Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1013

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мелкоузловые сплетения расположены интрамурально, в стенках

следующих внутренних органов, обладающих собственной двигательной активностью:

  • сердца;

  • бронхов;

  • мочевого пузыря;

  • мочеточников;

  • пищеварительного тракта;

  • жёлчных путей и жёлчного пузыря.

Они содержат столько же нейронов, сколько и спинной мозг, включают чувствительные, вставочные и двигательные симпатические и парасимпатические нейроны. Строение микроганглиев внутренних органов напоминает ядра ЦНС. Благодаря интрамуральным вегетативным сплетениям внутренние органы обладают собственным аппаратом регуляции, который работает автоматически, автономно и меньше зависит от ЦНС, так как не образует синаптических контактов с эфферентной частью соматической рефлекторной дуги. Примером служит работа изолированных и удалённых из организма органов: сердца или части кишки.

Автоматизм проявляется периодическим возникновением нервных импульсов в интрамуральных ганглиях на основе текущих обменных


229


Учебный модуль 8. Функциональная анатомия вегетати




Симпатические влияния

Парасимпатические влияния

Учащение и усиление сердечных сокращений

Ослабление и замедление сердечных сокращений

Сужение артерий, повышение АД

Расширение артерий, понижение АД

Ослабление перистальтики желудка, кишечника, секреции желез

Усиление перистальтики желудка, кишечника, секреции желез

Расслабление сфинктера мочевого пузыря

Сокращение сфинктера мочевого пузыря

Расслабление бронхов

Спазм бронхов

Расширение зрачков

Сужение зрачков

Усиление секреции половых желёз

Ослабление секреции половых желёз, эрекция полового члена



230




Вегетативные центры

Физиологический эффект

Спинномозговые ядра

Регуляция просвета зрачка, ширины глазной щели, усиление, учащение сердечных сокращений, расширение бронхов, регуляция тонуса сосудов, потоотделения, мочеиспускания, дефекации, эрекции, эякуляции

Ядра продолговатого мозга:

1) блуждающих нервов

Торможение деятельности сердца, возбуждение слезоотделения, усиление секреции пищеварительных желёз, усиление моторной функции желудка, кишечника

2) сосудодвигательный центр

Рефлекторное сужение и расширение сосудов

3) дыхательный центр

Регуляция смены вдоха и выдоха

4) центры защитных рефлексов

Чихание, глотание, кашель, рвота

Ядра промежуточного мозга

Регуляция зрачкового рефлекса и аккомодации глаза

Ядра гипоталамуса: 1) задние

Расширение зрачков, глазных щелей, учащение сердцебиений, сужение сосудов, повышение АД, торможение моторной функции желудка, кишечника, увеличение содержания в крови адреналина и норадреналина, гипергликемия

2) передние ядра

Сужение зрачков, глазных щелей, замедление сердцебиений, снижение тонуса артерий и АД, увеличение секреции пищеварительных желёз, усиление моторики желудка и кишечника, гипогликемия



231


Учебный модуль 8. Функциональная анатомия вегетати




Окончание табл. 8-4

Вегетативные центры

Физиологический эффект

3) Средние ядра (центры голода, насыщения, жажды)

Регуляция обмена веществ и водного баланса

4) Центры терморегуляции

Регуляция теплообразования и теплоотдачи

5) Эмоциогенные центры

Формирование половых и агрессивнооборонительных реакций

Ядра лимбической системы

Формирование вегетативного компонента эмоциональных реакций, состояния напряжения, половых реакций

Ядра ретикулярной формации

повышение активности др. Вегетативных нервных центров

Ядра коры большого мозга

Высший контроль вегетативных функций, опосредуемый через нисходящие тормозные и активизирующие влияния на ретикулярную формацию и др. подкорковые вегетативные центры; координация вегетативных и соматических функций в системе поведенческого акта


В состоянии относительного покоя сегментарный отдел может поддержать существование организма, обеспечивая его деятельность на уровне автоматизма. В реальных жизненных ситуациях адаптация к внешней среде происходит с обязательным участием надсегментар- ных аппаратов, которые используют сегментарный отдел для рационального приспособления. При этом надсегментарные образования потеряли автономность: их работу регулирует кора больших полушарий. ВНС осуществляет регуляцию внутренних органов, сосудов и желёз в тесном взаимодействии с эндокринной системой (нейрогумо- ральная регуляция).



НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА В ПЕРИФЕРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Возбуждение от центральных вегетативных нейронов к эффек- торным нейронам и от последних к органам передаётся при помощи медиаторов. Медиатором предузловых волокон и большинства эффекторных парасимпатических нейронов служит ацетилхолин; в окончаниях послеузловых симпатических волокон выделяется нора- дреналин.



232





ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Понятие о ВНС, её функциях.

  2. Анатомические и физиологические отличия ВНС от соматиче-
    ской нервной системы.


  3. Отличия симпатического и парасимпатического отдела.

  4. Надсегментарный и сегментарный отдел ВНС, их значение.

  5. Строение симпатического и парасимпатического отделов.

  6. Строение вегетативных нервных сплетений.

  7. Взаимодействие и координация деятельности отделов ВНС.


Учебный модуль 8. Функциональная анатомия вегетати



УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 9


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ


Студент должен знать:

  • сущность сенсорного процесса;

  • значение сенсорного процесса для удовлетворении потребностей организма;

  • структуры, осуществляющие сенсорный процесс (сенсорные системы, анализаторы);

  • отделы сенсорной системы (периферический, проводниковый, центральный) и этапы сенсорного процесса;

  • строение, виды и функции рецепторов;

  • виды анализаторов;

  • классификацию сенсорных систем;

  • отделы соматической, висцеральной, болевой, зрительной, обонятельной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем, их строение и функции.

Студент должен уметь:

  • показывать на муляже, таблицах, в атласе части сенсорных систем: соматической, висцеральной, болевой, зрительной, обонятельной, слуховой и вестибулярной;

  • использовать анатомическую и медицинскую терминологию.

  1. РЕЦЕПТОРЫ