Файл: Одну из главных ролей в обеспечении экономического развития страны играет именно федеральный бюджет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
Глава 2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
Глава 2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
Важную роль для сбалансированного развития страны в целом играет грамотное аккумулирование и распределение средств федерального бюджета[15][16]. Одну из основных ролей в контроле за государственными финансами играет Федеральное казначейство[17]. Согласно законодательству Российской Федерации оно осуществляет учет поступлений в бюджет, их распределение, исполнение бюджетов, а также кассовое обслуживание и контроль за бюджетной системой Российской Федерации[18]. По итогам реализации этих функций Федеральное казначейство становится главным источником информации о деятельности всех участников бюджетного процесса, при этом оно контролирует соблюдение бюджетного законодательства[19].
В целях осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета в Федеральном казначействе по состоянию на 1 января 2019 г. открыто 34 271 лицевых счетов участников бюджетного процесса. Из них наибольшую долю занимают лицевые счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (21 578 шт.). При этом данная цифра по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 8,8%, то есть на 2 783 лицевых счета, но количество открытых счетов без заключения соглашения уменьшилось на 16,6%[20].
Федеральное казначейство наделено полномочиями распределять доходы от налогов и сборов, а также от возвратов и излишне уплаченных сумм среди бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для этого происходит их распределение среди 4,5 тыс. кодов бюджетной классификации. Согласно информации, предоставляемой Федеральным казначейством в 2022 г. поступления составили около 41 938 млрд. р. Из них объем невыясненных поступлений (включая все возвраты и уточнения), который был зачислен в федеральный бюджет, на 1 декабря 2022 г. составил 2,19 млрд. р.
За 2022 г. его наибольший объем был в июне и составлял 11,35 млрд. р., а наименьшее - в августе (-1,09 млрд. р.).
Также за 2022 г. от общего объема невыясненных поступлений, который составил 168 млрд. р., уточнено Федеральным казначейством 163 млрд. р., а возвращено обратно плательщику около 2,3 млрд. р.
Кроме того, Федеральным казначейством на протяжении 2022 г. в адрес администраторов доходов направило более 36 млн. запросов на выяснение принадлежности платежа.
В 2022 г. проводилось большое количество камеральных проверок относительно 2021 г. - 621 по отношению к 998 ед., то есть на 1,5 раза больше. Данный вид проверки позволяет сокращать нагрузку на объекты контроля и снижает расходы на контрольные мероприятия при этом не снижая его качество.
В результате в целом за 2022 г. выявлено 25 059 единиц нарушений на сумму 2 387,9 млрд. р. или 32% от общего размера проверенных средств[21]. Кроме того, по результатам проверки Федеральное казначейство направило в Министерство финансов 552 уведомлений о применении мер принуждения.
В целях увеличения контроля и повышения экономической безопасности деятельности Федерального казначейства, а также прозрачности и доступности информации по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета происходит постоянное улучшение качества работы его официального сайта. Кроме того, в дальнейшем планируется постепенный переход в ПУР «Электронный бюджет» для улучшения качества кассового обслуживания бюджета страны в части принятия на учет сведений. А дальнейшее развитие ППО АСФК будет направлено улучшение обеспечения кассового исполнения бюджетов субъектов РФ.
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
Исполнительное производство в соответствии с законодательством РФ представляет собой исполнение судебных актов и иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод, и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам РФ[22].
Главным органом, осуществляющим исполнительное производство в РФ, является Федеральная служба судебных приставов. Однако, при применении мер принудительного взыскания на средства федерального бюджета РФ данные функции помимо Федеральной службы судебных приставов выполняют органы Федерального казначейства и в некоторых случаях Министерство финансов РФ.
При выдаче судом исполнительного документа взыскатель направляет необходимый пакет документов в органы Федерального казначейства. В случае отсутствия спорных вопросов при организации исполнения судебных актов, а также при наличии бюджетных средств, подлежащих взысканию, исполнительное производство осуществляется органами Федерального казначейства.
Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания за счет средств казны о возмещении вреда
, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, то он направляется в Министерство финансов РФ.
Большая доля исполненных исполнительных документов пришлось на 2020 г. По сравнению с 2013-2015 гг. сумма значительно увеличилась. Это связано с минимизацией задолженности учреждений за счет средств казны перед населением.
При неисполнении бюджетными и автономными учреждениями требований по исполнительным документам в органах Федерального казначейства, взыскатель имеет право направить пакет документов в Службу судебных приставов, для обращения взыскания на имущество должника. Судебные приставы организуют исполнительное производство, в отношении взыскания на средства федеральных учреждений, за счет принудительной реализации арестованного и изъятого имущества должника.
В 2010-2022 гг. наблюдался рост количества исполнительных документов, находящихся на исполнении у Службы судебных приставов. Это связано с увеличением задолженности бюджетных и автономных учреждений, а также с их невозможностью отвечать по своим обязательствам.
Более подробно рассмотрим деятельность органов Федерального казначейства в исполнительном производстве. Одной из важнейших его функций является осуществление финансового контроля за исполнительным производством, путем процесса организации исполнения требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится органами Федерального казначейства на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. К исполнительным документам, предусматривающим взыскания на средства федерального бюджета, относятся: исполнительный лист; судебный приказ.
Исследование организации исполнения судебных актов, позволило сделать вывод о том, что судебный акт, на основании которого осуществляется взыскание органами Федерального казначейства на средства федерального бюджета - это документ, подлежащий принудительному исполнению со стороны уполномоченного на то органа, в полном объеме и в своевременный срок, в целях защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов граждан и организаций. Содержание этого понятия представляет для экономистов особый интерес, поскольку от его толкования во многом зависит формирование механизма финансирования расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что задолженность по обязательствам федеральных казенных учреждений в полном
объеме финансируется из федерального бюджета, а по бюджетным и автономным учреждениям источниками покрытия задолженности могут быть, как средства федерального бюджета, так и собственные средства учреждений.
Органами Федерального казначейства организация исполнения судебных актов осуществляется в разрезе типов учреждений (бюджетных, автономных и казенных).
Основными отличительными признаками организации исполнения судебных актов в зависимости от типов учреждений являются: источники покрытия задолженности, сроки организации исполнения, направления взыскателю уведомления о неисполнении должником своих требований, приостановление операций на лицевых счетах должника, а также пакет документов, предоставляемый взыскателем.
Также, исполнительные документы, предъявляемые в органы Федерального казначейства, бывают двух видов: единовременные и периодические. К единовременным относятся исполнительные документы, по которым выплата должником осуществляется один раз, а периодические предусматривают выплату задолженности многократно в определенный промежуток времени.
Исполнительные документы принимаются органами Федерального казначейства по следующим цифровым категориям взыскания (причинам возникновения задолженности):
взыскание сумм за участие в вооруженных конфликтах;
трудовые (служебные) споры (компенсация морального вреда);
возврат средств из бюджетов бюджетной системы РФ, взыскание процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных средств в бюджет;
взыскание суммы основного долга (неустойки: пени, штрафов и убытков, причиненных по неисполненному договору (контракту)), неосновательное обогащение (проценты за пользование чужими денежными средствами);
взыскание административного, судебного штрафа в доход бюджетов;
взыскания в пользу арбитражных управляющих;
взыскания, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
судебные расходы (государственная пошлина и судебные издержки);
взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью (компенсация морального вреда, пособие по потере кормильца);
взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имущества;
взыскание недоимки, неустойки (пени, штрафы и иные санкции) по взносам в государственные внебюджетные фонды;
взыскание налога, сбора, пеней и штрафов;
взыскание пособий по социальным выплатам, пенсий, компенсаций за жилищно-коммунальные услуги, компенсаций за лечение;
взыскание субсидий;
иные взыскания.
Организация исполнения судебных актов является одной из важнейших контрольных функций органов Федерального казначейства. Рост количества исполненных судебных актов территориальными органами Казначейства свидетельствует о совершенствовании ими данной функции, а также развитии программного обеспечения, позволившего проводить анализ исполнительных производств.
Однако, несмотря на это, перед органами Федерального казначейства стоит ряд задач по совершенствованию организации исполнения судебных актов и решений налоговых органов:
1. Планируется реализовать формирование отчетности по систематическим неисполнениям исполнительных документов (решений налоговых органов) в разрезе территорий с указанием количества решений налоговых органов и суммы налогов, сборов, подлежащих взысканию, а также формирование отчетности по категориям взыскания (сумма взыскания налогов, сумма взыскания пеней и штрафов);
2. Внедрить электронное взаимодействие с судами и налоговыми органами;
3. Выявить и устранить причины возникновения спорных ситуаций, возникающих в федеральных учреждениях, которые способствуют выдаче исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрены основные формы организации исполнения судебных актов и иных документов, предусматривающих обращение на взыскание средств федерального бюджета. Определена роль Казначейства России в исполнении судебных актов. Проведенный анализ позволил выявить основные отличия организации исполнения судебных актов в зависимости от типа учреждений. Основное внимание акцентировано на проблемах и перспективных направлениях развития казначейского исполнения судебных актов.