Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1) Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2) Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3) Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4) Мотивация достижения становится доминирующей.
5) Происходит смена референтной группы.
6) Происходит смена распорядка дня.
7) Укрепляется новая внутренняя позиция.
8) Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
42. Методика конструирования рабочих программ по учебным предметам в начальной школе.
Для создания рабочей программы по предмету предлагают использовать Конструктор рабочих программ. «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.
«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя

1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
После знакомства с интерфейсом конструктора, перейдем непосредственно к созданию рабочей программы по предмету «Русский язык».
В окне конструктора необходимо прокрутить страницу вниз и выбрать учебный предмет, для которого Вы будете составлять рабочую программу и шаблон рабочей программы. Для предмета «Русский язык» НОО доступно четыре шаблона рабочей программы:
1. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» - 1 класс.
2. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» - 2 класс.
3. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» - 3 класс.
4. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» - 4 класс.
После выбора шаблона программы необходимо нажать на кнопку «Создать рабочую программу». После этого откроется документ, который частично заполнен, т.е. имеет инвариантную часть. Области для редактирования подсвечены розовым и желтым цветом.


При редактировании данного раздела необходимо вводить данные вручную в окно или выбирать готовые варианты из выпадающего списка. Обратите внимание, что на титульном листе поле «Составитель» заполняется автоматически. Данные берутся из Вашего личного кабинета, поэтому при регистрации необходимо указывать свои реальные данные.


В данном разделе окно заполняется для разделов:
1. Наименование учредителя
2. Учебный год
3. Должность
4. Город
Окно для раздела «Согласования». Обратите внимание, что по мере прохождения процедуры согласования и утверждения рабочей программы содержание данного раздела будет меняться.
Возможные варианты в списке для данного раздела следующие:
1. Рассмотрено, Согласовано, Утверждено
2. Рассмотрено, Утверждено
3. Согласовано, Утверждено
4. Утверждено
Инвариантный блок рабочей программы включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка

a. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

b. Цели изучения учебного предмета «Русский язык»

2. Содержание учебного предмета

a. 

Обучение грамоте

b. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

3. Планируемые образовательные результаты

a. Личностные результаты

b. Метапредметные результаты

c. Предметные результаты


Раздел «Тематическое планирование» допускает редактирование часов, отводимых на изучение той или иной темы, даты изучения, виды деятельности, виды и формы контроля, а также перечень цифровых (образовательных) ресурсов для каждой темы.

Шаблон тематического планирования .



Рис. Тематическое планирование
В данном разделе имеются окно для заполнения разделов:
1. Часы.
2. Даты изучения.
3. Виды деятельности.
4. Цифровые (образовательные) ресурсы.
В разделе «Виды и формы контроля» содержание выбирается из выпадающего списка:
1. Устные опрос
2. Письменный контроль
3. Контрольная работа
4. Зачет
5. Практическая работа
6. Тестирование

7. Диктант
8. Самооценка с использованием «Оценочного листа»
9. ВПР
Следующий раздел, в котором допускается редактирование – учебно- методическое обеспечение образовательного процесса. Содержание раздела показано на рисунке.


Рис. Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»
В данном разделе окна заполняются для подразделов
«Методические материалы для учителя» и «Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет».
Окно «Обязательные учебные материалы для ученика» , показано на рисунке.


Рис. Обязательные учебные материалы для ученика
Заполнение раздела «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» происходит путем ввода данных в окна На рисунке представлен данный раздел.


Рис. Раздел «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса».
После заполнения всех полей рабочей программы можно сохранить результаты, создать PDF-файл или вернуться в личный кабинет. Данные варианты доступны в меню конструктора .



Рис. Меню конструктора


Если заполнены все поля рабочей программы, то попытка создать PDF-файл приведет к появлению окна, к ошибке. После заполнения всех полей готовая рабочая программа будет сохранена в Вашем личном кабинете в разделе «Готовые рабочие программы».

43. Характеристика и содержание музыкальных видов деятельности младших школьников.
6 основных видов деятельности на уроке:

1. Слушание музыки.

Один из основных видов музыкальной деятельности. Основными задачами учителя являются: учить детей:

а) внимательно слушать музыку от начала до конца;

б) проникаться их эмоциональным содержанием;

в) делать поильный разбор произведений;

г) узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их название и имя композитора.

Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:

«Цветные карточки» - после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).

«Букет цветов» - учащимся раздаются яркие и тёмные цветы (искусственные цветы, изготовленные старшеклассниками). После прослушивания музыки выходят ученики с цветами (в зависимости от характера музыки), получается «музыкальный букет». Затем – оценка выполненного задания.

«Словарь» - в тетрадях в две колонки ученики пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.

«Мы рисуем музыку» - стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки. Это задание может выполняться как домашнее.

2. Пение.

Обязательным является подготовка к пению - распевание. Основными задачами распевания являются: элементарные навыки певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных; развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией; выработка подвижности голоса; элементарные навыки многоголосья.

При работе над дыханием используются следующие упражнения:

«Хоровод» - дети водят хоровод, не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на цепном дыхании.

«Всё наоборот» - дети берут дыхание в неожиданных местах, неправильных.

«Букет цветов» - представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.


«Свеча» - возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.

Работа над тембром и диапазоном:

Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.

«Динозаврик» - на экране (доске) изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.

«Кошка и котёнок» - представить, как мама-кошка разговаривает с котенком, и передать интонационно их разговор.

«Ракета» - изобразить полёт ракеты с помощью гласной «У».

При работе над изучением песни используются следующие приёмы:

Игра «Телевизор» - представляем, что дети выступают на концерте, который показывают по телевизору. Учитель хлопками «включает» и «выключает» звук телевизора. Задача детей при «выключенном» звуке правильно пропевать песню и вовремя «включить» звук.

Игра «Эхо» - учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.

3. Игра на музыкальных инструментах.

На уроках создаётся оркестр, в котором используются самодельные инструменты (погремушки, свистульки и др.) Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.

4. Импровизация.

Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся. Основной акцент делается на импровизации «музыкальных разговоров». Задача заключается в том, чтобы ребёнок, выбравший ту или иную роль, сочинил мелодию отвечающую характеру своего героя, сыграть его. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно. Пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

5. Художественный анализ произведения.

Педагог призван научить детей делать разбор музыкального произведения, для чего они должны:

1) знать и понимать особенности музыкальной выразительности, прослеживать их изменение;

2) уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными выразительными средствами;