Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
1. 7.Устный пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
1. 9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
1. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
2. 11. Проверка изложения учителем.
Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:
точности и последовательности передачи содержания текста;
ошибок в построении предложений;
неправильного употребления слов;
наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
1. 12. Работа над ошибками.
Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
На электронном носителе представлена в помощь педагогу методика проведения изложения и памятка для ученика.
62. Структура технологической карты урока в начальной школе.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• на практике реализовать межпредметные связи;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока, который имеет свои параметры.
Преимущества технологической карты
-
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы; -
освобождает время для творчества учителя; -
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; -
снимаются организационно-методические проблемы; -
обеспечивается повышение качества образования.
Структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”.
Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.
Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”.
Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”.
Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”.
Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение.
Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.
Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний.
Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”.
Деятельность учителя: организует рефлексию.
Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
63. Значение особенностей темперамента в младшем школьном возрасте.
Как уже было сказано ранее темперамент, как и другие свойства организма подвержен возрастным изменениям. Другими словами, на каждом возрастном этапе темперамент имеет свои особенности проявления.
Исследователи выделили следующие особенности проявления темперамента младших школьников, которые обязательно необходимо учитывать педагогу в своей работе для того, чтобы создать оптимальные для учеников условия обучения и воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.
Сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят, общителен и отзывчив.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.
Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. Длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.
Своей возбуждённостью зачастую холерики заводят остальных, но имеют некоторые сложности в общении из-за своей неуравновешенности.
Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.
Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.
Обычно флегматик ровен в отношении со всеми, однако общение может быть затруднено из-за замедленности его реакций.
Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.
Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.
Зачастую меланхолики имеют трудности в общении со сверстниками из-за своей обидчивости, скрытности и мнительности.
64. Цель и содержание современного воспитания в начальной школе.