Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует отметить, что внешние показатели успешности деятельности таких педагогов при авторитарном стиле, такие как успеваемость, дисциплина на уроке и т. п. часто бывают положительными, но социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.
Для демократического стиля характерной является опора педагога на мнение ученического коллектива, стремление донести цель деятельности до сознания каждого, подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы. Педагог видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в дружеском участии, помощи, поддержке воспитанников. Социально-психологический климат в классе благополучен. Основные средства воздействия - просьба, совет, информация.
При попустительском стиле учитель старается не вмешиваться в деятельность ученического коллектива, не проявляет активности, старается избегать напряженных ситуаций, снять с себя ответственность за результаты. Следствием является полное отсутствие контроля. Успеваемость и дисциплина при попустительском стиле учителя, как правило, неудовлетворительны.
Чаще всего можно наблюдать «смешанные» стили педагогического общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля, тем не менее, активно придерживается демократического стиля общения [24, с. 201].
Д.В. Наумова отмечает две модели общения в системе «учитель-ученик»: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. Учебно-дисциплинарная основывается на авторитарном стиле общения, ее цель – вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками. В этой модели воспитание рассматривается как односторонне направленный процесс, заключающийся в трансформации учебной информации от педагога к ученику.
В этих условиях младший школьник не в состоянии проявить свои личностные качества. При подобной модели общения педагог занимает ролевую позицию источника знаний, поэтому ему не свойственно сомневаться, менять свое мнение или установки. Однако, такая позиция имеет свои недостатки – учитель не позволяет себе показать свою слабость, неуверенность, он просто не имеет на это права, потому что у него складывается иллюзия потери авторитета.
Страх педагога показать свои истинные эмоции ученикам является существенным барьером в формировании диалога. Ученики реагируют на это неподчинением и негативизмом, стремясь сохранить свое «Я».
Личностно-ориентированная модель общения нацелена на формирование безопасной среды ученика, формирования у него чувства защищенности, оптимистичного отношения к миру. Усвоение ребенком знаний, умений, навыков являются не целью, а средством личностного развития.
Учитель организует диалог, он не демонстрирует ребенку свою статусность, вызывая комплекс неполноценности, а участвует в общении на равных.
Эффективно построенное педагогическое общение способствует развитию личности ребенка, реализацию его возможностей, развитию доверия и ответственности [17, с. 150].
Педагогически эффективные отношения строятся на принципе взаимоуважения ученика и учителя. Необходимо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Можно отметить ряд речевых высказываний педагогов, которые оказывают негативное влияние на детей:
- приказы, команды («Хватит тебе жаловаться, работай лучше»);
- предупреждения, угрозы («Тебе лучше бы заняться делом, если ты хочешь получить хорошую оценку»);
- поучения, наставления («Ты же знаешь, что учеба – это твой долг»);
- советы, предлагаемый алгоритм решения («Тебе обязательно надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать»);
- приведение логических аргументов («Давай взглянем на факты…»);
- осуждение, критика, несогласие («Ты просто большой лентяй!»);
- обзывание («Ты ведешь себя как хулиган»);
- постановка «диагноза» («Ты просто стараешься увильнуть от этого задания»);
- вопрос-допытывание («Ты зря думаешь, что это задание слишком трудное. Сколько времени ты потратил на его выполнение?»);
- уход, сарказм («Сейчас не время об этом говорить»).
Подобного рода замечания содержат информацию о том, что и как делать ребенку, однако при этом, педагог перекладывает собственные проблемы на плечи ученика. Получается, что подтекст таких замечаний: «Ты плохой и глупый», «Я хозяин положения», «Ты будешь делать так, как я сказал».
В этом случае ребенок начинает либо упрямиться, либо уходить от проблемы, предпочитая оставаться плохим, либо молча, подчиняется. Но если поведение ребенка можно отметить в данном случае как положительное, то его отношение к педагогу однозначно становится отрицательным [22, с. 75].
Выходом из данной ситуации может стать такая модель общения, при которой педагог не боится показать свои эмоции. В его речевых реакциях находит место объективное описание ситуации и чувств, ее сопровождающих. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять опоздал на урок», педагог замечает: «Когда ты опаздываешь на мой урок, я испытываю чувство неловкости».
Подобная модель педагогического общения и определяет успех ребенка в школе. Успех профессиональной деятельности педагога зависит от умения понимать и принимать ребенка, считаться с его мнением, видеть его потенциал и развивать возможности.
Таким образом, особенности общения младших школьников состоит в том, что существуют две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок», которые взаимодействуют между собой. Учитель становится для младшего школьника значимым взрослым, который определяет его психологическое состояние в классе, а также в общении с одноклассниками. Характер взаимоотношений педагога и воспитанников находит отражение в стиле педагогического общения.
58. Методика изучения произведений устного народного творчества в начальной школе.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.
Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.
Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: “Свалить дерево – секунда, вырастить - года” - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.
Скороговорки, чистоговорки и частоговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте.
Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.
Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.
Работа с пословицами и поговорками
В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полно ценного овладения навыком чтения ста вятся задачи литературного развития младших школьников. В теории методики обучения чтению проблема литературного развития учащихся успешно разрабатыва ется, однако в практике массовой школы учителя плохо представляют себе, что такое литературное развитие, зачем оно нужно, как оно соотносится с формиро ванием школьника-читателя, на каком литературном материале решаются задачи литературного развития, какими средства ми.
Проблему литературного развития можно и нужно решать на любом материале по чтению. Нам же представ ляется весьма ценным фольклорный материал, например, русские пословицы.
Использование пословиц в обучении русскому языку имеет давнюю историю, и обращение к ней современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В этой истории значительное место занима ет Ф. И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844) изучение пословиц выделил в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным является методи ческий подход выдающегося ученого. Он считал, что первейшей задачей педагога является развитие способностей учащихся и главное место должно отводиться чтению. Выбор художественного текста для разбора диктуется его «изяществом», «правильностью», «соразмерностью силам дитяти», а методическая система опреде ляется природой выбранного материала: «Чтобы определить преподавание... надоб но определить самый предмет».
абота с потешками.
Одним из средств развития речи школьника являются потешки. В потешках проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка.
Что же это за жанр? Какова его задача? Такие вопросы были поставлены перед учащимися на уроке по теме: « Структура жанра ПОТЕШКА». Чтобы ответить на эти вопросы, ученики сначала познакомились с предлагаемыми им текстами, а потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь понять, зачем люди придумали ту или иную из них.
Так, например, по прочтении потешки «Ладушки» ребята не только сумели объяснить, что потешку придумали для того, чтобы играть с малышом, но и показали, как должна проходить игра.
И именно эти практические действия вновь помогли моим ученикам понять задачу кажущейся простой потешки: понимать человеческую речь.
Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через конкретные задачи отдельных потешек вышли на общую задачу всего жанра – весело учить ребенка жестам, движениям, учить понимать человеческую речь и выполнять команды « слова».
Хочу привести слова М.Горького: « Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Дальнейшее знакомство учеников со структурой жанра – «потешки» происходит во внеурочное время, во время подготовки к празднику « Пошутим, посмеёмся» - праздник малых жанров русского фольклора.
К школьному возрасту ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамматически правильной речью. Но учителя начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречаются с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.
Не следует травмировать таких детей. Учителю необходимо помнить, что работать надо над речевым аппаратом всех детей. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащихся является одновременное включение в говорение всех детей класса в течение 3-5 минут ежедневно в начале уроков обучения грамоте.
Работа над скороговоркой.
Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.
Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.
Подбирать скороговорки, во-первых, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на первом этапе рекомендую произносить медленно, работая над каждым звуком - словом, выделяя звуки при многократном повторении.
Работа над загадками.
В настоящее время все большее внима ние уделяется использованию игры в обуче нии и воспитании младших школьников. Соз дание игровых ситуаций способствует активи зации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учеб но-воспитательный процесс загадок, разви вающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышле ние. На наш взгляд, загадка так же необ ходима ребенку, как математическая задача, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного воз раста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, JI. Н. Толстой. Созда вая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу Ушинский: «Загадку я поме щал не с той целью, чтобы ребенок отга дал сам загадку, хотя это часто может слу читься, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка по лезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной бесе де, которая закрепится в уме ребенка имен но потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памя ти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».