Файл: севастопольский государственный университет гуманитарнопедагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане».

Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противоположность диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития

«ролевой мораторий» (отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе.

Юношеский возраст предполагает собой в буквальном смысле слова

«третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальное положение юношества неоднородно. Юность завершающий этап первичной социализации, ведущий вид деятельности мир предметов, учебно- профессиональный. Юношеский возраст – важный этап развития умственных
способностей. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени и уровне развития; подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего возраста. Качественные изменения – сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Слово «студент» — латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

  1. с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;

  2. с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

  3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.


Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения,

дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно ученые выделяют следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается
способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

  1. адаптация формальная, касающаяся познавательно- информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

  2. общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

  3. дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

В значительной степени психическое состояние студента зависит от его успехов в учебе, тактичности преподавателей, их доброжелательности, а также взаимоотношений, социально-психологической атмосферы в коллективе. Состояния вызываются значимыми для личности студента воздействиями или же слабыми, но длительно действующими. Особенности этих состояний зависят прежде всего от психических свойств личности, ее мотивации и типа нервной системы.

В ходе
учебы в вузе на психическом состоянии молодого человека сказываются его отрыв от дома (если учеба связана с переменой местожительства), необходимость адаптации к новым условиям и усложнение деятельности, повышение требований к самостоятельной работе и др.

Как вызывать и поддерживать положительные психические состояния студентов и как нейтрализовывать, снимать, предупреждать отрицательные? Средства и методы для этого — научная организация труда обучаемых, убеждение, внушение, поощрение, культурно-массовая работа, спорт, индивидуальные беседы, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Особым психическим состоянием является внутренний конфликт столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными его причинами являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные притязания, противоположно направленные мотивы самоутверждения. Разрешение внутреннего конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворения.

У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Возникают отчаяние, чувство безнадежности, безысходности, бессмысленности последующей жизни, что и подталкивает к роковому способу разрешения всех мучений и противоречий. Каковы бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки