Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток "пик" работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. При правильно составленном расписании уроков учитывается динамика работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 - у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.
В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия - в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности. Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут. Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка. Трудные уроки в расписании необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. Для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов необходимо ставить 2 и 3 в расписании и чередовать. Уроки труда, физического воспитания, начальной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства надо ставить в младших классах 3 уроком, в старших - 4-м. В понедельник и субботу расписание облегчается за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Не рекомендуется ставить в расписание подряд несколько предметов, предусматривающих одинаковый вид деятельности. В виде исключения в 5-9 классах разрешено соединять занятия по лыжной подготовке, плаванию и урокам труда. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
Определенную сложность составляет составление расписания для учащихся второй смены. Процессы утомления в период занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам начальной школы и выпускных классов заниматься в первую смену, в остальных классах - чередовать смены. Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен, в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой перемены после 2-го или 3-го уроков допускается две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков. В начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут; в средней - 10-20-20-10-10 минут и в старшей - 10-10-30-10-10. Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.
Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой мотивацией к учебе и обеспечивают высокую успеваемость, зачастую нещадно эксплуатируя резервы адаптации своего организма, что и предрасполагает к развитию предпатологических состояний. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиенических составляющих режима дня ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивного образования.
Большого внимания заслуживают также школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень учебной нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности - индивидуальные нагрузки.
37. Содержание литературного образования в начальной школе.
Уроки литературного чтения строятся на основе решения ряда важных задач начального литературного обучения. К ним относятся:
Развитие у учащихся техники чтения, навыков восприятия текста и проведения его анализа.
Знакомство с человеческими отношениями, устройством мира и его особенности через чтение литературных произведений.
Расширение словарного запаса учащегося.
Формирование навыков устной и письменной речи младшего школьника.
Развитие навыков коммуникативного культурного взаимодействия.
Развитие понимания литературного творчества, художественности литературы, посредством применения литературного анализа, выразительного слова, отдельных теоретических понятий и категорий.
Развитие эмоциональной сферы личности младшего школьника, посредством развития умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развитие патриотических, нравственных, эстетических качеств личности, формирования основ культурного поведения.
Рисунок 1. Литературное чтение в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно, из вышеизложенного, начальное литературное образование ориентировано не только на достижение конкретных целей в освоение литературы, но и на всестороннее гармоничное развитие личности младшего школьника.
Содержание начального литературного образования состоит из следующих компонентов:
Читательские и речевые навыки. Они являются ведущим компонентом образовательного процесса на начальном стадии. Дети должны развить навыки восприятия литературного текста и уметь с ним взаимодействовать. Если учащему дадут какое-то задание в отношении данного текста, то он должен найти способ его выполнения. Сюда входят аналитические навыки, умение сравнивать, находить конкретные объекты, формировать в сознании образы литературных героев, моделировать ситуации из текста, находить причинно-следственные связи в произведении, улавливать настроение и чувства автора, динамику развития сюжета. Конечно, все эти навыки кажутся сложными для освоения, но на самом деле предпосылки их формирования заложены в интеллектуальной работе каждого детского организма и освоить их не составляет особого труда. Главное использовать целесообразные приемы и методы.
Знания о способах деятельности и об объекте восприятия т.е. о художественном произведении. в начальной школе, у ребенка формируется понимание слова, как основы построения художественного текста. В литературных произведениях используются метафоры, эпитеты, олицетворения, синонимы, омонимы и т.д. также, ребенок учится соотносить реальность с художественным вымыслом, выделять композицию литературного произведения, посредством которой автор выражает свою идею и чувства. Постепенно, ребенок постигает природу словесного образа.
Методы анализа художественного произведения. Познание этих методов актуально именно на этапе начального литературного образования, поскольку учащийся познает, какие действия необходимо совершить для эмоционального восприятия текста и его полноценного понимания.
Формирование опыта эмоциональной оценки мира. Произведение должно затронуть чувства читателя, вызвать у него определенное отношение к его героям и автору. Поэтому, ребенка необходимо обучить способам эмоционального восприятия литературного произведения и навыкам формулирования собственных высказываний, взглядов на те или иные литературные ситуации, поведение героев и т. д.
38. Методика изучения геометрического материала на уроках математике в начальной школе.
Геометрический материал не выделяется в программе для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучение элементов геометрии непосредственно связывается с изучением арифметических вопросов.
Преимущественно уроки математики построены так, что главную часть их составляет арифметический материал, а геометрический материал входит составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность детей на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а, кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами связана с задачами изучения темы:
1. Формировать четкие представления о таких геометрических фигурах, как точка, отрезок, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат и.т.д.
2. Формировать практические умения и навыки построения геометрических фигур, как с помощью чертёжных инструментов так и без них.
3. Развивать пространственные представления учащихся.
На установление связи знаний и умений с практикой, применение математических знаний
в жизни направлены и современные Федеральные образовательные стандарты (ФГОС).
Во ФГОС для начальной школы развитие пространственного воображения,
пространственных представлений (основа и продукт деятельности ПМ) рассматривается как одна из основных целей изучения геометрического материала. Учитывая, что
в стандартах развивающие цели определяются как приоритетные, описанный выше подход к построению геометрической линии в курсе математики начальной школы
считаем целесообразным.
Как же он может быть реализован?
В курсе математики геометрический материал должен представлять четкую систему, которая позволит ученику последовательно (в логике развития ПМ младших школьников как основной развивающей цели) овладеть образами геометрических фигур и геометрических отношений, которые в курсе основной и старшей школы будут изучаться на уровне понятий. Иными словами, в начальной школе фактически формируется база геометрических понятий.
Целесообразно выделить следующие цели изучения геометрической линии:
1) развитие ПМ как разновидности образного мышления;
2) развитие рефлексивных способностей учащихся;
3) познание окружающего мира с геометрических позиций;
4) подготовка к изучению курса геометрии в основной школе.
Эти цели соответствуют задачам, поставленным во ФГОС, и способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Ведущую роль при изучении геометрического материала играют систематически проводимые практические работы по формированию умений и навыков, связанных с применением чертежных и измерительных инструментов, с выполнением простейших чертежей с построением геометрической фигур. При этом необходимо формировать умение давать словесно описание выполняемых действий, умение применять символику и терминологию.
Общие представления у учащихся о геометр ических фигурах уточняются при усвоении темы «Изучение чисел в пределах 10» сначала эти фигуры (круги, треугольники, квадраты, и другие) используются как счетный материал. Дети оперируют ими, отчитывая, например, 5. треугольников, 3 квадрата, 8 кружков, считая большие и маленькие круги, красные и синие треугольники. При этом уточняются названия геометрических фигур. Знакомя учащихся с отрезком, учитель использует окружающие предметы (ручку, карандаш, планку) и называют, как изобразить отрезок на бумаге.
Дети учатся находить отрезки на окружающих их предметах (край, доски, стола и т.д.) и на геометрических фигурах (стороны треугольников и.т.п.). При этом важно научить детей правильно показывать точки и отрезки.
В процессе формирования навыков построения отрезков следует предъявлять большие требование к качеству выполняемых чертежей.
39. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
К познавательным процессам у младших школьников мы можем отнести восприятие, воображение, мышление, память и внимание.
Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые не придают значения деталям, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот, ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип, ориентированы на фактический материал. Т. е. такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятие. Одни дети ориентированы на точность восприятия, они не обращаются к догадкам, не пытаются домыслить прочитанное или услышанное. Другие же, наоборот, стремятся домыслить информацию, наполнить ее своим индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, т. е. то, что выделяется на фоне других предметов.