Файл: Формирование и развитие пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако, суд, рассмотрев материалы дела, решил, в удовлетворении исковых требований Поршнева Ю.И. о защите пенсионных прав – отказать, поскольку Поршневым Ю.И. не предоставлено доказательств, подтверждающих его право на включение в стаж работы спорных периодов.52

Так, при изучении материалов судебной практики судов разных инстанций Красноярского края, можно отметить, что существуют различные спорные ситуации касаемо вопросов пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ, но в основном около 55 % спорных ситуаций в крае возникает по поводу исчисления стажа трудовой деятельности, что подтверждается вышеприведенными примерами.

В данном контексте отметим, что возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа.53 Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет. Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.


3.2.Проблемы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ и Красноярском крае и пути их совершенствования

В работе неоднократно акцентировалось то, что право гражданских служащих на государственное пенсионное обеспечение с учётом законодательной практики субъектов Российской Федерации имеет своё существенное отличие от права иных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, заключающееся в его зависимом характере от права гражданского служащего на страховую пенсию по старости (инвалидности). Это не только не обеспечивает соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, но также и позволяет рассматривать назначаемую в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации гражданским служащим пенсию в качестве дополнительной и, как правило, единственной меры их социальной поддержки, финансируемой за счёт средств соответствующего бюджета.54

Не смотря, на многие положительные моменты, проведенной пенсионной реформы, однако многие проблемы остаются не решенными, например, принятие Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»55идет вразрез с конституционными принципами справедливости, равенства, постепенно вводит повышение для гражданских служащих возраста, по достижению которого им может быть назначена страховая пенсия по старости - для мужчин до 2026 г. 65 лет, для женщин до 2032 г. 63 года. При этом увеличению подлежит также и минимальный стаж гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, который к 2026 г. должен будет составлять 20 лет (в настоящее время необходимый минимальный стаж гражданской службы для федеральных государственных гражданских служащих составляет 15 лет, для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации варьируется от 10 до20 лет).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что при внесении изменений в действующее правовое регулирование федеральному законодателю необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.56



Изучение правовой и научной литературы позволяет отметить, что реализация Федерального закона от 23 мая2016 г. № 143-ФЗ57 возможно приведёт к дефициту граждан, желающих поступить на гражданскую службу, и в дальнейшем создаст проблемы кадрового резерва государственных гражданских служащих.

Однако, одним из положительных элементов принятого Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ58следует считать только то, что данным законодательным актом право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации без учёта изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ, сохраняется за:

1) лицами, проходившими государственную службу субъектов Российской Федерации, государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, приобретшими право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и уволенными со службы до 1 января 2017 г.;

2) лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и имеющими на 1 января2017 г. стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет;

3) лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.59

Таким образом, право за вышеуказанными лицами на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) будет сохранено только при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего рассматриваемые отношения на день вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ.60

На наш взгляд, также практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования. Это происходит из-за того, что наверхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу.
61 Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

Что касается непосредственно субъектов РФ, а именно Красноярского края, то в крае действует Закон от 20декабря 2005 года № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края»62 и Закон края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае»,63 которые предусматривают на уровне субъекта РФ основные положения государственной службы на территории Красноярского края.

22 декабря 2016 года Законодательным собранием Красноярского края приняло Закон Красноярского края №2-277 «О внесении изменений в Закон края «Об особенности организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» и в статью 9 Закона края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Изменения касались непосредственно пенсионного обеспечения гражданских служащих. Гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 года увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.64

В Красноярском крае, как и в РФ с 2017 года для государственных гражданских служащих началось повышение пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости и, следовательно, в большинстве случаев повышение возраста выхода на государственную пенсию за выслугу лет. Как было верно отмечено в работе, переход к новым значениям пенсионного возраста у государственных гражданских служащих происходит поэтапно: с 2020 года темп повышения сравнялся с темпом повышения общеустановленного пенсионного возраста; таким образом, мужчины – государственные гражданские служащие к 2023 году будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины – госслужащие, начиная с 2026 года, будут выходить на пенсию в 63 года.65

Таким образом, выделим основные проблемы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ (в частности, в субъекте РФ - Красноярском крае):


  1. проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части выплаты страховой части пенсии (в том числе и Отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю);

  2. проблема поднятия пенсионного возраста государственных гражданских служащих;

  3. проблема постепенного увеличения стажа трудовой деятельности;

  4. проблема целостной системы пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную гражданскую службу и их семей;

  5. разрозненность нормативных правовых актов по пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих;

  6. наличие правовых коллизий и пробелов;

  7. достаточно слабое использование современных средств вычислительной техники и отсутствие единства информационных технологий в учете пенсионных прав граждан, проходивших государственную гражданскую службу;

  8. теоретические и практические проблемы определения и исчисления стажа трудовой деятельности;

  9. пробелы и нюансы правового регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в Российской Федерации;

  10. низкие размеры пенсий и индексации пенсии государственных гражданских служащих;

  11. огромное количество нормативно-правовых актов, содержащих основы государственной поддержки гражданских служащих и лиц, уволенных со службы, что создает определенные затруднения в их поиске и применении. Каждый нормативный правовой акт содержит определенный перечень гарантий, зависящий от специфики регулируемых данным актом отношений;66

  12. не во всех нормативных правовых актах, устанавливающих меры социальной поддержки, содержатся сами эти меры и социальные гарантии. Многие нормы носят отсылочный характер.

С учетом изложенных проблем, на наш взгляд,было бы целесообразно выполнить следующие мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ и решению вышеизложенных проблем:

  1. на законодательном уровне, а именно в ч. 2 ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закрепить следующее определение пенсии за выслугу лет: «пенсия за выслугу лет – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам РФ, проходившим государственную службу, вне зависимости от возраста и трудоспособности при наличии у них определенной действующим законом РФ продолжительности выслуги лет и выплачиваемая за счет средств федерального бюджета, либо бюджета субъекта РФ в случае увольнения с государственной службы»;

  2. в федеральном законодательстве о пенсионном обеспечении граждан РФ следует закрепить единообразные нормы пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих всех видов государственной службы;

  3. установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения в отношении государственных гражданских служащих на территории Красноярского края;

  4. разработать новый механизм финансирования пенсионных выплат и ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных служащих;

  5. разработать, принять единый и систематизированный законодательный акт, содержащий в себе основы и единообразные подходы к пенсионному обеспечению государственных гражданских. Поскольку именно создание единого кодифицированного законодательного акта позволило бы законодателю отразить все необходимые положения по вопросам пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ и исключить отсылочный характер на различные законы, постановления, указы и т.д.;

  6. разработать эффективные механизмы пенсионного обеспечения данной категории служащих;

  7. создать единую систему координации и методического обеспечения деятельности по пенсионному обеспечению граждан, проходивших государственную гражданскую службу в РФ;

  8. совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих;

  9. проводить необходимые мероприятия по контролю и надзору за деятельностью органов ПФР по назначению и выплаты пенсий и иных выплат государственным гражданским служащим;

  10. проведение необходимых мероприятий по повышению уровня правовой грамотности граждан, проходивших государственную гражданскую службу по вопросам их пенсионного обеспечения.67