Файл: Одну из главных ролей в обеспечении экономического развития страны играет именно федеральный бюджет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
Глава 2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
В настоящее время невозможно представить управление финансами общества и государства без надлежащей системы контроля и надзора. Данная система способствует выявлению нарушений и отклонений в финансовой сфере, а также возможности своевременному предотвращению этих нарушений и принятию соответствующих мер по их устранению.
Одним из органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, является Федеральное казначейство Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности казначейские органы осуществляют контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также внешний контроль качества работы аудиторских организаций.
Однако следует отметить, что государственный финансовый контроль на сегодняшний день остается недостаточно эффективным, что подтверждается наличием следующих факторов: отсутствие единого подхода к отбору объектов контроля, недостаточное количество необходимых кадровых и материальных ресурсов, нестабильность социально-экономической ситуации в стране и т.д.
В 2022 году органы Федерального казначейства Российской Федерации реализовывали следующие задачи:
достижение максимального качества проводимого контроля, а также качества в процессе оформления и реализации результатов контроля;
обеспечение экспертного сопровождения деятельности по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
организация деятельности по принятию мер, которые направлены на своевременное выявление и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере с использованием методов систематизации и анализа нарушений, выявленных ранее;
организация деятельности по формированию и доведению выявленных органами Федерального казначейства недостатков и нарушений в ходе осуществления ими контрольной деятельности до участников бюджетного процесса и др.
В 2021 году проводилась активная работа по внедрению сформированных в 2020 году норм и правил планирования, осуществления и формирования отчетности по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Также в 2021 году были налажены конструктивные взаимоотношения с органами правопорядка, которые предоставляли информацию о процессе и результатах рассмотрения материалов проверок, переданных им. Помимо этого, систематически для проведения исследований и экспертиз в процессе контрольной деятельности были привлечены независимые эксперты и специалисты Федерального казенного учреждения «Центра по обеспечению деятельности Казначейства России» в рамках полномочий по контролю и надзору органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.
Основные показатели деятельности органов Федерального казначейства: в 2022 году было проведено 7 041 контрольное мероприятие (проверки, ревизии, обследования), что на 40,4% больше, чем в 2020 году, и меньше на 14,7%, чем в 2021 году. Количество плановых контрольных мероприятий в 2022 году выросло, по сравнению с 2021 и 2020 годом, на 35% и 30% соответственно, а внеплановых - на 32,3% и 68,3%.
Показатель количества проведенных выездных проверок в 2022 году составил 5 505, что на 17,8% больше, чем в 2020 году, и меньше на 17,1%, чем в 2021 году.
При этом, значительно увеличилось число проведенных камеральных проверок. В 2022 году данный показатель составил 998, в то время как в 2021 году он был в 1,5 раза меньше - 621, а в 2020 году почти в 4,5 раза меньше - 227. Проведение камеральных проверок способствует снижению «контрольной» нагрузки на объекты контроля, а также позволяет сократить затраты на проведение мероприятий контроля без снижения качества их проведения.
Количество проведенных обследований в 2022 году сократилось, по сравнению с 2021 годом, на 45,7% и составило 538 единиц, а в 2020 году данный показатель был 114 единиц.
Количество контрольных мероприятий, в ходе которых были выявлены нарушения, в 2022 и 2021 году было примерно одинаковым - 4 601 и 4 814 соответственно, а в 2020 году данный показатель был в 1,5 раза меньше - 3 042 единицы.
Объем проверенных средств составил в 2022 году 7 324,8 млрд. руб., что на 77,5% и на 45,3% больше, чем в 2021 и 2020 году соответственно.
В 2022 году было выявлено 25 059 нарушений на 2 387,9 млрд. руб., что составляет 32% от всего объема проверенных средств, в 2021 году - 23 471 нарушение на 735,9 млрд. руб. (16,2% от общего объема проверенных средств), в 2020 году - 13 742 нарушения на 682,0 млрд. руб. (13,5% от общей суммы проверенных средств).
Наибольшую долю в структуре нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности органов Федерального казначейства России, в 2022 году заняли нарушения правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности - 34% от общей суммы выявленных нарушений. В 2021 и 2020 годах наибольший удельный вес в структуре нарушений заняли прочие нарушения (29,7% и 52,5% от общей суммы выявленных нарушений соответственно).
К прочим нарушениям относят следующие нарушения:
нарушения порядка работы с наличными деньгами и порядка ведения операций по кассе;
нарушения использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
нарушения, связанные с недопоступлением платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства;
нарушения, которые были выявлены при проверке осуществления казначейскими органами (и другими органами государственного и муниципального финансового контроля) контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[23];
нарушения использования региональным оператором средств, которые были получены им в качестве государственной поддержки и муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, которые были получены от собственников помещений в многоквартирных домах и др.
Наименьший удельный вес в структуре нарушений, выявленных при осуществлении контрольно-надзорной деятельности казначейскими органами, за последние три года занимали нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств. В 2022 году их доля составила 0,23% от общей суммы выявленных нарушений, а в 2021 и 2020 годах - 0,90% и 0,19% соответственно.
По результатам проведенных контрольных мероприятий органы Федерального казначейства направляют объектам контроля представления и предписания в целях устранения выявленных нарушений, а также возмещения ущерба, причиненного государству.
Так, в 2022 году было направлено 3 158 представлений на сумму 943,6 млрд. руб., а в 2021 и 2020 годах - 3 561 представлений на сумму 572,4 млрд. руб. и 2 418 представлений на сумму 432,6 млрд. руб. соответственно. Количество предписаний в 2022 году составило 1 023 на сумму 296,5 млрд. руб., что на 1,2% больше, чем в 2021 году (1 011 предписаний на сумму 14,8 млрд. руб.), и на 56,2% больше, чем в 2020 году (655 предписаний на 35,7 млрд. руб.).
За 2022 год из 3158 представлений, которые были направлены объектам контроля, рассмотрены были 3 132 (99%) представления, а из 1023 направленных предписаний исполнены были 838 (82%). В 2021 году из 3561 представления были рассмотрены 3373 (95%) и из 1011 предписаний были исполнены 872 предписания (86%).
Общая сумма средств, которые были возмещены в федеральный бюджет по предписаниям и представлениям в досудебном и добровольном порядке, а также по результатам применения бюджетных мер принуждения в 2022 году составила 13,7 млрд. рублей, что на 59,6% меньше, чем в 2021 году (33,9 млрд. руб.), и на 31,5% меньше, чем в 2020 году (20 млрд. руб.).
Казначейскими органами осуществляется деятельность по привлечению к
административной ответственности должностных лиц, которые совершили какие-либо административные правонарушения в финансово-бюджетной сфере.
За 2022 год Федеральным казначейством и его территориальными органами был составлен 4 071 протокол об административных правонарушениях, в том числе 371 протокол был составлен в связи с выявлением признаков нецелевого использования средств. В 2021 году данный показатель составил 3468 протоколов, в том числе 345 протоколов по нецелевому использованию средств, а в 2020 году - 2118 протоколов и 386 протоколов соответственно.
По составленным протоколам в 2022 году было вынесено 2268 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 31,3 млн. руб., а в 2021 году - 2256 постановлений на сумму 27,6 млн. руб., в 2020 году - 1492 постановления на сумму 26,4 млн. руб.
Наибольшую долю в структуре наложенных административных штрафов занимают правонарушения в финансово-бюджетной сфере (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, нарушение законодательства России о контрактной системе в сфере закупок при их планировании, нарушение порядка представления бюджетной отчетности и др.).
Сумма взысканных штрафов в 2022 году составила 41,2 млн. рублей, а в 2021 и 2020 годах - 24,8 и 24,2 млн. рублей соответственно.
Кроме того, стоит отметить, что план контрольных мероприятий органов Федерального казначейства на 2022 год содержал 76 пунктов, 66 из которых было исполнено, а в 2021 году данный показатель составил 77 пунктов, из которых было исполнено 73 пункта.
Таким образом, органами Федерального казначейства Российской Федерации за последние 3 года была проведена активная работа в рамках контрольно-надзорной деятельности в финансово-бюджетной сфере.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовая дисциплина объектов контроля, к сожалению, остается пока что на низком уровне, о чем свидетельствует рост количества нарушений в финансово-бюджетной сфере, что, в свою очередь, говорит о необходимости внесения изменений и совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов Федерального казначейства.
Таким образом, обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства, выражающееся в реализации социальных программ, полномасштабном финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, своевременном исполнении финансовых обязательств, обеспечении стабильности финансовой системы, увеличении доходной части бюджета, экономии средств в его расходной части, в значительной степени определяется наличием эффективной системы государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Федеральное казначейство
Российской Федерации является одним из органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В данном параграфе рассматриваются основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов, приведена динамика и структура выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере, дана оценка эффективности государственного финансового контроля.