Файл: севастопольский государственный университет гуманитарнопедагогический.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Понятие эмоций в психологической литературе
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
Таким образом, для студентов характерно понимание значения эмоций в повседневной жизни и учебном процессе, а также, во взаимоотношении с другими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы состояла в том, чтобы выявить психологические особенности эмоциональной сферы личности студентов.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
Охарактеризованы возрастные психологические особенности студентов. Студенческие годы приходятся на период юности. подростковым возрастом и взрослостью. Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане». На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии
, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Раскрыта сущность понятия эмоций личности. Под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Различают несколько видов эмоций: По знаку: Положительные эмоции, Отрицательные эмоции, Амбивалентные; По модальности эмоций: Радость, Удивление, Страдание, Гнев, Презрение, Страх, Стыд; По силе и устойчивости: Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений, Эмоциональные, Аффект (душевное волнение); Устойчивые эмоции: Настроение, Чувства, Страсть, Стресс.
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, оценочной, коммуникативной.
Выявили особенности эмоциональной сферы личности студентов. В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоциональная сфера человека
представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широ- ком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Провели исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов специальности «Педагогическое образование: физическая культура», выяснив, что большинство опрошенных студентов по
всем шкалам имеют высокие значения.
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
-
для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир; -
для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им; -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей; -
для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Таким образом, студенты способны эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Список использованных источников
-
Кондаков И.М. Психологический словарь: эл. версия 2000 г. Режим доступа: http://oim.ru/category/entsiklopediya/i-kondakov-psikhologicheskii- slovar-2000-g -
Конспект лекций по курсу «Психология профессионального образования»: //СФУ ИЦМиЗ, 2007. -110с. -
Учебное пособие: Психология: Юношеский возраст, 2013. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00275412_0.html -
Учебное пособие: Особенности развития личности студента, 2012.- 10,05 Mb., - 49с. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index- 410760.html?page=49 -
Учебное пособие: Лекции. Лекции по валеологии, 2010. Валеология - наука о здоровье. Основные понятия науки. Организация режима жизнедеятельности. "и т. http://med-books.info/valeologiya_738/lektsii-valeologii346.html -
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с. -
Медицинская психология : Лекции для врачей-слушателей курсов последиплом. образования / А. Л. Гройсман, 359 с. 20 см, М. Магистр [1998?] 1999 -
Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2007. -464 с. -
Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2. -
Конспект лекций по курсу «Психология профессионального образования»: //СФУ ИЦМиЗ, 2007. -110с. -
Реферат: Психология: Особенности эмоциональной сферы у студентов, 2009. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00010175_0.html -
Холл "Опросник на эмоциональный интеллект": http://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/tests/105-holl-oprosnik-na- emocionalnii-intellekt
Методика оценки «эмоционального интеллекта» Курс
Пол
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Возраст