Файл: Одну из главных ролей в обеспечении экономического развития страны играет именно федеральный бюджет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
Глава 2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одну из главных ролей в обеспечении экономического развития страны играет именно федеральный бюджет.
Федеральное казначейство Российской Федерации это государственный орган, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю, за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Все перечисленное выше обуславливает выбор темы и актуальность курсовой работы.
Целью является исследование роли Федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Достижение цели исследования реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть историю становления органов Федерального казначейства, определить основные этапы развития органов федерального казначейства;
рассмотреть понятие Федерального казначейства, раскрыть его сущность и роль в бюджетном процессе Российской Федерации, а также выделить изменения в законодательстве касательно данного органа исполнительной власти;
исследовать деятельность органов Федерального казначейства по контролю кассового исполнения федерального бюджета, привести и проанализировать результаты его деятельности в данной области, раскрыть мероприятия по дальнейшему совершенствованию экономической безопасности и контроля казначейством обслуживания исполнения федерального бюджета;
рассмотреть основные формы организации исполнения судебных актов и иных документов, предусматривающих обращение на взыскание средств федерального бюджета, а также определить роль Казначейства России в исполнении судебных актов;
рассмотреть основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов, привести динамику и структуру выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере, дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
Предмет данной курсовой работы - бюджетный процесс в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства.
Объект курсовой работы - Федеральное казначейство Российской Федерации.
Казначейство России обеспечивает исполнение Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, федеральных законов по важнейшим вопросам реализации стратегии бюджетной политики государства, долгосрочных государственных программ, повышения эффективности управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований, обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов.
Данная курсовая работа посвящена основным этапам эволюции казначейства и анализу деятельности, так как именно данный орган власти в последние годы стало мощной платежной, учетной, контрольной системой с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти. В связи с этим, особое внимание обращается на деятельность данной организации.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включая шести параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III. По некоторым данным, «казенный приказ», или «казенных двор» был образован в 1512 году и стал началом новой централизованного управления финансами Российского государства[1].
В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года. Так началась губернская реформа, явившейся реакцией Екатерины II на пугачевское восстание. Цель реформы заключалась в упорядочении и повышении эффективности власти на местах, а одним из её направлений стало создание казенных палат - исполнительных органов, которые императрица называла местными правительствами.
Казенная палата были созданы «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были». Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен.
Казенные платы просуществовали до 1918 года, когда большевики упразднили их и учредили финансовые отделы при губернских и уездных исполкомах[2].
Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г. Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.
Одним из знаковых событий казначейской истории стало учреждение в 1796 года должности государственного казначея. Первым государственным казначеем, а затем и первым министром финансов, стал Алексей Иванович Васильев, который создал первое правило работы казённых палат, разработал принципы составления росписи, включавшие теперь доходную и расходную части, осуществил систематизацию доходных статей по степени их значимости для государственной казны.
За то время, которое А.И. Васильев оставался государственным казначеем, император Павел I отправлял т.н. «записки», на основании которых создавались «высочайшие указы о выдаче денег», как государственным организациям, так и частным лицам, просившим императора о материальной помощи. А руководитель ведомства, «имеющий смотрение за денежной казной», выписывал ордер о приёме денег и заносил эти операции в годовой отчёт.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов.
Манифест 8 сентября 1802 года осуществил на правовом уровне институционализацию ведомства государственного казначея. Однако структура этого финансового института не была регламентирована, а деятельность многочисленных казначейских учреждений не была скоординирована и унифицирована[3].
Структура и сферы компетенции Министерства финансов определялись изданным только 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером.
Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России, а 16 февраля 1821 года император подписал «Учреждение главного казначейства».
Указ от 15 февраля 1821 года «Учреждение Департамента Государственного казначейства» органично дополнил другой указ - «Учреждение министерства финансов» 1811 года, так как в составе Министерства финансов были обледенены все институты, ведавшие наличностью. Реформа привела к началу централизации кассы и создала предпосылки для совершенствования контроля над расходами казенных средств на губернском и уездном уровне[4].
Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».
Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:
движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств; дела по составлению росписи доходов и расходов;
дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.
Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств.
Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.
Департамент государственного казначейства в 1820 -начале 1830-х г.г. стал тем подразделением Министерства финансов, где аккумулировались, обрабатывались и проверялись счета, поступившие из губерний и уездов огромного российского государства. Департамент государственного казначейства удалось в 1830-е г.г. впервые в истории России составить равновесные бюджеты, увеличив доходы государства за счет упорядочения их поступления и хранения[5].
В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были:
прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов; производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;
счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.