ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правившей до того момента, когда в 671г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г. ливиец Псамметих основал 26 династию на полтора века, объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).
Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.
Культура Древнего Египта
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.
Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.
Особенности культуры Древнего Египта.
Страх перед грозными силами природы воплотился в свирепых божествах, перед всесокрущающей властью фараона. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли – чиновников).
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.
Религия. Она у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Присуще обожествление солнца, Луны, реки Нил, пустыни, животных, а также и угрожающих человеку сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Язык и письменность. Разговорный язык и литературный менялся на протяжении четырехтысячелетней истории народа и прошел 5 последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, т.к. на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (16-8вв. до н.э.); демотический язык (8в. до н.э. – 5в. н.э.); коптский язык (3-7вв. н.э.). Соотношение между этими языками было примерно таким же, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. С 7в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей-арабов и постепенно стал забываться.
Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки (остраконы), дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.
Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.
Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.
Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения (“Рассказ Синухета”). Поучения – дидактический жанр. “Поучение фараона Аменемхета I”, “Поучения Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара”. Поучения Нового царства – “Поучения Ани”, “Поучение Аменемоне”, а также особая разновидность – поучения мудрецов “Речение Ипусера”, “Речение Неферти”.
Собрание сказок “Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о потерпевшем кораблекрушение”, “Сказка в Правде и Кривде”, “Сказка о двух братьях”.
Повесть “Рассказ Синухета” и поэтическая “песнь арфиста”.
Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.
Изобразительное искусство и архитектура. Использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.
Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.
Научные знания. Без них невозможно было строительство сложных ирригационных систем. Высокие знания были достигнуты в трех сферах: математика, астрономия и медицина.
Древняя Месопотамия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография
Месопотамией греки издавна называли территорию, ограниченную двумя реками: на востоке – Тигр, на западе – Евфрат, имеющими снеговое питание. В месте впадения – заболоченные территории. Реки проходят через несколько климатических зон. Погодные условия менялись часто, земли здесь отличались исключительным плодородием. С древнейших времен здесь занимались ирригацией и мелиорацией. Растительность скудная (камыш, ива). Деревья только на севере. Богата была фауна, изобилие рыбы, птиц. Помимо древесины в Месопотамии были и другие проблемы, она была обделена полезными ископаемыми. На территории Междуречья находят различные предметы иноземного происхождения, очевидно, что через ее территорию или вблизи ее границ проходили торговые пути.
Неизвестно, кто населял территорию Месопотамии. Известно, что шумеры не были автохтонным населением и были пришельцами. Их родина – современный Бахрейн (о. Дильмун). Судя по всему, шумеры приплыли из Индии. Принадлежали шумеры скорее всего к дравидийской расе (темная кожа, черты лица европейские). Древнейшие археологические культуры – хассуиская, халафская, увейдская имеют не шумерское происхождение. Очевидно, что территория Древней Месопотамии была ранее населена аккадами – восточно-семитскими племенами. В начале II тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись западно-семитские племена амореев.
На рубеже II-I тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись арамеи, частью которых были халдеи. Евреи (в буквальном переводе “человек с той стороны реки”), родина – Аравийский полуостров. Издревле Северную Месопотамию населяли хурриты (субареи), страну Субарту. Они были родственны урартам (древнейшее население исторической Армении). Субареи были ассимилированы различными народами, в том числе хеттами, скифами и др. (относились киндоиранским этносам).
Медяне и персы. Персы создали великое государство, которое называлось Ахеменидская держава. В середине I тыс. до н.э. персы захватывают Месопотамию.
В IV-III тыс. до н.э. в горах Загрос (восточная Месопотамия) населяли луллубеи. Воевали с жителями Месопотамии.
На востоке жили касситы. Они воевали с жителями Месопотамии и захватили Вавилонию. В 22в. до н.э. нижняя Месопотамия попала под власть гутиев (кутиев).
Элам. Население – эламиты. Их происхождение не ясно. Возможно были родственны шумерам. Жили на территории Ирана, который возможно был прародиной шумеров. Скорее всего все эти племена – осколки древнего населения, которое жило на территории Ирана.
Периодизация. Первые государственные образования начали складываться в начале III тыс. до н.э. в исторической области Шумер.
Выделяются следующие периоды:
1)середина 28 – нач. 27вв. до н.э. – гегемония Куша,
27 – 26вв. до н.э. – гегемония Урука, первая династия Гильгамеш,
25 – 24 вв. до н.э. – гегемония Ура, затем Лагаша.
С этого момента (III тыс. до н.э.) берет начало периодизация истории: Ассирия, Митанни, Вавилон.
Митанни существовало недолго. Его история не делится на периоды.
Северо-Западная часть Месопотамии населялась субареями (16-13вв. до н.э.)
Вавилон:
1 период – старовавилонский (аморейский) – 19-16вв. до н.э.
2 период – средневавилонский (касситский) – 16-12вв. до н.э.
3 период – политическое ослабление Вавилона, борьба за независимость – 12.7вв. до н.э.
4 период – нововавилонский (халдейский) – 7-6вв. до н.э., завершившийся завоеванием страны Персией.
Ассирия:
1 период – староассирийский – 20-16вв. до н.э.
2 период – среднеассирийский – 15-11вв. до н.э.
3 период – новоассирийский – 10-7 вв. до н.э. – период существования Великой Ассирийской державы, которая под натиском вавилонян и митаннян в 7в. до н.э.
Источники. Библия – “Ветхий завет” - источник первостепенной важности. Наиболее интересна информация в Библии, содержащая сведения об Ассирии и Нововавилонии.
Наиболее важное значение имеют источники месопотамского происхождения – “Глиняные таблички”. Глина – основной источник для письма. Климат сырой, влажный, и поэтому папирус не мог сохраниться. Таблички находят целыми библиотеками в храмах или государственных учреждениях. Практически во всех раскопанных городах были найдены подобные библиотеки или архивы. Это главным образом хозяйственные документы. Не все документы можно прочесть, не поддаются чтению и пиктограммы. Письменность изобретена шумерами. Со временем она видоизменялась. Персы были наследниками шумерской клинописи. Знаки выражали идею, язык не известен. Из письменных документов на первом месте – хозяйственные документы. Они малосодержательны. Юридические документы (законы, правовые акты) – отражение экономики, политики, культуры.
Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.
Культура Древнего Египта
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.
Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.
Особенности культуры Древнего Египта.
-
Ранее зарождение классовых отношений и государства. -
Изолированное географическое положение долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и проникновение культурных заимствований.
Страх перед грозными силами природы воплотился в свирепых божествах, перед всесокрущающей властью фараона. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли – чиновников).
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.
Религия. Она у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Присуще обожествление солнца, Луны, реки Нил, пустыни, животных, а также и угрожающих человеку сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Язык и письменность. Разговорный язык и литературный менялся на протяжении четырехтысячелетней истории народа и прошел 5 последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, т.к. на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (16-8вв. до н.э.); демотический язык (8в. до н.э. – 5в. н.э.); коптский язык (3-7вв. н.э.). Соотношение между этими языками было примерно таким же, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. С 7в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей-арабов и постепенно стал забываться.
Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки (остраконы), дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.
Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.
Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.
Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения (“Рассказ Синухета”). Поучения – дидактический жанр. “Поучение фараона Аменемхета I”, “Поучения Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара”. Поучения Нового царства – “Поучения Ани”, “Поучение Аменемоне”, а также особая разновидность – поучения мудрецов “Речение Ипусера”, “Речение Неферти”.
Собрание сказок “Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о потерпевшем кораблекрушение”, “Сказка в Правде и Кривде”, “Сказка о двух братьях”.
Повесть “Рассказ Синухета” и поэтическая “песнь арфиста”.
Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.
Изобразительное искусство и архитектура. Использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.
Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.
Научные знания. Без них невозможно было строительство сложных ирригационных систем. Высокие знания были достигнуты в трех сферах: математика, астрономия и медицина.
Древняя Месопотамия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография
Месопотамией греки издавна называли территорию, ограниченную двумя реками: на востоке – Тигр, на западе – Евфрат, имеющими снеговое питание. В месте впадения – заболоченные территории. Реки проходят через несколько климатических зон. Погодные условия менялись часто, земли здесь отличались исключительным плодородием. С древнейших времен здесь занимались ирригацией и мелиорацией. Растительность скудная (камыш, ива). Деревья только на севере. Богата была фауна, изобилие рыбы, птиц. Помимо древесины в Месопотамии были и другие проблемы, она была обделена полезными ископаемыми. На территории Междуречья находят различные предметы иноземного происхождения, очевидно, что через ее территорию или вблизи ее границ проходили торговые пути.
Неизвестно, кто населял территорию Месопотамии. Известно, что шумеры не были автохтонным населением и были пришельцами. Их родина – современный Бахрейн (о. Дильмун). Судя по всему, шумеры приплыли из Индии. Принадлежали шумеры скорее всего к дравидийской расе (темная кожа, черты лица европейские). Древнейшие археологические культуры – хассуиская, халафская, увейдская имеют не шумерское происхождение. Очевидно, что территория Древней Месопотамии была ранее населена аккадами – восточно-семитскими племенами. В начале II тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись западно-семитские племена амореев.
На рубеже II-I тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись арамеи, частью которых были халдеи. Евреи (в буквальном переводе “человек с той стороны реки”), родина – Аравийский полуостров. Издревле Северную Месопотамию населяли хурриты (субареи), страну Субарту. Они были родственны урартам (древнейшее население исторической Армении). Субареи были ассимилированы различными народами, в том числе хеттами, скифами и др. (относились киндоиранским этносам).
Медяне и персы. Персы создали великое государство, которое называлось Ахеменидская держава. В середине I тыс. до н.э. персы захватывают Месопотамию.
В IV-III тыс. до н.э. в горах Загрос (восточная Месопотамия) населяли луллубеи. Воевали с жителями Месопотамии.
На востоке жили касситы. Они воевали с жителями Месопотамии и захватили Вавилонию. В 22в. до н.э. нижняя Месопотамия попала под власть гутиев (кутиев).
Элам. Население – эламиты. Их происхождение не ясно. Возможно были родственны шумерам. Жили на территории Ирана, который возможно был прародиной шумеров. Скорее всего все эти племена – осколки древнего населения, которое жило на территории Ирана.
Периодизация. Первые государственные образования начали складываться в начале III тыс. до н.э. в исторической области Шумер.
Выделяются следующие периоды:
-
Протописьменный (нач. 29 – сер. 28вв. до н.э.) -
Раннединастический (сер. 28- 24 вв. до н.э.), который делится на 3 этапа:
1)середина 28 – нач. 27вв. до н.э. – гегемония Куша,
27 – 26вв. до н.э. – гегемония Урука, первая династия Гильгамеш,
25 – 24 вв. до н.э. – гегемония Ура, затем Лагаша.
-
Период создания деспотической монархии (конец 24 – 20вв. до н.э.). Существование государства Аккад, гутийское нашествие, Шумеро-Аккадское царство. -
Династия Ура – государство погибло под натиском амореев.
С этого момента (III тыс. до н.э.) берет начало периодизация истории: Ассирия, Митанни, Вавилон.
Митанни существовало недолго. Его история не делится на периоды.
Северо-Западная часть Месопотамии населялась субареями (16-13вв. до н.э.)
Вавилон:
1 период – старовавилонский (аморейский) – 19-16вв. до н.э.
2 период – средневавилонский (касситский) – 16-12вв. до н.э.
3 период – политическое ослабление Вавилона, борьба за независимость – 12.7вв. до н.э.
4 период – нововавилонский (халдейский) – 7-6вв. до н.э., завершившийся завоеванием страны Персией.
Ассирия:
1 период – староассирийский – 20-16вв. до н.э.
2 период – среднеассирийский – 15-11вв. до н.э.
3 период – новоассирийский – 10-7 вв. до н.э. – период существования Великой Ассирийской державы, которая под натиском вавилонян и митаннян в 7в. до н.э.
Источники. Библия – “Ветхий завет” - источник первостепенной важности. Наиболее интересна информация в Библии, содержащая сведения об Ассирии и Нововавилонии.
Наиболее важное значение имеют источники месопотамского происхождения – “Глиняные таблички”. Глина – основной источник для письма. Климат сырой, влажный, и поэтому папирус не мог сохраниться. Таблички находят целыми библиотеками в храмах или государственных учреждениях. Практически во всех раскопанных городах были найдены подобные библиотеки или архивы. Это главным образом хозяйственные документы. Не все документы можно прочесть, не поддаются чтению и пиктограммы. Письменность изобретена шумерами. Со временем она видоизменялась. Персы были наследниками шумерской клинописи. Знаки выражали идею, язык не известен. Из письменных документов на первом месте – хозяйственные документы. Они малосодержательны. Юридические документы (законы, правовые акты) – отражение экономики, политики, культуры.