Файл: севастопольский государственный университет гуманитарнопедагогический.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Понятие эмоций в психологической литературе
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Методика выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко)
-
По силе и устойчивости:
-
Ситуативные эмоции:
-
Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно-важные воздействия (например: вкусовые, тактильные и тд) -
Эмоциональные – эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. -
Аффект (душевное волнение) - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека.
-
Устойчивые эмоции:
-
Настроение - длительное, слабовыраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго – неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. -
Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. -
Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. -
Стресс - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психологических перегрузках.
В истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему.
Одна из таких попыток принадлежит В.Вундту. «Всю систему чувств, — писал он, — можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» (рис. 2).
Рис. 2. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний
(по В. Вундту)
В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.
В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (рис. 3).
Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты.
Рис. 3. Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям
(по В. Вундту)
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Роль эмоций в жизни человека:
-
Отражательно-оценочная; -
Управляющая; -
Защитная; -
Мобилизующая; -
Компенсаторная; -
Сигнальная функция эмоций; -
Дезорганизирующая; -
Положительная.
Таким образом, под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: по знаку, по модальности эмоций, по силе и устойчивости. Значение эмоций в жизни человека: помогает
адаптироваться к новым обстоятельствам, выразить свое внутренне состояние.
Рассмотрели основные измерения эмоциональных процессов и состояний и типичную динамику изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту)
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Эмоциональная сфера студентов
В этом разделе, рассмотрим, что такое эмоциональная сфера, ее особенности, из чего она состоит, теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека и сравним теорию с рабочим днем студента.
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.
В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции, чувства молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей.
Наукой хорошо изучены возникающие при эмоциях и разного рода переживаниях физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, органов дыхания и пищеварения, желез внутренней секреции),
влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т.п.), их внешнее выражение и роль в общении.
Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.
Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида.
Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.
Теория, описывающая влияние эмоций на