Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческая природа художественного образа
мИмисис – подражание
Но не слепое копирование, а изображение всего в целом, которое воспроизводит вн. Закономерности своего предмета и в результате этого воссоздаёт его внешний облик. (нас сфоткали и нам не нравится ведь фото не отражает нас)
Аристотель: художник изображает и реальное и желание и предположение.
Художественный вымысел
Выражается возможность автора представлять искусственное естественным.
Доминирует в худ. системах, связанных с романтическим миропониманием в системах с реализмом.
Важное место в культуре занимают языки искусства. Художественные языки складываются на базе всех семиотических средств культуры: словесных (язык искусства слова), жестомимических (язык танца, пантомимы, актерского искусства), звукоинтонационных (музыкальный язык), пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна).
Язык искусства отличается широким и разнообразным использованием знаков-символов. Художественная символика позволяет насытить содержание произведений искусства глубоким и многослойным смыслом. Художественный образ никогда не сводится к тому, что в нем изображено. Он всегда "говорит" нам не только об этом, но и о чем-то еще, несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.
-
Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности
Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В литературе этим способом является слово.
Виды искусства:
• Временные: лит-ра, музыка - динамичны, литература моделирует сюжет.
• Пространственные: живопись, скульптура, дизайн, архитектура, графика – статичны, не могут передать период времени.
• Пространственно-временные: актерское искусство, танец
Литература принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей).
В основе деления на разные виды искусства лежит
Материал –
Определяет границы и выделяет возможность изображения.
• Живопись (полотно)
• Скульптура (камень) – не все архитектурные образы способны воплощаться в жизнь
• Литература (слово) - активна и динамична. Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.
НО! Здания стоят долго, а произведение литературы может кануть в лету.
Восприятие –
Просмотр картины – разовый шок, потом успокоение.
Прослушивание музыки – испытывание разных чувств за разный отрезок времени.
Белинский: и скульптор и художник и поэт одинаково мыслят образами.
Вторая половина 18 века – литература на олимпе искусств.
Диалог Лессинга и Гердера (в трактатах, оба философы)
Материал
Лессинг : в живописи знаки естественные, в литературе знак словесный, условный.
Предмет изображения
Лессинг: в живописи – тела с их видимыми свойствами, в литературе – события и поступки изображённых лиц, а не их телесные свойства.
Гердер: не оспаривает, добавляет. Изображённые лица и предметный мир нагляден. В литературе наглядность не самоценна, это инструмент передачи свойства или особенности.
Самоопределение в системе ценностей
Ценность для скульптора – красота тела человека, философия, скрытая за ним.
Литература изображает человека в действии, стоит на значимости этического поступка.
Музыка не занимается этическими ценностями.
Процесс восприятия и процесс воздействия
Просмотр картины – разовый шок, потом успокоение.
Прослушивание музыки – испытывание разных чувств за разный отрезок времени.
Прочтение литературы – длительное восприятие, но не звуков, а значений Гердер
Сила воздействия – то, что должно обеспечить передачу чувства от творца к воспринимателю.
Густав Шпер изучал словесный знак
Словесный знак – универсальный всеобщий знак и это реальная ценность знака.
В Анне Карениной несколько раз говорит о Кити что она прелестная, а потом и было что-то бесовское в этой прелести. Мы интуитивно чувствуем что она совратит Вронского.
Словесный образ может быть поэтическим и прозаическим
Черты словесных образов:
1) Словесный образ гораздо менее нагляден
2) Человек создает смысловые ассоциативные связи предмета
3) Более высокая степень осмысленности, присутствие мысли
4) Тематический универсализм: все темы доступны
5) Эстетическая неоднородность среди образов
По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока).
Предметная классификация образов:
Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает
Образы мысли и переживания.
Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический
смысл. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста
Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному.
Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста
Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру
Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями
Предмет литературы в реальном культурном осуществлении человека, в полноте его духовных проявлений и возможности. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.). Положение литературы в искусстве – самое высокое, т к это выражение общего самосознания.
-
Художественное произведение как целое. Структура литературного произведения: уровни его целостности
Бахтин и Лотман
Целостность, структура, система.
Идея целостности – одна из фундаментальных в истории культуры. Художественное произведение рассматривается как целое.
Подходы к изучению целостности худ. произведения: философско-эстетический, системно-структурный
1Философско-эстетический подход
Бахтин - каждое частное явление погружено в стихию первоначал бытия – это о бытие, о картине мира
Эстетическое бытие литературного произведения близко к действительному единству бытия, к мировой целокупности
Позже избавлялись от философского понимания, шли к структурализму, это не правильно
Литературное произведение моделирует безграничный мир средствами конечного текста, произведение искусства своим пространством заменяет не часть и не только часть изображаемой жизни, но всю эту жизнь в её совокупности – Лотман
2Системно-структурный подход
Элемент – далее не разложимая единица, которая сохраняет в простейшем виде свойства, присущие целому как известному единству - Выготский
Уровень объединяет однородные элементы в отдельный комплекс.
Структура состоит из уровней, она иерархична, статична, это организация художественного произведения, не равна композиции, не фиксируется в акте непосредственного эстетического восприятия.
Система – комплекс взаимодействующих элементов. В системе связей каждый элемент взаимодействует с другими элементами, испытывает и х влияние и влияет уже в новом качестве на другие.
Тынянов – единство произведения не замкнутая симметрическая ценность, а развёртывающаяся динамическая целостность, между её элементами нет статического знака равенства и сложения,(структура) но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции.(система)
100 лет назад поняли динамичность и системность литературы
В 20 веке из языкознания пришёл структурализм. От понятия системы отказались.
Литературное произведение – замкнутая система отношений между элементами, как сложно построенный смысл
Структура литературного произведения
Произведение – целостное системное единство, предполагающее наличие разнородных уровней
Материал – слово
Речевой уровень – то слово, которым мы пользуемся, может быть использовано для искусства.
Искусство во многом опиралось на риторику, поэтику, рецепторную и рекомендательную практику