Файл: Одну из главных ролей в обеспечении экономического развития страны играет именно федеральный бюджет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
Глава 2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
Статус, задачи, функции, права и обязанности органов Федерального казначейства представлены в нормативных актах, а также в ряде нормативной литературы: Письма МФ Российской Федерации и ЦБ Российской Федерации, Письма ЦА ФК МФ Российской Федерации, инструкции и т. п.
Основное предназначение Федерального казначейства - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Данный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает точный учет государственных финансов, а это важно для регулирования денежных потоков в стране. При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация доходного и расходного потоков денежных средств на одном счете, вследствие чего повышается эффективность управления процессом исполнения бюджета и управления ресурсами.
С помощью отмены разнообразных форм зачетов и системы отсрочек, а также с повышением уровня качества применяемых информационных технологий и формированием единой классификации денежных поступлений для всех участников бюджетного процесса удалось обеспечить эффективность функционирования казначейства на всех уровнях. Благодаря Федеральному казначейству проводится проверка на всех стадиях исполнения бюджета; предоставляется гарантия сохранности средств; значительно уменьшается интервал между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для осуществления расходов; информация по исполнению бюджета становится актуальной.
Согласно стратегической карте Казначейства России на 2020-2020 гг. основными компонентами стратегии развития Казначейства России являются государственная власть, клиенты и общественность, а также внутренние функциональные и управленческие процессы, кадры.
Указ Президента РФ от 2 февраля 2020 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»[9], в соответствии с которым Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а полномочия по осуществлению контроля в финансово бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, должен восприниматься не просто как документ, предполагающий оптимизацию численности органов власти, а как очередной шаг на пути совершенствования государственного финансового контроля.
Перечень полномочий, возложенных на Федеральное казначейство, значительно увеличился в связи с широкомасштабным внедрением с 2020 года казначейского сопровождения
, а также с вступлением в силу с 1 января 2021 года положений статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающей осуществление органами Федерального казначейства ряда полномочий по контролю в сфере закупок[10].
Согласно Приказу Федерального казначейства от 28 марта 2019 г. № 73 «О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства»[11] изменяются уровни риска. Например, у группы рисков по формированию и предоставлению отчетности об исполнении Федерального бюджета государственных (муниципальных), бюджетных и автономных учреждений, а именно по несоблюдению порядка составления годовой и квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений уровень риска повышается и обозначается как «значимый».
В группе рисков, возникающих при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, а именно по отсутствию актов сдачи-приемки выполненных работ (услуг), справки о стоимости выполненных работ (услуг) и иных документах, подтверждающих выполнение работ, уровень риска снижается и обозначается как «низкий».
Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе велика. Данный федеральный орган исполнительной власти исполняет бюджет, распоряжается средствами, которые числятся на соответствующих счетах в банках, а также осуществляет управление денежными поступлениями и затратами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства. Однако несмотря на многолетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие.
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
В соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов устанавливается Федеральным казначейством[12]. В рамках своих полномочий Федеральное казначейство утвердило такой порядок приказом № 8н от 10.10.2008 г.[13].
Одной из важнейших процедур, возникающей в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов, является доведение бюджетных данных до получателей бюджетных средств.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрыта сущность всех видов бюджетных данных.
Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Другими словами, это бюджетные средств, предусмотренные бюджетной росписью распорядителям и получателям средств.
Лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Иначе, это ограничение предельного размера средств, в рамках которых участник бюджетного процесса может заключать государственные контракты (договоры).
Предельные объемы финансирования - это предельные объемы оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года. То есть, это объем денежных средств, в пределах которого получатель бюджетных средств может оплачивать бюджетные обязательства. Как видим, эти понятия не подменяют друг друга, а дополняют. Между ними можно установить следующую взаимосвязь: БА ≥ ЛБО ≥ ПОФР.
В рамках кассового обслуживания исполнения федерального бюджета доводятся бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, что определено приказом Минфина России от 30.09.2008 г. № 104н[14].
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предусмотрено два варианта, которые предусматривают разный порядок доведения бюджетных данных.
В одном варианте через органы Федерального казначейства могут доводиться только ПОФР, во втором варианте - БА, ЛБО и ПОФР. Как видим, оба варианта обязательно предусматривают доведение предельных объемов финансирования. В каком объеме доводятся бюджетные данные, определяется заключенным соглашением между органом Федерального казначейства и соответствующим органом власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования).
Бюджетные данные до получателей средств федерального бюджета доводятся через органы Федерального казначейства в соответствии с приказами Министерства финансов РФ.
До получателей средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бюджетные данные доводятся в соответствии с приказами Министерства финансов РФ, а также порядком, установленным соответствующими финансовыми органами.
На практике можно наблюдать некоторые «изъяны» в работе финансовых органов, которые замедляют и тем самым усложняют оперативное доведение бюджетных данных. Основные проблемы в работе финансовых органов - отсутствие актуальной информации о движении бюджетных данных, неоперативное доведение средств до главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств (ГРБС и РБС), что приводит к нарушению сроков
, установленных нормативными правовыми актами.
Основными преимуществами применения схемы доведения БА и ЛБО через органы Федерального казначейства являются:
отражение всех доведенных бюджетных данных (БА, ЛБО, ПОФР) на лицевых счетах участников бюджетного процесса и возможность увидеть их в одном отчете. Клиент, получив форму аналитического учета, видит объём бюджетных данных и их остаток на определенную дату;
оперативность доведения бюджетных данных (и их изменений) до участников бюджетного процесса (в день поступления расходного расписания). Бюджетные данные отражаются на лицевом счёте в тот же день, в который поступили расходные расписания в органы Федерального казначейства от финансовых органов, ГРБС, РБС;
возможность доведения показателей БА и ЛБО по укрупненным позициям и предоставление прав по детализации видов расходов, что позволяет более оперативно реагировать на возникающие потребности по исполнению бюджетных обязательств;
возможность организации учета принятых бюджетных обязательств через органы Федерального казначейства, что позволяет контролировать процесс принятия бюджетных и денежных обязательств, не выходя за пределы доведенных ЛБО и, как следствие, приводит к отсутствию образования несанкционированной кредиторской задолженности;
доведение плановых показателей бюджета (БА и ЛБО) на длительный срок с доведением ограничений по оплате денежных обязательств (ПОФР) на ограниченный срок с учетом текущих возможностей бюджета (наличие средств на едином счете бюджета). ЛБО могут доводиться на достаточно длительный срок, для заключения контрактов, договоров, при этом ПОФР могут доводиться в зависимости от состояния единого счета бюджета (наличия на нем денежных средств - поступлений) и обеспечить более равномерный кассовый расход в течение года, что особенно актуально в конце финансового года;
исключение бумажного документооборота (при наличии) между ГРБС, РБС и получателями средств в части доведения БА и ЛБО на бумажных носителях, что приводит к снижению материальных затрат по доведению БА и ЛБО;
исключение трудозатрат по внесению показателей БА и ЛБО в программное обеспечение, используемое ГРБС, РБС и получателями средств при исполнении бюджета. Показатели БА и ЛБО подгружаются из структурированных файлов, направляемых органами Федерального казначейства (выписки).
Таким образом, органы Федерального казначейства обеспечивают бесперебойное и целевое движение бюджетных средств. Именно казначейство является «проводником» бюджетных данных, а самое главное в короткие сроки может произвести контроль передачи бюджетных средств до конечного получателя.