Файл: севастопольский государственный университет гуманитарнопедагогический.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Понятие эмоций в психологической литературе
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Рассмотрели теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис.1). Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Сравнили этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности. Следовательно, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от уровня эмоционального возбуждения, и в первой половине дня студент намного лучше усваивает
учебный процесс
Метод исследования: анкетирование.
Используемая методика: Методика оценки «эмоционального интеллекта» предложена Н. Холлом для выявления способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Текст методики представлен в приложении А.
Участники исследования: студенты 2 курса Севастопольского государственного университета обучающиеся по направлению “Педагогическое образование: физическая культура и спорт”.
Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
В ходе исследования были получены следующие результаты
(рисунок 4):
Рисунок 4
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы
(рисунок 5).:
Рисунок 5
С целью определения степени импульсивности испытуемых была проведена методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко).
Метод исследования: анкетирование.
Используемая методика: Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
Вывод по главе:
Анализ результата проведенного исследования показал, что большинство из опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения. Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Рассмотрели теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис.1). Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Сравнили этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности. Следовательно, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от уровня эмоционального возбуждения, и в первой половине дня студент намного лучше усваивает
учебный процесс
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
-
Методика исследования оценки «эмоционального интеллекта»
Метод исследования: анкетирование.
Используемая методика: Методика оценки «эмоционального интеллекта» предложена Н. Холлом для выявления способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Текст методики представлен в приложении А.
Участники исследования: студенты 2 курса Севастопольского государственного университета обучающиеся по направлению “Педагогическое образование: физическая культура и спорт”.
Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
-
Обработка результатов.
В ходе исследования были получены следующие результаты
(рисунок 4):
-
59% опрошенных студентов по шкале «Эмоциональная осведомленность» имеют высокие показатели, 35,9%-средние показатели, 5,1%-низкие показатели. -
61,5% опрошенных студентов по шкале «Управление своими эмоциями» имеют высокие показатели, 28,3%-средние показатели, 10,2% - низкие показатели. -
56,4% опрошенных студентов по шкале «Самомотивация» имеют высокие показатели, 41%-средние показатели, 6% - низкие показатели. -
59%опрошенных студентов по шкале «Эмпатия» имеют высокие показатели, 38,5%-средние показатели, 2,5%- низкие показатели. -
51,3% опрошенных студентов по школе «Распознавание эмоций других людей» имеют высокие значения, 46,2%-средние показатели, 2,5%- низкие показатели.
Рисунок 4
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы
(рисунок 5).:
-
для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир; -
для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им; -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей; -
для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Рисунок 5
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
С целью определения степени импульсивности испытуемых была проведена методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко).
Метод исследования: анкетирование.
Используемая методика: Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
Вывод по главе:
Анализ результата проведенного исследования показал, что большинство из опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения. Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
-
для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир; -
для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями; -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им; -
для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей; -
для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.