Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные таблицы №1 свидетельствуют о том, что дошкольники экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов, причем максимальные различия были обнаружены за выполнение графического диктанта и методики оценки графо-моторных функции по М.М. Безруких.

Результаты исследования моторики показали, что наиболее тяжелыми в выполнении для детей обеих групп оказались тесты на статическую координацию, динамическую при утомлении и на отчетливость движений. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места, некоторые дошкольники не могли выполнить задание. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты теста на исследование скорости движений показали, что больше половины детей затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программировали последовательность их выполнения и одновременно являлись сбивающим воздействием, вызвал значительные трудности у большинства детей обеих групп.

Таблица 2

Результаты выполнения проб, направленных на изучение моторики, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста

Среднее количество баллов

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Статическая координация

1,1

1,55

Динамическая координация

0,4

1,15

Скорость движений

0,9

1,5

Двигательная память

1,1

1,6

Одновременность движений

0,8

1,4

Отчетливость движений

0,4

0,8

Итого:

4,7

8


Данные таблицы 2 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение моторики, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем ровесники из контрольной группы.

Причем максимальные различия были получены в результате выполнения таких тестов, как динамическая координация, скорость движений, одновременность движений.

При анализе сформированности серийной организации движений (третий диагностический блок) изучались результаты проб на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»), на реципрокную координацию движений и выполнение графической пробы (по А.Р. Лурия 3-й вариант). Дошкольники с нарушениями речи испытывали значительные трудности при выполнении пробы на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»). Только некоторые ученики (4 человека) экспериментальной группы смогли повторить задание после первой демонстрации правильно. Детям необходимо было показать пробу несколько раз. Дошкольники путали серию движений, не воспроизводили ее до конца. Проба на реципрокную координацию движений также оказалась трудной для детей экспериментальной группы. Задание выполнялось отсрочено, со сбоями в виде отставания той или иной руки, иногда можно было наблюдать поочередное выполнение движений (5 человека).

Таблица 3

Результаты выполнения проб, направленных на изучение серийной организации движений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста

Среднее количество штрафных баллов

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Проба на динамический праксис

1

2,5

Проба на реципроктную координацию движений

1,2

2,4

Графическая проба по А.А. Лурия (3 вариант)

1

2,5

Итого

3,2

6,4


Данные таблицы 3 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение серийной организации движений, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем дошкольники контрольной группы.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
3.1 Направления и содержание коррекционной работы, направленной на формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи

Проведенный констатирующий эксперимент позволил определить направления коррекционной работы по формированию у дошкольников снарушением речи графомоторных навыков, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент.

1. Формирование и развитие зрительно-пространственных отношений. Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений использовались приемы работы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой.

Приемы были направлены на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

Узнавание изображений и их контуров

Упражнения:

1. Посмотри на рисунки и покажи сначала большую божью коровку, а потом маленькую. Одинаково ли на них расположены точки?

2. Посмотри на рисунки. Покажи самое маленькое яблоко, самое большое и среднее яблоко. Одинаковы ли все рисунки?

3. Посмотри на рисунок. Скажи, чего на нем больше: апельсинов или помидоров?

4. Посмотри на рисунки. Покажи широкую и самую узкую ленты. Чем похожи все три ленты?

5. Покажи все окна в доме от самого широкого до самого узкого.

6. Посмотри на рисунок. Расставь матрешек по росту. Найди матрешку, которая отличается от других.

7. Покажи все ёлки по порядку от самой высокой до самой низкой. Расположи по высоте ёлки без шишек.

8. Посмотри на рисунок и назови все, что на самом деле выше, чем чайник.

9. Посмотри на рисунок и назови все, что на самом деле ниже, чем диван.

10. Посмотри на рисунок. Покажи сначала иголку с короткой ниткой, а потом с длинной ниткой. Одинаковы ли по размеру иголки?

11. Посмотри на рисунок. Карандаши, какого цвета лучше положить в высокий стаканчик? Покажи карандаши, которые ты положишь в левый стаканчик.

12. Посмотри на рисунки. Покажи все, что на самом деле длиннее карандаша.

13. Посмотри на рисунки. Покажи все, что на самом деле короче ветки.


14. Покажи по порядку вазы от самой широкой до самой узкой, а потом от самой высокой до самой низкой.

15. Покажи по порядку все грибы от самого широкого до самого узкого, а потом от самого высокого до самого низкого.

16. Найди в каждом ряду рисунок, который похож на образец.

17. Посмотри на рисунки и найди в них отличия. Сколько отличий ты нашел?

18. Покажи все предметы круглой формы.

19. Покажи все предметы квадратной формы.

20. Покажи все предметы треугольной формы.

21. Покажи все предметы прямоугольной формы.

22. Покажи все предметы овальной формы.

23. Определи, какую форму имеют эти предметы. Соотнеси их с нужной фигурой вверху.

24. Посмотри на рисунок и скажи, из каких фигур построен дом.

25. Посмотри на рисунки. Найди тень от каждого предмета.

26. Найди в ряду тень от ёлочки и покажи ее. Скажи, от каких еще предметов здесь нарисованы тени.

27. Посмотри на рисунки предметов и их контуров. Найди, какой из контуров отличается от изображения предмета?

28. Посмотри на рисунки предметов и их контуров. Соответствует ли контуры изображенным предметам?

29. Какой рисунок зачеркнут красной линией? Одинаковы ли рисунки?

30. Рассмотри внимательно два цветных рисунка вверху. Что нарисовано внизу? (наложенный рисунок).

31. Назови наложенные друг на друга рисунки.

32. Рассмотри цветные рисунки вверху. Что нарисовано внизу? В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру грушу.

33. Рассмотри рисунок и найди его части.

34. Рассмотри рисунок, найди его части и покажи, откуда они.

35. Рассмотреть и назвать незаконченные изображения.

36. Собрать развернутую картину (из 4,5,6 частей).

37. Собрать картину из детских кубиков (из 6, 9, 12).

Формирование зрительного слежения

Упражнения:

1. Назови цвета конфет в направлении, указанном стрелкой.

2. Назови рисунки и их форму в направлении, указанном стрелкой.

3. Назови геометрические формы и тени от предметов, выбери правильное направление.

4. Назови контуры предметов и предметы.

5. Назови, какого цвета эти цветы в направлении, указанном стрелкой.

6. Назови рисунки в направлении, указанном стрелкой.

7. Рассмотри все рисунки. Найди на каждом рисунке того, кто движется в противоположном направлении.

Формирование и развитие зрительно-моторной координации

Упражнения:

1. Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой.

2. Нарисуй прямую линию по редкому пунктиру в направлении, указанном стрелкой.


3. Нарисуй прямую линию в направлении, указанном стрелкой (без пунктира).

4. Обведи яблоко по пунктирной линии в направлении, указанном стрелкой.

5. Обведи виноград в направлении, указанном стрелкой.

6. Обведи вишни в банке, следи за правильным направлением.

7. Обведи воздушные шарики сначала желтого цвета, а потом все остальные, соблюдай нужное направление.

8. Нарисуй в банках помидоры в виде кругов, а огурцы в виде овалов, соблюдай правильное направление.

9. Обведи дом в направлениях, указанных стрелками. Сколько этажей в доме?

10. Нарисуй полоски на флаге. Направления указаны стрелками.

11. Нарисуй паутину паука. Следи за направлением, указанным стрелками

12. Обведи рисунок, не отрывая руки в направлениях, указанных стрелками

13. Обведи рисунок разными цветами в направлениях, указанных стрелками.

2. Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук совершенствовалась логопедом, на физкультминутках в середине урока, индивидуальных занятиях, и учителем во время уроков.

2.1 Пальчиковая гимнастика

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью гимнастики вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Необходимо следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

а) Упражнения «для пальчиков»:

«Пальчики здороваются», «Руки здороваются», «Оса», «Зайчик»,

«Кольцо», «Зайчик-кольцо», «Муравейник», «Косичка», «Дельфин», «Корова»,

«Фонарики», «Большой братец», «Крючочки».

б) Упражнения «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки)

«Пальчик-мальчик», «Прогулка», «Музыканты», «Стирка», «Заиньки»,

«Братцы», «Крестики и нолики», «Ладонь-кулак»

в) Стихи и сказки для развития мелкой моторики.

1. Стихи для развития мелкой моторики.

«Кружки»

«Птичка»

«Шнурок»