Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования.
Умственная активность ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).
Под познавательной мотивацией понимается внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы) .
Л. И. Божович указывает, что у детей, готовых к школе, существуют познавательные и социальные мотивы учения. Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и познавательной сфер ребенка.
Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.
Поняв механизм формирования мотивационно - познавательной сферы ребенка, можно целенаправленно влиять при помощи воспитания на становление мотивации детей.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в формировании познавательной мотивации должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность.
Мотивационная готовность. Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника,он хочет учиться, причем учиться, хорошо, отлично.
Получение высокой отметки становится для ребёнка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения,связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учителя и родители, его ставят в пример другим детям. Кроме того,высокие отметки для маленького ученика — залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощерений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком — в зависимости от семейных традиций.
К широким социальным мативам учения по мимо статуса хорошего школьника относится также долг, ответственность, необходимость получить образование.
Чтобы ребёнок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьёзным» знаниям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольников.
Влияет и отношение других детей,сама возможность подняться на навую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребёнка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божевич, изучавшаа психологическую готовность детей к школе, отметила, что новая позиция ребёнка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется самые лучшие) и просто
похвалу от всех окружающих.
Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.
22. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Каждый школьный учебный предмет в той или иной мере располагает возможностями формирования регулятивных универсальных учебных действий, однако для эффективной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия.
Во-первых, нужен учитель, который сам владеет группой регулятивных универсальных учебных действий и способен сформировать их у школьников.
Во-вторых, нужна программа обучения, в которую заложены такое содержание, формы и методы, которые позволяли бы эффективно формировать у детей способность анализировать, сравнивать, оценивать, исследовать явление, процесс или ситуацию с различных точек зрения, учить их прогнозировать свою работу и т.д.
Концепция формирования УУД для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Рассмотривая структуру и критерии сформированности группы регулятивных УУД для начальной школы можно сделать вывод, что «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст [17, с.68].
Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания - одна из главных задач обучения.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал [13].
Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать.
Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного [13].
От потребности и уровня сформированности группы регулятивных УУД строятся и действия учителя:
1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка;
2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»;
3. Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?»;
4. Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия;
5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
В связи с требованиями ФГОС, Скоморохова М.И. утверждает, что в конечном результате владение группы РУУД дает :
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Большим потенциалом в данной области имеет предмет «Окружающий мир». Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).