Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умственная работа по усвоению знаний и навыков представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов. К ним относятся: 1) ознакомление с изучаемым материалом; 2) обобщение и систематизация знаний; 3) применение знаний в знакомой и новой ситуации; 4) закрепление и углубление знаний. На каждом этапе умственной деятельности учащиеся выполняют те или иные операции, т. е. имеют место различные виды умственных действий.

Для этого следует рассмотреть этапы процесса усвоения. Процесс усвоения знаний и умений состоит из ряда этапов: 1) осознания знаний и представлений; 2) их запоминания; 3) воспроизведения знаний и действий; 4) применения знаний и навыков; 5) обобщения, систематизации и доведения знаний до уровня навыков. При этом на каждом этапе учащиеся в основном выполняют одно и то же действие (или группу действий), но в разных условиях и разными способами.

Наблюдая за работой учащихся, учитель может определить, какой тип мыслительной деятельности преобладает у них при решении той или иной задачи. Например, если учащиеся, работая над задачей о движении тел, решают ее разными способами, то их мыслительная деятельность оказывается различной. Если они решают задачу, пользуясь методом проб и ошибок, — это свидетельствует о недостаточно развитом мышлении, так как такой способ решения задачи не может быть назван рациональным. Но если они решают ту же задачу по-иному, вырабатывая определенные правила, которые позволяют им использовать тот или иной способ для решения данной задачи, то такая деятельность свидетельствует об очень высоком умственном развитии учащихся. Таким образом, мыслительные процессы, протекающие в мозгу человека, имеют огромное значение для его умственного развития. Овладение мыслительными операциями является необходимым условием всякого умственного действия.

Наблюдая за деятельностью детей, стоит отметить, что они с самого раннего возраста начинают пользоваться такими мыслительными приемами, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д. Эти операции они выполняют, опираясь на зрительную и двигательную наглядность. Но уже на более поздних ступенях развития дети начинают использовать более сложные способы умственных действий, и в частности такие, как абстракция, классификация. Важной задачей является развитие у детей способности к классификации.


Для того чтобы успешно выполнять это задание, необходимо научить детей выделять существенные признаки предметов, которые объединяются в группы, а также устанавливать отношения между предметами, входящими в группу. Это задание предполагает развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения, связи между событиями. В этом случае дети должны уметь различать предметы по существенным признакам, находить общие, характерные для них признаки. Например: к группе «сухофрукты» относятся яблоки, груши, чернослив, изюм, финики, курага. Какие еще сухофрукты есть в доме? Назовите их. (Сушеные абрикосы.) В этой группе может быть несколько подгрупп. Например, яблоки бывают разные по цвету и вкусу. Их можно разделить на синие, красные, желтые. А груши бывают разных видов: с красными боками и белыми, с желтой мякотью и черными точками. Подгруппы могут быть разные. Дети должны научиться выделять существенные признаки и устанавливать отношения.

Это связано с тем, что психофизиологические процессы, лежащие в основе познавательных процессов, тесно связаны с психологическими процессами, которые влияют на поведение человека в школе, в классе и на уроке. Психологические процессы, непосредственно связанные с овладением учебной деятельностью, - это восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Под восприятием понимается отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, явлений, событий, а также связей между ними.

Восприятие, являясь основой познания, выступает и как цель деятельности. Воспроизведение - процесс запоминания и сохранения в памяти следов прошлого опыта. В ходе воспроизведения человек не только актуализирует в памяти свой прошлый опыт, но и осуществляет сознательную деятельность по созданию образа предмета, события, явления.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или деятельности. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание возникает неожиданно, без усилий человека, непроизвольное. Произвольное - требует волевых усилий. Регуляция внимания осуществляется с помощью таких психических процессов, как память, мышление, воображение. Память - способность человека к сохранению, закреплению и воспроизведению впечатлений, знаний, умений, навыков, мыслей и чувств. Она бывает произвольной и непроизвольной. Простая память - удержание в сознании прошлого впечатления на короткий промежуток времени.



Восприятие, являясь основным познавательным процессом, имеет сложную структуру. Оно включает в себя ряд элементов: 1) объект восприятия; 2) субъективный образ этого объекта, его характеристику; 3) отношения между объектом и субъективным образом. Объектом восприятия является то, на что направлено внимание. В зависимости от того, каков объект, он может быть воспринимаемым или не воспринимаемым. Если не воспринимается, значит, не является объектом восприятия.
1   2   3   4   5   6

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Применение текстов Маяковского для лингвистического анализа на уроках русского языка

В шестом классе на уроках русского языка осваивается тема "Несклоняемые имена существительные". Это понятие они слышат не первый раз, но в четвёртом классе ученики ещё не углублялись в его изучение. Это достаточно важная тема, которую можно понять с помощью чётких правил. Также можно дать ученику посмотреть на примеры нарушения этих правил в поэтическом тексте. Таким образом дети не только усвоят правила употребления несклоняемых имён существительных, но и поймут, для чего поэты пользовались нарушением общепринятых законов.

Цель: Вспомнить понятие "несклоняемые имена существительные", научиться находить эти слова в речи и тексте, уметь находить ошибки, связанные с их употреблением.

Задачи:

Познавательная: освоить понятие "несклоняемое имя существительное», понять, на какие группы оно делится, научиться находить его в текстах и речи самостоятельно.

Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; справляться с поставленными задачами

Воспитательная: способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива, развитие речи детей

Планируемые результаты:

1. Личностные:

умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;

стимул к детальному изучению слов

2. Предметные:


развитие навыка анализа произведения и его систематизация

умение обобщать полученную от учителя информацию

3. Метапредметные:

самостоятельное определение целей и задач своего обучения

умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников

развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный

Приветствие класса: Добрый день! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Сегодня такой прекрасный день, очень бы хотелось услышать звуки пианины на своём уроке.

Спасибо, что указали на ошибку, даже и не заметила, что неправильно произнесла слово, молодцы!

Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку.

Поправляют учителя: правильно же будет: звук пианино.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

1.Фронтальный опрос обучающихся

2. Разминка

1.Поднимают руки и дают ответы на вопросы

2.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы.

3. Закрепление ранее изученного материала

Чтобы проверить нашу готовность к изучению следующей темы, давайте сделаем предложенные вам задания. На столы заранее разложены карточки с предложением. Ваша задача: найти все существительные в этом предложении и определить их склонение.

Я купил себе пальто и поехал на метро. Обменяйтесь, пожалуйста, листочками с соседом по парте. Детям выдаются ключи с ответами. Это задание не на оценку, сохраните листок до конца нашего урока, чтобы исправить допущенные ошибки.

Записывают ответы в карточках. Проверяют друг друга в паре.

4. Открытие нового знания

Давайте подумаем, почему же я попросила Вас определить склонения этих существительных? Получилось ли их определить к какому-либо склонению? Верно, они не склоняются! Как вы думаете, исходя из нашего вывода, какое название нашей сегодняшней темы урока?

Конечно же, мы с Вами будем изучать несклоняемые имена существительные! Давайте попробуем определить цель урока и понять, чему мы должны научиться на уроке. Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, в каком слове я допустила ошибку. Случайно ли это было? Объяснение темы, разбор групп несклоняемых имён существительных. Теперь запишите правила из учебника себе в тетради.




Дают ответы на поставленные вопросы. Большинство догадываются, как будет звучать тема урока и её цели.

Дают ответы на вопросы. Записывают правило.

5. Применение полученных знаний

У каждого на столе лежат карточки с фрагментами произведений Маяковского: "мечта поэта" и "Блэк энд Уайт". («Сапог понакуплю – / невиданный сон! / На любой размер / и любой фасон! / За покупками / по Москве по всей / разъезжусь, / весь день / не вылазя из таксей"; "А если вы/ Любите / Кофий с сахаром, / То сахар извольте делать сами". Ваша задача: прочитать данные Вам отрывки и найти в них ошибки, связанные со склонение несклоняемых существительных. Исправьте эти слова на верные. Также запишите себе, к какой группе мы отнесем эти слова, почему они являются несклоняемыми?

Беседа: как вы думаете, Маяковский был неграмотен или специально склонял несклоняемое?

Конечно же, вы абсолютно правы! Эти слова придают его произведениям особый стиль, также они задают рифму. Но, есть ли место таким ошибкам в нашей повседневной речи?

Слушают задание, записывают в тетрадь слова "таксей" и" кофий", исправляют их и объясняют свой ответ.

6. Рефлексия

Из всего вышесказанного к какому выводу мы приходим? Что нового вы узнали? Было ли вам интересно работать с поэтическим текстом?

Сегодня мы с Вами прошли важную тему, которая ещё не раз пригодится Вам в устной и письменной речи.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание

Исправить ошибки в задании, которое было дано в начале урока. Записать в тетради по 3 слова на каждую группу несклоняемых имён существительных.

Спасибо за работу, до свидания!

Заполняют лист самооценки. Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем.