ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Древние государственные образования в Китае. Шань-инь и Чжоу
В 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, самой ранней из которых была Яншао. Племена жили в небольших поселка у речных пойм. Возделывали чумизу, разводили свиней и собак. Керамика обжигалась в специальных печах и ярко раскрашивалась. Во второй половине 3тыс. до н.э. исчезает крашеная керамика, ее место занимает черная или серая посуда, изготовленная на гончарном круге. Культуры этого типа (Луншань) характеризуются прогрессом в земледелии, совершенствованием орудий труда, в погребениях обнаруживается социальная дифференциация.
О политической истории мы можем судить только по дошедшим легендам. В одной из них говорится о том, как власть из выборной стала наследственной (когда-то правил Яо, который избрал преемником не своего сына, а способного Шуня. В его правление случился потоп и он объявил, что передаст правление тому, кто сможет его предотвратить это удалось сделать Великому Юю, который стал правителем. Затем престол занял его сын и власть стала передаваться по наследству). Ци, сына Великого Юя, считают основателем первой древнекитайской династии Ся. Отсутствие достоверных письменных источников не позволяет говорить о том, что представляло собой общество в это время. По преданию, последний правитель династии отличался жестокостью, что повлекло за собой восстание под предводительством Тана, который стал новым правителем Поднебесной. Его стали называть Чэн Тан (Тан-Созидатель). Он был первым правителем династии Шан, впоследствии получившей название Инь (17в. до н.э.). в 14в. до н.э. племя шан переселилось в район современного Аньяна, столицей стал Великий Город Шан. От этого периода (14-11вв. до н.э.) до нас дошли как археологические, так и эпиграфические памятники.
Эпохе Шан-Инь присущи три важнейших достижения: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности, хотя основным копательным орудием остается деревянный заступ “лэй” – двузубая палка с поперечной перекладиной.
В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, для литья использовались высококачественные глиняные формы. Бронза применялась преимущественно для оружия и ритуальных сосудов.
В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения – их можно назвать городами. На территории города размещались дворцовые и храмовые здания, поддерживаемые мощными колоннами. В пределах городской стены размещались мастерские. В это время происходит отделение ремесла от земледелия.
Письменность дошла до нас в виде гадательных текстов на костях животных и панцирях черепах. Однако использовались и деревянные планки.
Иньские погребения свидетельствуют о глубоком расслоении общества в эту эпоху. В одних погребениях очень богатый инвентарь, украшения из золота и яшмы, музыкальные инструме6нты, встречаются и повозки, запряженные лошадьми, а также останки людей, которых погребли насильственно (скорее всего это слуги или придворные). В других нет человеческих сопогребений, однако инвентарь очень богат. В третьих присутствуют только грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда, сами погребения настолько малы, что еле вмещают останки. К четвертым относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений; по характеру скелетов можно судить, что так погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.
Первые могилы принадлежат скорее всего иньским правителям или их ближайшим родственникам, вторые – представители господствующего класса, третьи – могилы мелких производителей, в четвертых хоронили скорее всего подневольных работников, рабов.
Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, “главные дела в государстве – это жертвоприношения и войны”. Поэтому после войн пленных приносили в жертву. И то, и другое отражено в гадательных надписях; детальное изучение их показало, что в них нет специфических терминов, применявшихся для обозначения раба.
Представления иньцев об окружающем мире были эгоцентрическими. По их мнению, в центре Поднебесной находится Великий Город Шан – резиденция правителя, вокруг которого простираются территории, входящие в состав Иньского государства. За пределами живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью государства. Иньское государство не имело какой-либо системы территориального деления, кроме родо-племенной. Это государство возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их.
Политическое единство иньцев олицетворялось правителем – ваном, который стремился к единоличной власти. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял походы против враждебных племен. Если племя признавало его власть, он жаловал вождю титул хоу, бо или цзы, что указывало на то, что племя становится членом иньской коалиции. Вождь племени обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань и в случае необходимости предоставлять войска. Ван был также и верховным жрецом.
Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине (13в. до н.э.), который значительно расширил территории, при нем были построены новые дворцы и храмы. После его смерти дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, что, скорее всего, является попыткой обосновать и оправдать события последней трети 11в. до н.э., которые вошли в историографию под названием “чжоуского периода”.
Первые сведения о племени чжоу появляются в памятниках периода правления У Дина. В это время они были подчиненной территорией. К этому же периоду относятся и данные о военных столкновениях между Инь и чжоу.
Правитель чжоу по имени Чан развернул активную деятельность по распространению своего влияния на ряд соседних племен. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен под его руководством. Его наследник У-ван предпринял поход на восток и в битве при Муе наносит поражение иньскому войску (1027г.до н.э.). Чжоусцы быстро переняли достижения побежденных, и в первую очередь бронзолитейное производство. Их инвентарь трудно отличить от иньских изделий. Они также научились изготавливать боевые колесницы, которые были основной ударной силой того времени. Одним из важнейших заимствований была письменность.
После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием “наследственных пожалований”, в результате которых родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с населением.
В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными территориями.
Социальная дифференциация иньского общества, была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов, определявших всю структуру социального деления.
Все свободное население делилось на 5 групп:
-
Правитель, “единственный среди людей”. -
Правители наследственных владений (чжухоу). -
Главы родо-племенных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения (дафу). -
Главы больших семей, входивших в состав родо-племеннх групп (ши). -
Простолюдины (шужэнь).
Социальный ранг определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек (одежда, количество скота и рабов, домашняя утварь, размеры жилища, погребения, убранство жилища, даже пища и слова). Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже.
Вся земля считалась принадлежащей вану, так же как все люди были его слугами. В 11-10вв. до н.э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносилось в жертву, однако часть их все же оставлялась в живых и превращалась в рабов, которых использовали на тяжелой и грязной работе (носильщики, конюхи, слуги). Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Класс рабов пополнялся также за счет лиц, совершивших преступление.
Древний Китай в 8-3вв. до н.э.
В начале 8в. участились столкновения чжоусцев с племенами жунов. Решающие столкновения с ними происходят в правление Ю-вана (781-771гг. до н.э.)
В 770г. его сын Пин-ван переносит столицу на восток, из-за чего период 8-3вв. называют Восточным Чжоу. Однако и здесь государство подвергается нападениям – уже со стороны племен ди. В 636г. до н.э. Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему, однако ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который был вынужден временно покинуть столицу.
В 8-7вв. до н.э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех “варваров” (в отличие от иньского и раннечжоуского времени, когда народы делились на подчиненные и неподчинившиеся). Древние китайцы начали противопоставлять себя “варварам”, обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). Согласно представлениям древних китайцев, в основе такого деления лежали отношения родства (все жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, родственники, даже отказываясь повиноваться вану, они остаются таковыми).
После перенесения столицы на восток власть вана ослабевает: он практически не вмешивается во взаимоотношения чжухоу (землевладельцы), которые становятся все более самостоятельными. Сокращается территория, оскудевает казна, дань начинает поступать нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти Хуань-вана у его наследника не оказывается средств на его похороны и они откладываются на 7 лет.
В 7в. до н.э. один из чжухоу добивается главенствующего положения и становится “гегемоном”. С этого периода между царствами начинается борьба за гегемонию. Первым царством, добившимся гегемонии, было Ци. Его правитель Хуань-гун был официально провозглашен гегемоном в 650г. на съезде чжухоу. После его смерти царство лишается гегемонии, его место занимает другое царство – Цзинь. Правление его вана Сянь-гуна отмечено расширением территории. После его смерти к власти приходит его сын Вэнь-гун (636-628), правление которого считается наивысшим расцветом царства. В конце 7в. происходит раскол среди кочевников ди, что послужило предлогом для царства Цзинь для вмешательства и весной 594г. главные силы ди были разгромлены (часть была включена в цзиньскую армию, часть обращена в рабов).
Основная линия политической истории 7-6вв. до н.э. – соперничество царств Цзинь и Чу. В конце 7в. правитель Чу Чжуан-ван (613-591) принял титул вана и стал первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу. Решающее значение в отношениях Чу и Цзинь сыграла битва при Би (597), где Цзинь было разбито и добивается реванша вновь только через много лет, победив в сражении в 575г.
В начале 5в. обостряется борьба за гегемонию между царствами У и Юэ (жители татуировали тело и коротко обрезали волосы, чем резко отличались от древних китайцев). В 493г. правитель У нанес поражение Юэ, затем разгромил царства Ци, Лу и Сун, и в 482г. добился гегемонии. Примерно через 10 лет это положение занимает Юэ. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй и Хань начинается период Чжаньго (“Воинствующих царств”).
В этот период получает распространение железо. Животные, служащие для жертвоприношений, становятся тягловой силой, возрастает производительность земледелия, становится возможным обработка не только земли в поймах рек. По мере расширения посевных площадей каналы начинают применяться для искусственного орошения (раньше они использовались для предотвращения наводнений). Изменения в земледельческом хозяйстве повлекло за собой кризис системы землевладения и землепользования. В середине 1 тыс. до н.э. оформляется новая система. Происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произведенного продукта – к поземельному налогу, который исчислялся в зависимости от площади обрабатываемой земли. Впервые он был введен в царстве Лу, затем в Чу и Чжэн.
Качественные изменения претерпевает ремесло и торговля. Если раньше ремесленники относились к простолюдинам, то теперь некоторые из них начинают обогащаться, становясь более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: “Кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден”.
Не случайно с этим периодом связан взлет философской мысли в Китае, когда изменения в социальном строе требовали осмысления принципов, которые лежали в основе взаимоотношения людей в обществе. В 6-5вв. до н.э. наибольшие расхождения в этом вопросе были в учениях двух философских школ – конфуцианцев и моистов.
Возникновение конфуцианского учения сыграло роль не только в идеологии Древнего Китая, но и многих соседних стран. Центральное место в доктрине Конфуция (Кун Цю, 551-479гг.) занимает учение о “благородном человеке”. Конфуцианские понятия гуманности, верности, уважения к старшим представляют собой положительные человеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя. Конфуций высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни.