Файл: История Древнего Востока.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Древнейшее законодательство – законы царя Шульги (23в. до н.э.), судебник Ур-Намму (основатель III династии Ура – 22-21вв. до н.э.), судебники Ларсы, законы города Эшнунны, законы царя Хамурапи (18в. до н.э.).

Дипломатические документы. Международные договоры – I договор относится к периоду существования Аккадского царства – договор между Аккадским царем Нарам-Суэном с царем Элама, закрепляющий результаты войны между ними. К таким документам относятся также письма Аменхотепу III и эхнатону, а также документы, относящиеся к периоду правления ассирийского царя Асархаддона (7в. до н.э.).

Надписи исторического содержания высекались на скалах, камнях.

Историография. Дешифровка клинописи: 18в. – путешествие в Месопотамию и Персию датского ученого К. Нибура, который снял копии надписи персидских царей, выполненные клинописью, и пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков и разной степенью сложности. 1802г. – дешифровка клинописи немецким ученым Г.Ф. Гротефендом. 30-30гг. дешифровка клинописи английским офицером и дипломатом Г. Раулинсоном. Конец 19в. – немецкий ученый Делич – грамматика и словарь аккадского языка. Создание учебников и словарей шумерского языка учеными Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фолькенштейн.

Археология. Раскопки в Месопотамии начались в середине 19в. 1842г. раскопки Ботта (французский дипломат) – руины резиденции ассирийского царя Саргона II. Так была открыта ассирийская коллекция Луврского музея.

1845-1847 – Г.А. Лэйярд (английский дипломат) – раскопки Ниневии. Коллекция для Британского музея в Лондоне.

Х. Рассам – раскопки дворца ассирийского царя Ашшурбанапала, развалины г. Сиппара.

Во второй половине 19в. английскими археологами были открыты г. Урук, Ур, Ларса, Эреду.

19в. – раскопки французских археологов г. Лагаша.

Американская экспедиция – г. Ниппур.

Начало 20в. – немецкая экспедиция под руководством Р. Кольдвея – открытие древнего Вавилона.

Б. Андре – раскопки г. Ашшура (древнейшая столица Ассирии).

Кольдвей и Андре – раскопки г. Шуруппака.

Развитие зарубежной ассирологии. В 19в. – использование ассирологических памятников для опровержения или подтверждения данных Библии. Развитие ассирологии как части библейской критики.

С конца 19в. стали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в музеях Европы, создание общих трудов по истории Месопотамии (Бецольд, Майснер, Олмстэд, Оппенхейм). Изучаются вопросы политической истории и государственного устройства (работы датского шумеролога Якобсена). Изучение права Древней Месопотамии (законы царя Хаммурапи). Изучение культуры и религии, проблем этногенеза на территории Месопотамии, проблем экономики данного региона. За последнее время появляются капитальные исследования социальной структуры, организации хозяйства, формирование городов, ремесла, торговли, храмового хозяйства.


Отечественная наука. Основатель “русской” ассирологии – М.В. Никольский (Документы “Хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи” - 1908г.; работы по истории общины, рабства и вавилонской культуры в Двуречье – 1915г).

Б.А. Тураев – “История Древнего Востока”, В.К. Шилейко – переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

После революции: А.И. Тюменев – проблемы земельной собственности и социальных отношений в Месопотамии III тыс. до н.э. (монография “Государственное хозяйство древнего Шумера”).

В.В. Струве – “История Древнего Востока”.

Основные задачи: исследование проблем земельной собственности, социально-экономических отношений, исследование рабства и других форм зависимостию

Протогосударства древнего Шумера

В первой половине III тыс. до н.э. в Южной Месопотамии уже существовало более десятка значительных городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе города-государства стоял “эн”, который официально признавался супругом богини Инанны. Верховная власть принадлежала “собранию воинов”, которое избирало эна и решало вопросы войны и мира. Обыденными текущими делами ведал “совет старейшин”. О таком государственном устройстве рассказано в героическом эпосе. Судя по нему эн в мирное время был главным администратором и руководителем общественной жизни, в военное время командовал армией, отправлял дела культа. Рост народонаселения и связанная с этим нехватка посевных площадей предопределяют почти непрерывные войны между городами-государствами за жизненное пространство. Это привело к повышению роли эна в системе власти в этих небольших государствах. Пройдет время и в Междуречье будет официально заявлено, что сначала царей избирали не воины, а боги. Нет сомнений, что шумерский “царский список” отражает определенные политические реалии. Согласно этому списку легендарный Гильгамеш, принадлежавший к I династии Урука, стал одним из царей-лугалей, которые, опираясь на реальную поддержку зависимых от них номовых армий, могли в некоторых случаях не считаться с волей народных собраний и советов старейшин. Сильные цари-лугали имели возможность склонить на свою сторону соседние и отдаленные номовые государства не только военным путем. Первым историческим правителем на юге страны был лугаль Киша Месилим (около 2600г. до н.э.). Он покорил большую часть Шумера, овладел важным городом-государством Лагаш.



В середине III тыс. до н.э. благодаря военным успехам и активной торговле возвышается город Ур в правление его династии. Характерной чертой этого периода являются постоянные войны между местными городами-государствами из-за земли, каналов, материальных богатств. На политическое господство в регионе претендовали города Киш и Лагаш.

Храмовое хозяйство. Храм был крупным земельным собственником доходы с одной части этой земли шли собственно на содержание храма. Другая часть делилась на наделы, которые давались за службу части персонала храма – мелким администраторам, ремесленникам, земледельцам, военной храмовой дружине и т.д., и еще одна часть земли отдавалась в издольную аренду всем желающим. Вне храма была земля большесемейных общин, а правитель города-государства, жрецы, крупные должностные лица получали в свое распоряжение имения, которые обслуживались зависимыми людьми.

В состав храмового хозяйства входили и купцы, которые принимали и частные заказы на покупку заморских товаров.

Состояние почти непрерывных войн отразилось на социальной жизни городов. Содержание большого штата армии сопровождалось увеличением налогов и сборов с населения, поэтому росло недовольство в Лагаше. В этой обстановке царем становится Уруинимгина (24в. до н.э.), который провел реформу, упразднившую чрезмерные поборы с населения. С победой Лугальзагеси и подчинением города-государства Киш создалось значительное по территории государство. Открылись торговые пути в Индию, Сирию, Малую Азию. При Лугальзагеси, который сохранил традиционные власти на местах, страна представляла собой подобие союза городов-государств. Около середины III тыс. до н.э. в Двуречье приходят семитские народы – аккадцы и определенное время сосуществуют с шумерами. Постепенно они поглотили шумеров, сохранив их культуру. Но до I в. до н.э. продолжал жить шумерский язык, как язык исторических памятников, науки и школы богослужения.


Культура народов Древней Месопотамии

На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

Религия. Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

Мифы и эпос. Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.


Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

Архитектура и изобразительное искусство. Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Образование и наука. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.