Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.


В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.
4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.
Письмо графических элементов
За 30-35 занятий дети усваивают шесть основных элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с двумя закруглениями), зарисовка кругов и овалов. Первые занятия при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку.
Зрительные и слуховые диктанты
Всего проводится около 20 зрительных и около 5-7 слуховых диктантов в год. Зрительные диктанты способствую развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти (цветными палочками или карандашами, геометрическими фигурами). В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, можно использовать прием зарисовки по точкам самостоятельно, обводка с последующей штриховкой.



Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи педагога.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении.

Рекомендации родителям по РАЗВИТИЮ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ:
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

  2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

  3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

  4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.


Для развития мелкой моторики необходимо:

· выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);

· лепить из пластилина или глины;

· вырезать из бумаги;

· нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

· застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

· собирать мозаики и конструкторы;

· раскрашивать картинки, шнуровки

· копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

· ориентировку в собственном теле;

· ориентировку в окружающем пространстве;

· уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

· Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

· Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

· Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

И, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:
· Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

· Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

· Наклонные прямые линии и комбинации из них.

· Рисование орнаментов

· Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

· Рисование по клеткам предметов.

· Овладение графической символизацией

· Работа по формированию графического образа букв (графемы).

В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., 1987. - 129 с.

2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие. - М.: ЮВАО, 1998. - 80 с.

3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. М., 2009.

4. Волошина Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр. М., 2007.

5. Вихрова, И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной деятельности // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - №2. - С. 24-28

6. Гринёва Л. Готовим руку к письму. М., 2007.

7. Глухов В.П. "Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.- М.,1987

8. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: формирование графических навыков письма : Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

9. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. М.,2006.

10. Заводнова Н.В.Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения / Н.В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006.

11. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда : в 2 ч.М., 2005

12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985 - 205,2 с.

13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с.

14. Методы обследования нарушений речи у детей. М, 1995.

15. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.СПб., 2001.

16. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев. М., 2005.

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. Пособие. М., 2002.

18. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие. М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких.

Материал: листы бумаги А4, на которых расположены 16 заданий, каждое из которых предполагает выполнение определенных действий.

Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги и не разворачивай лист при выполнении всех заданий».

Задание 1. «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».