Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ результатов работы по формированию зрительной памяти

Методика оценки зрительной памяти стала выполняться лучше дошкольниками экспериментальной группы. Отмечается уменьшение количества ошибок всех типов, пропусков, нарушений порядка воспроизведения фигур, строка соблюдается, улучшаются показатели отсроченного воспроизведения.

При анализе эффективности работы по формированию зрительной памяти в тесте на запоминание 6 картинок ошибки экспериментальной группы на начало эксперимента характеризовались пропуском картинок и неправильно указанной последовательностью. В группе на эксперемента наблюдались лишь такие ошибки как неточность в последовательности называния картинок.

При ответах на вопросы после запоминания сюжетной картинки экспериментальная группа на начало эксперемента набрала 1 штрафной балл, а на конец эксперемента - 0,6 штрафных балла, что соответствует среднему и высокому уровню выполнения данной методики.

Таким образом, большинство дошкольников экспериментальной группы на эксперемента стали выполнять предложенную методику лучше, что соответствует высокому и среднему уровню.

Таблица 9

Анализ эффективности работы по формированию зрительной памяти

Название текста

Среднее количество штрафных баллов

Экспериментальная группа на начало учебного года

Контрольная группа на конец учебного года

Методика оценки зрительной памяти

5,9

4,2

Шесть картинок

0,8

0,5

Сюжетная картинка

1

0,6

Итого

7,7

5,3

Данные таблицы №9 свидетельствуют о том, что к концу эксперимента дети экспериментальной группы улучшили показатели сформированности зрительной памяти. Улучшения наблюдаются при запоминании 6 картинок и выполнении методики оценки зрительной памяти.


Из вышеприведенных результатов следует, что коррекционно- педагогическая работа, направленная на формирование графомоторных навыков письма, эффективна.


ВЫВОД

Коррекционная работа, направленная на формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи должна проводиться по следующим направлениям:

1. Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

2. Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность).

3. Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться упражнения (сжать и разжать кулаки, чередовать: палец-кулак, чередовать: «зайчик-«пальчик»).

4. Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений (посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил; посмотри на картинку, запомни предметы; посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает?)

Проведенное экспериментальное изучение направленно на исследование особенностей графомоторных навыков письма (зрительно-пространственных отношений, серийной организации движений, моторики и собственно графомоторного компонента), которое проводились с помощью методик А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, М.М. Безруких. Сравнительный анализ полученных данных показал, что практически во всех пробах дошкольники с нарушением речи допускали больше ошибок, чем их ровесники с нормальным речевым развитием.

Таким образом, проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:

1 .Формирование графомоторных навыков требует полноценной сформированности функционального базиса: зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений, зрительной памяти и моторики.

2 .Изучение компонентов функционального базиса графомоторных навыков письма показало, что дошкольники с нарушением речи демонстрировали ряд отличий по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. Отличия носили количественный и качественный характер. У детей отмечается:



- слабое развитие пальцевой моторики;

- недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;

- недостаточное развитие зрительной памяти и зрительно-пространственных представлений;

- отсутствие плавности линий;

- медленный темп выполнения предложенных заданий.

3. Проведенная многоплановая коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков была направлена на формирование и развитие:

- зрительно-пространственных отношений (узнавание изображений и их контуров; формирование зрительного слежения, развитие зрительно-моторной координации);

- мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков, упражнения для пальчиков, сопровождаемые речитативом, предметная деятельность);

- серийной организации движений;

- зрительной памяти;

- собственно графо-моторного компонента (графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания);

4. Анализ результатов контрольного эксперимента показал: проведенная работа позволила добиться положительных результатов при формировании графомоторных навыков. Отмечается:

- дальнейшее развитие двигательной памяти;

- совершенствование механизмов программирования сложно координированных двигательных действий;

- воспроизведение серии движений с первых попыток и демонстраций;

- ориентирование в пространстве и на листе бумаги;

- соблюдение границ строки;

- улучшение качества линий: плавные, без разрывов и острых углов;

- воспроизведение сложных геометрических фигур в соответствии с образцом, отсутствие обводок и лишних штрихов.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации по формированию графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушением речи.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, а особенно детям с нарушениями речи. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выст­роенного в систему специальных игр, упраж­нений и заданий. На всех этапах обучения упражнения являются не меха­нической тренировкой, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка под руководством и при помощи взрослого.


Систему упражнений по формированию готовности дошкольников к обуче­нию письму можно включить и в ежедневное планирование работы воспитателя. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и прово­дить ее с учетом возрастных и индивидуаль­ных возможностей ребенка.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание.В подготовительной к школе группе – все направления.
1. Подготовка руки к письму.
1.1. Развивать функциональную возможность кисти и пальцев рук, а также мелкую моторику пальцев рук, как высшую форму организованной двигательной функции (с помощью специальных игр и упражнений).

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, которое подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления (силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление - когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

- количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

- характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
3. Подготовка к технике письма.
3.1. Развивать пространственную ориен­тировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.