Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Задания типа:
- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
3.2. Развивать чувство ритма.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
3.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.
В дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
4. Формирование элементарных графических умений.
4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).
4.2.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.
Письмо графических элементов
За 30-35 занятий дети усваивают шесть основных элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с двумя закруглениями), зарисовка кругов и овалов. Первые занятия при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку.
Зрительные и слуховые диктанты
Всего проводится около 20 зрительных и около 5-7 слуховых диктантов в год. Зрительные диктанты способствую развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти (цветными палочками или карандашами, геометрическими фигурами). В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, можно использовать прием зарисовки по точкам самостоятельно, обводка с последующей штриховкой.
Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи педагога.
Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении.
Рекомендации родителям по РАЗВИТИЮ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ:
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
-
Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений); -
Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений); -
Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); -
Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
· выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);
· лепить из пластилина или глины;
· вырезать из бумаги;
· нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
· застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
· собирать мозаики и конструкторы;
· раскрашивать картинки, шнуровки
· копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
· ориентировку в собственном теле;
· ориентировку в окружающем пространстве;
· уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
· Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
· Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
· Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
И, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:
· Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
· Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
· Наклонные прямые линии и комбинации из них.
· Рисование орнаментов
· Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
· Рисование по клеткам предметов.
· Овладение графической символизацией
· Работа по формированию графического образа букв (графемы).
В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., 1987. - 129 с.
2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие. - М.: ЮВАО, 1998. - 80 с.
3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. М., 2009.
4. Волошина Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр. М., 2007.
5. Вихрова, И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной деятельности // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - №2. - С. 24-28
6. Гринёва Л. Готовим руку к письму. М., 2007.
7. Глухов В.П. "Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.- М.,1987
8. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: формирование графических навыков письма : Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
9. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. М.,2006.
10. Заводнова Н.В.Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения / Н.В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006.
11. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда : в 2 ч.М., 2005
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985 - 205,2 с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с.
14. Методы обследования нарушений речи у детей. М, 1995.
15. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.СПб., 2001.
16. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев. М., 2005.
17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. Пособие. М., 2002.
18. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие. М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких.
Материал: листы бумаги А4, на которых расположены 16 заданий, каждое из которых предполагает выполнение определенных действий.
Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги и не разворачивай лист при выполнении всех заданий».
Задание 1. «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».