Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
искаж слого-букв состава слов, грам формы, без пропусков и перестановок слов. Причина ошибок – отсутствие гибкого синтеза между восприятием, произнош и осмысл. Для предупреждения ошибок целесообр:
перед чт выяснить лексич знач сл, затркдняющих понимание текста

предварит послоговое прочтение сложных слов

создание обстановки для вним чт, четкая формулировка вопросов

предварит чт текста про себя

Беглость – кол-во слов, произнос в мин (не самоцель) Согл программам: 2 кл 40-50 сл\мин, 3 кл 65-75 сл\мин, 4 кл 85-90 сл\мин. Проверяя беглость нужно учитывать прввильность и осознанность. Развитию беглости способст заинтересованность уч, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чт полож влияют зад, связанные с перечитыванием текста.
Сознательность – умение ясно, глубоко понять сод-е, его образов и роли худ ср-в. Термин прим в 2 знач: применительнок технике чт, она завис от уровня влад слого-букв анализом, соотнесением звука и буквы,соединения букв в слоги, а слоги в слова. В беоее широком смысле – сзнат чт в связи с пониманием смысла каждой из яз единиц.
Выразительность – кач чт, проявляющ в умении с пом интонац передать замысел писателя. Интонация-совокупность элементов звучащей речи (уд-е, темп, тембр, ритм, паузы, громкость) Для того, чтобы уч овладели основами выраз чт, необходимо умения: распред дыхание, овладеть навыками прав артикуляции и нормами лит произношения.
Условия управления проц формир навыка:
опора на восприятие, вним, память, мышл

параллельное развитие др видов реч д-сти: аудирование, говорение, письмо

не только на ур чт, но и на всех др уроках

вырабатывать полож мотивацию, интерес к чт.

преодолеть крен ур чт в технич сторону в ущерб худ

Этапы развития техники чт:
начальный (до 10 сл\мин)

разв кратковем памяти (10-50)

соверш вним и расширение поля чт (50-80)

уверенное чт адаптированных текстов (80-120)

беглое чт любых текстов (более 120)

Виды упражнений:
аудир, прослушивание, чт учителя

чт за диктором (разв артикуляции и выработки нав слитного прочтения слов)

чт в паре

пересказ с опорой на текст (приучает быстро ориентир в тексте, спос разв кратковр пам)

многократное чт (ежедневное накопление в пам зрит образов слов, быстрое, прав и выраз чт)

убыстрение темпа чт

переход на незнакомый текст

чт с отрывом взгляда от текста (быстрая ориентировка к тексте за счет расширения поля чтения)


20. Становление внутренней позиции школьника.
Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников [1], формирования позитивного отношения к обучению в школе [2], успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [3].
Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации [4].
В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.
Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом [4]. Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.
Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.


Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия [5].
Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» [6]. Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.
Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.
Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.
Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.
Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.

Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.
Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.
Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.
Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.
С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения [7].
Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте
, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.
21. Основные новообразования в младшем школьном возрасте.
К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.
В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.
Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.
Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.
В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д. Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос : «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.