Файл: Федеральное агентство по образованию иркутский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
торцевой поверхности (при наличии пригонки)
Расчетные сопротивления срезу и растяжению болтов
Основные размеры элементов подкрановых балок
Расчетные сопротивления растяжению фундаментных болтовRba
Рис. 9.1 К определению расчетных усилий в разрезной подкрановой балке:
г – схема загружения балки одним краном для определения прогиба
где
Mkp = Fkn2 γf γf1 e + 0,75Tknγf hp = 480 ∙ 1,1 ∙ 1,1 ∙ 1,5 +
+ 0,75 ∙ 17,4 ∙ 1,1 ∙ 17 = 1115,2 кН∙см,
здесь е = 15 мм – условный эксцентриситет рельса, равный допустимому смещению рельса относительно оси подкрановой балки;
hp= 170 мм – высота подкранового рельса КР-120;
Iкр= It+ Ikp,f = 1310 + 133,3 = 1443,3 см4;
It= 1310 см4 – момент кручения рельса, принимается по табл. 9.2;
Iкр,f= bf tf3/3= 50 ∙ 23 / 3 = 133,3 см4 – момент инерции кручения пояса.
Рис. 9.5. Кручение верхнего пояса балки и изгиб стенки
Проверка общей устойчивости подкрановой балки не требуется, так как ее верхний сжатый пояс закреплен по всей длине тормозной конструкцией.
Местная устойчивость элементов подкрановой балки проверяется так же, как и обычных балок (см. п. 3.6.6).
Устойчивость поясного листа обеспечена отношением свеса сжатого пояса befк его толщине tf.
Определяем условную гибкость стенки:
Стенку балки следует укреплять поперечными ребрами жесткости, если значение условной гибкости при действии местной нагрузки превышает Следовательно, постановка поперечных ребер жесткости необходима.
Ребра жесткости, обеспечивающие местную устойчивость стенки, в подкрановых балках должны иметь ширину не менее 90 мм. Торцы ребер следует плотно пригнать к верхнему поясу без приварки, при этом в балках под краны особого режима работы (7К и 8К) торцы ребер необходимо строгать.
Расстояние между ребрами жесткости а = 2hw= 2 ∙ 1460 = 2920 мм, принимаем а = 3 м.
Ширина выступающей части парного ребра
bp= hw/30 + 40 = 1460 / 30 + 40 = 88,7 мм ≈ 90 мм.
Толщина ребра
Принимаем ребра жесткости из полосовой стали по ГОСТ 103-76* сечением 90×7 мм (см. табл. 3.7). Ребра жесткости привариваются к стенке непрерывными угловыми швами минимальной толщины.
При наличии местного напряжения устойчивость стенки следует проверять, если условная гибкость .
Расчет на устойчивость стенки балки симметричного сечения, укрепленной только поперечными основными ребрами жесткости, при наличии местного напряжения смятия (σloc ≠ 0) и условной гибкости стенки выполняется по формуле
При наличии местных напряжений проверку стенки на местную устойчивость следует выполнять в зависимости от значения a/hw, при этом значения M иQ определяют в одном сечении балки.
Проверка местной устойчивости стенки при наличии местных напряжений в среднем отсеке (рис. 9.6). Так как а = 3 м > hw = 1,46 м, определяем средние значения Mср и Qср для наиболее напряженного участка с длиной, равной высоте отсека (стенки hw).
Рис. 9.6. К проверке местной устойчивости стенки балки в среднем отсеке:
а – распределение напряжений в стенке; б – схема загружения балки и
эпюры М и Q
Вычисляем величины моментов и поперечных сил на границах расчетного участка (х1 = 4,54 м; х2 = 6 м):
Краевое напряжение сжатия в стенке составляет:
Среднее касательное напряжение в отсеке равно:
Локальное напряжение σloc = 8,45 кН/см2.
При отношении a/hw =300/146 = 2,05 > 0,8 рассматривают два случая проверки устойчивости стенки:
Первая проверка.
Определяем значение критического нормального напряжения:
где ccr= 33,3, коэффициент, определяемый в зависимости от значения коэффициента δ, учитывающего степень упругого защемления стенки в поясах (см. табл. 3.13):
где β – коэффициент, принимаемый для подкрановых балок, к которым не приварены крановые рельсы, равным 2.
Значение критического локального напряжения
где при вычислении коэффициентов с1 и с2 при a/hw = 2 > 1,33 вместо а принимаем а1 = 0,67hw= 0,67 · 146 = 97,82 см, следовательно,
a1/hw = 97,82 / 146 = 0,67;
ρ = 1,04lef /hw = 1,04 ∙ 49,1 / 146 = 0,35 (здесь lef = 49,1 см – условная длина распределения сосредоточенной нагрузки от колеса);
с1 = 18,1 – коэффициент, определяемый в зависимости отa1/hw = 0,67 и ρ = 0,35(см. табл. 3.14);
с2 = 1,64 – коэффициент, определяемый в зависимости отa1/hw = 0,67 и δ = 2 (см. табл. 3.15).
Значение критического касательного напряжения τcr во всех случаях вычисляют по фактическим размерам отсека:
где – отношение большей стороны отсекаa или hw к меньшей d;
здесь d =hw = 1,46 м <a = 3 м.
Проверяем местную устойчивость стенки:
Вторая проверка. Значение критического нормального напряжения
где ccr= 84,7 – коэффициент, определяемый в зависимости от a/hw = 2,05 (см. табл. 3.16).
Значение критического локального напряжения
где с1 = 6,7 – коэффициент, определяемый по табл. 3.14 в зависимости от a1/hw = 2,05 и ρ = 0,35;
с2 = 1,85 – коэффициент, определяемый по табл. 3.15 в зависимости отa/hw = 2,05 и δ = 2.
Значение критического касательного напряжения τcr = 13,4 кН/см2.
Проверяем местную устойчивость стенки:
Обе проверки показали, что стенка в среднем отсеке устойчива.
Аналогично поверяется устойчивость стенки в крайнем отсеке.
В балках большой высоты (h > 2 м) с тонкой стенкой при условной гибкости w > 5,5 для обеспечения ее устойчивости рационально, помимо поперечных ребер жесткости, ставить продольные ребра, опирающиеся на поперечные и располагаемые на расстоянии (0,2 – 0,3)hw от сжатой кромки отсека. Наличие продольного ребра разбивает стенку по высоте на верхнюю и нижнюю пластинки, устойчивость которых проверяется раздельно по СНиП [6].
Проверка прогиба подкрановой балки производится по правилам строительной механики. С достаточной точностью прогиб разрезной подкрановой балки определяется по формуле
где Mn,max – изгибающий момент в балке от нагрузки одного крана с γf= 1;
fu– предельно допустимый прогиб подкрановой балки, устанавливаемый из условия обеспечения нормальной эксплуатации кранов в зависимости от режима их работы (fu = l/400 для режима работы 5К).
Жесткость балки обеспечена. Ее можно было не проверять, так как принятая высота балки hб> hmin.
9.5. Расчет соединения поясов подкрановой балки со стенкой
Для повышения качества шва, снижения концентрации напряжений и повышения долговечности балок поясные швы выполняются автоматической сваркой угловыми непрерывными швами одинаковой толщины по всей длине балки с выводом концов шва на планки.
Таблица 9.3
Формулы для расчета поясных соединений в составных балках
Характер нагрузки | Вид соединения | Формула |
Неподвижная | Угловые швы двусторонние | |
Подвижная | |
Обозначения:
– сдвигающее пояс усилие на единицу длины, вызываемое поперечной силой Q, где S – статический момент брутто пояса балки относительно нейтральной оси;
– давление от сосредоточенного груза F (для подкрановых балок от давления колеса крана, принимаемого без коэффициента динамичности), где f– коэффициент, принимаемый согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям, lef – условная длина распределения сосредоточенного груза.
Поясные швы крепления верхнего пояса и стенки, помимо продольного сдвигающего усилия, возникающего от изгиба балки, воспринимают сосредоточенное усилие от колеса крана (табл. 9.3).
Требуемая высота шва из условия прочности определяется по формуле
Принимаем kf= 6 мм при автоматической сварке листа с пределом текучести стали до 430 МПа толщиной tf= 20 мм.
Нижние поясные швы не воспринимают усилие от колеса крана и рассчитываются только на касательные напряжения от поперечной силы
Принимаем kf′ = 6 мм.