Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческая природа художественного образа

мИмисис – подражание

Но не слепое копирование, а изображение всего в целом, которое воспроизводит вн. Закономерности своего предмета и в результате этого воссоздаёт его внешний облик. (нас сфоткали и нам не нравится ведь фото не отражает нас)

Аристотель: художник изображает и реальное и желание и предположение.

Художественный вымысел

Выражается возможность автора представлять искусственное естественным.

Доминирует в худ. системах, связанных с романтическим миропониманием в системах с реализмом.

Важное место в культуре занимают языки искусства. Художественные языки складываются на базе всех семиотических средств культуры: словесных (язык искусства слова), жестомимических (язык танца, пантомимы, актерского искусства), звукоинтонационных (музыкальный язык), пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна).

Язык искусства отличается широким и разнообразным использованием знаков-символов. Художественная символика позволяет насытить содержание произведений искусства глубоким и многослойным смыслом. Художественный образ никогда не сводится к тому, что в нем изображено. Он всегда "говорит" нам не только об этом, но и о чем-то еще, несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

  1. Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности

Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В литературе этим способом является слово.

Виды искусства:

• Временные: лит-ра, музыка - динамичны, литература моделирует сюжет.

• Пространственные: живопись, скульптура, дизайн, архитектура, графика – статичны, не могут передать период времени.

• Пространственно-временные: актерское искусство, танец

Литература принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей).


В основе деления на разные виды искусства лежит

Материал –

Определяет границы и выделяет возможность изображения.

• Живопись (полотно)

• Скульптура (камень) – не все архитектурные образы способны воплощаться в жизнь

• Литература (слово) - активна и динамична. Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

НО! Здания стоят долго, а произведение литературы может кануть в лету.

Восприятие –

Просмотр картины – разовый шок, потом успокоение.

Прослушивание музыки – испытывание разных чувств за разный отрезок времени.

Белинский: и скульптор и художник и поэт одинаково мыслят образами.

Вторая половина 18 века – литература на олимпе искусств.

Диалог Лессинга и Гердера (в трактатах, оба философы)

Материал

Лессинг : в живописи знаки естественные, в литературе знак словесный, условный.

Предмет изображения

Лессинг: в живописитела с их видимыми свойствами, в литературе – события и поступки изображённых лиц, а не их телесные свойства.

Гердер: не оспаривает, добавляет. Изображённые лица и предметный мир нагляден. В литературе наглядность не самоценна, это инструмент передачи свойства или особенности.

Самоопределение в системе ценностей

Ценность для скульптора – красота тела человека, философия, скрытая за ним.

Литература изображает человека в действии, стоит на значимости этического поступка.

Музыка не занимается этическими ценностями.

Процесс восприятия и процесс воздействия

Просмотр картины – разовый шок, потом успокоение.

Прослушивание музыки – испытывание разных чувств за разный отрезок времени.

Прочтение литературы – длительное восприятие, но не звуков, а значений Гердер

Сила воздействия – то, что должно обеспечить передачу чувства от творца к воспринимателю.

Густав Шпер изучал словесный знак


Словесный знак – универсальный всеобщий знак и это реальная ценность знака.

В Анне Карениной несколько раз говорит о Кити что она прелестная, а потом и было что-то бесовское в этой прелести. Мы интуитивно чувствуем что она совратит Вронского.


Словесный образ может быть поэтическим и прозаическим

Черты словесных образов:

1) Словесный образ гораздо менее нагляден

2) Человек создает смысловые ассоциативные связи предмета

3) Более высокая степень осмысленности, присутствие мысли

4) Тематический универсализм: все темы доступны

5) Эстетическая неоднородность среди образов

По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока).

Предметная классификация образов:

Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает

Образы мысли и переживания.

Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический

смысл. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста

Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному.

Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста

Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру

Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями

Предмет литературы в реальном культурном осуществлении человека, в полноте его духовных проявлений и возможности. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.). Положение литературы в искусстве – самое высокое, т к это выражение общего самосознания.

  1. Художественное произведение как целое. Структура литературного произведения: уровни его целостности

Бахтин и Лотман

Целостность, структура, система.

Идея целостности – одна из фундаментальных в истории культуры. Художественное произведение рассматривается как целое.


Подходы к изучению целостности худ. произведения: философско-эстетический, системно-структурный

1Философско-эстетический подход

Бахтин - каждое частное явление погружено в стихию первоначал бытия – это о бытие, о картине мира

Эстетическое бытие литературного произведения близко к действительному единству бытия, к мировой целокупности

Позже избавлялись от философского понимания, шли к структурализму, это не правильно

Литературное произведение моделирует безграничный мир средствами конечного текста, произведение искусства своим пространством заменяет не часть и не только часть изображаемой жизни, но всю эту жизнь в её совокупности – Лотман

2Системно-структурный подход

Элемент – далее не разложимая единица, которая сохраняет в простейшем виде свойства, присущие целому как известному единству - Выготский

Уровень объединяет однородные элементы в отдельный комплекс.

Структура состоит из уровней, она иерархична, статична, это организация художественного произведения, не равна композиции, не фиксируется в акте непосредственного эстетического восприятия.

Система – комплекс взаимодействующих элементов. В системе связей каждый элемент взаимодействует с другими элементами, испытывает и х влияние и влияет уже в новом качестве на другие.

Тынянов – единство произведения не замкнутая симметрическая ценность, а развёртывающаяся динамическая целостность, между её элементами нет статического знака равенства и сложения,(структура) но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции.(система)

100 лет назад поняли динамичность и системность литературы

В 20 веке из языкознания пришёл структурализм. От понятия системы отказались.

Литературное произведение – замкнутая система отношений между элементами, как сложно построенный смысл

Структура литературного произведения

Произведение – целостное системное единство, предполагающее наличие разнородных уровней

Материал – слово

Речевой уровень – то слово, которым мы пользуемся, может быть использовано для искусства.

Искусство во многом опиралось на риторику, поэтику, рецепторную и рекомендательную практику