностью и неуступчивостью родителей. Как следствие – подросток чаще всего испытывает дискомфорт в семье. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на
чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Несколько менее выраженным (ср. б. 0,121) является индифферентный стиль. В таких семьях проблемы воспитания детей не являются первостепенными, при этом постоянно ссылаясь на загруженность, усталость, плохое самочувствие и прочее. В данном случае ребенок предоставлен сам себе, вынужден самостоятельно решать свои проблемы, что, несомненно, воспитывает в нем самостоятельность и ответственность. Но в то же время, подросток может почувствовать себя ненужным и полностью отстраниться от семьи, замкнуться в себе.
Менее выраженным является либеральный стиль (ср. б. 0,114). В семьях с преобладанием данного стиля ребенок высоко ценится, легко прощаются его слабости и проступки. Легкое, доверительное общение с ребенком, отсутствие запретов и ограничений, несомненно радуют и прельщают ребенка, но такое поведение чревато серьезными последствиями. В процессе взросления ребенок будет постоянно конфликтовать с теми, кто станет ему противоречить, ограничивать в чем-либо. Дети, воспитанные в таких семьях не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи. Они будут не готовы к ограничениям и ответственности. В то же время, чувствуя недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, подростки чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать и корректировать поведение подростка может привести к его вовлечению в асоциальные группы, так как механизмы, необходимые для самостоятельного и ответственного поведения в обществе у него не сформированы.
Наименьшую выраженность имеет авторитетный стиль семейного воспитания (ср. б. 0,1). Воспитательный процесс в семьях, для которых характерен такой стиль воспитания, основывается не только на понимании родителями важности своих функций, но и на принятии права ребенка на саморазвитие. Родители умеют идти в разумных пределах на компромисс с подростком, поощряют личной ответственности и самостоятельности, совместно обсуждают проблемные ситуации, подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о
справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Далее респондентам-подросткам была предложена к выполнению методика М. Рокича (Приложение 1), направленная на изучение ценностных ориентаций. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Степень выраженности ценностных ориентаций подростков
(ранг)
Согласно интерпретации результатов, полученных в ходе применения методики М. Рокича, наибольшую степень значимости имеют те ценности испытуемых, которые имеют меньший ранговый номер.
Таким образом, из результатов, представленных в таблице 2.2, мы видим, что наибольшее значение для испытуемых среди терминальных ценностей имеют «Удовольствия», «Уверенность в себе», «Свобода», «Материально обеспеченная жизнь», «Любовь», «Здоровье» и «Активная деятельная жизнь» (ранг 12-18). Из этого следует, что большая часть подростков ставит во главу угла личные блага, при этом не задумываясь о благополучии близких, о семейном благополучии, познании и развитии. По нашему мнению, такие показатели берут свое начало именно в процессе семейного воспитания, его недостаточности, а зачастую и вовсе в его отсутствии. Современные подростки, становясь старше и обладая таким набором ценностных ориентаций, не смогут полноценно взаимодействовать с другими членами общества. В силу достаточно высокого уровня безответственности, весьма проблематичным видится их трудовая деятельность, выполнение определенных распорядков и требований, которые диктует современная жизнь взрослого, самостоятельного человека.
В списке инструментальных ценностей преобладают такие ценности как «Независимость» и «Жизнерадостность» (ранг 17-18), что так же подтверждает высокую степень беспечности, нежелание вступления во взрослую жизнь, неумение брать на себя ответственность за совершенные поступки.
Далее, согласно поставленным задачам нашего исследования, мы провели статистическую обработку полученных данных. Для этого мы использовали критерий Краскела-Уоллиса. Результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Результаты статистической обработки полученных данных
-
Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: изучение ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.
Задачи исследования:
-
Изучить ценностные ориентации респондентов подросткового возраста. -
Изучить стили семейного воспитания в семьях респондентов. -
Провести качественный и количественный анализ полученных результатов исследования. -
Сформулировать выводы по результатам исследования. -
Разработать программу психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций у подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.
В качестве респондентов участие в нашем исследовании приняли обучающиеся МБОУ «СОШ № 23 г. Белгород» в количестве 80 человек (из них 40 респондентов – мальчики, 40 - девочки), а также педагоги родители (законные представители) этих детей.
На первом этапе на основе анализа литературы были выделены структурные компоненты ценностно-смысловой сферы обучающихся, а также основные характеристики стилей семейного воспитания. Исходя из этого, были подобраны диагностические методики и проведена психологическая диагностика ценностных ориентаций подростков и стилей семейного воспитания, преобладающих в их семьях.
Для изучения ценностных ориентаций подросткового возраста и преобладающих стилей семейного воспитания в их семьях, нами были применены:
-
Методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича. Применение данного опросника позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни». -
Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной. Применение данной методики направлено на родителей и позволяет определить преобладающий стиль семейного воспитания. -
Для статистической обработки полученных данных, нами был использован метод регрессионного анализа. Целью регрессионного анализа является определение вклада отдельных независимых переменных в вариацию зависимой.
На втором этапе осуществлялась разработка и реализация диагностической программы изучения ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания. Полученные данные легли в основу разработки программы по формированию ценностных ориентаций у обучающихся подросткового возраста.
Реализация первых двух этапов происходила в период с декабря 2019 года по январь 2020 года.
Третьим этапом нашего эмпирического исследования стал этап анализа и интерпретации полученных данных.
На четвёртом этапе проводился сравнительный анализ результатов психологической диагностики влияния преобладающих стилей семейного воспитания на ценностные ориентации подростков, осуществлялся качественный и количественный анализ полученных данных, а также математико-статистическая обработка результатов исследования, обобщение результатов и выводы.
Заключительные этапы эмпирического исследования были реализованы в период с февраля по март 2020 года.
-
Анализ и интерпретация полученных данных
Согласно целям и задачам нашего исследования, респондентам была предложена к выполнению методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной (Приложение 1). Результаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Степень выраженности стилей семейного воспитания
(ср. б.)
Стиль семейного воспитания | Средний балл |
Авторитарный | 0,125 |
Авторитетный | 0,1 |
Либеральный | 0,114 |
Индифферентный | 0,121 |
Как видно из приведенных в таблице 2.1. данных, наибольшую выраженность в группе наших респондентов имеет авторитарный стиль (ср. б. 0,125). Этот стиль семейного воспитания характеризуется категоричностью и неуступчивостью родителей. Как следствие – подросток чаще всего испытывает дискомфорт в семье. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на
чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Несколько менее выраженным (ср. б. 0,121) является индифферентный стиль. В таких семьях проблемы воспитания детей не являются первостепенными, при этом постоянно ссылаясь на загруженность, усталость, плохое самочувствие и прочее. В данном случае ребенок предоставлен сам себе, вынужден самостоятельно решать свои проблемы, что, несомненно, воспитывает в нем самостоятельность и ответственность. Но в то же время, подросток может почувствовать себя ненужным и полностью отстраниться от семьи, замкнуться в себе.
Менее выраженным является либеральный стиль (ср. б. 0,114). В семьях с преобладанием данного стиля ребенок высоко ценится, легко прощаются его слабости и проступки. Легкое, доверительное общение с ребенком, отсутствие запретов и ограничений, несомненно радуют и прельщают ребенка, но такое поведение чревато серьезными последствиями. В процессе взросления ребенок будет постоянно конфликтовать с теми, кто станет ему противоречить, ограничивать в чем-либо. Дети, воспитанные в таких семьях не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи. Они будут не готовы к ограничениям и ответственности. В то же время, чувствуя недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, подростки чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать и корректировать поведение подростка может привести к его вовлечению в асоциальные группы, так как механизмы, необходимые для самостоятельного и ответственного поведения в обществе у него не сформированы.
Наименьшую выраженность имеет авторитетный стиль семейного воспитания (ср. б. 0,1). Воспитательный процесс в семьях, для которых характерен такой стиль воспитания, основывается не только на понимании родителями важности своих функций, но и на принятии права ребенка на саморазвитие. Родители умеют идти в разумных пределах на компромисс с подростком, поощряют личной ответственности и самостоятельности, совместно обсуждают проблемные ситуации, подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о
справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Далее респондентам-подросткам была предложена к выполнению методика М. Рокича (Приложение 1), направленная на изучение ценностных ориентаций. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Степень выраженности ценностных ориентаций подростков
(ранг)
Терминальные ценности | Ранг | Инструментальные ценности | Ранг |
Наличие хороших и верных друзей | 1 | Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) | 1 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) | 2 | Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) | 2 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | 3 | Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) | 3 |
Творчество (возможность заниматься творчеством) | 4 | Исполнительность (дисциплинированность) | 4 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | 5 | Непримиримость к недостаткам в себе и других | 5 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) | 6 | Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) | 6 |
Счастливая семейная жизнь | 7 | Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | 7 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) | 8 | Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | 8 |
Интересная работа | 9 | Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 9 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | 10 | Смелость в отстаивании своего мнения | 10 |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | 11 | Чуткость (заботливость) | 11 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 12 | Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | 12 |
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) | 13 | Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | 13 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 14 | Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 14 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) | 15 | Честность (правдивость, искренность) | 15 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 16 | Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) | 16 |
Здоровье (физическое и психическое) | 17 | Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) | 17 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | 18 | Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | 18 |
Согласно интерпретации результатов, полученных в ходе применения методики М. Рокича, наибольшую степень значимости имеют те ценности испытуемых, которые имеют меньший ранговый номер.
Таким образом, из результатов, представленных в таблице 2.2, мы видим, что наибольшее значение для испытуемых среди терминальных ценностей имеют «Удовольствия», «Уверенность в себе», «Свобода», «Материально обеспеченная жизнь», «Любовь», «Здоровье» и «Активная деятельная жизнь» (ранг 12-18). Из этого следует, что большая часть подростков ставит во главу угла личные блага, при этом не задумываясь о благополучии близких, о семейном благополучии, познании и развитии. По нашему мнению, такие показатели берут свое начало именно в процессе семейного воспитания, его недостаточности, а зачастую и вовсе в его отсутствии. Современные подростки, становясь старше и обладая таким набором ценностных ориентаций, не смогут полноценно взаимодействовать с другими членами общества. В силу достаточно высокого уровня безответственности, весьма проблематичным видится их трудовая деятельность, выполнение определенных распорядков и требований, которые диктует современная жизнь взрослого, самостоятельного человека.
В списке инструментальных ценностей преобладают такие ценности как «Независимость» и «Жизнерадостность» (ранг 17-18), что так же подтверждает высокую степень беспечности, нежелание вступления во взрослую жизнь, неумение брать на себя ответственность за совершенные поступки.
Далее, согласно поставленным задачам нашего исследования, мы провели статистическую обработку полученных данных. Для этого мы использовали критерий Краскела-Уоллиса. Результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Результаты статистической обработки полученных данных
Стили семейного воспитания | Н | Ценностные ориентации | Коэффициент значимости |
Авторитарный стиль | 0,125 | Материально обеспеченная жизнь | 0,112 |
0,125 | Свобода | 0,01 | |
0,125 | Удовольствия | 0,0 | |
0,125 | Уверенность в себе | 0,012 | |
0,125 | Счастье других | 0,08 | |
0,125 | Заботливость | 0,06 | |
Авторитетный стиль | 0,1 | Материально обеспеченная жизнь | 0,08 |
0,1 | Свобода | 0,01 | |
0,1 | Удовольствия | 0,11 | |
0,1 | Уверенность в себе | 0,12 | |
0,1 | Счастье других | 0,273** | |
0,1 | Заботливость | 0,274** | |
Либеральный стиль | 0,114 | Материально обеспеченная жизнь | 0,12 |
0,114 | Свобода | 0,1 | |
0,114 | Удовольствия | 0,27** | |
0,114 | Уверенность в себе | 0,25** | |
0,114 | Счастье других | 0,08 | |
0,114 | Заботливость | 0,01 | |
Индифферентный стиль | 0,121 | Материально обеспеченная жизнь | 0,01 |
0,121 | Свобода | 0,13 | |
0,121 | Удовольствия | 0,2* | |
0,121 | Уверенность в себе | 0,22** | |
0,121 | Счастье других | 0,02 | |
0,121 | Заботливость | 0 |