Файл: Лахина Дарья Викторовна Белгород 2023 Тема 1 Древние цивилизации лекция 1 Что такое философия Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра философии и теологии
Постклассическая мусульманская философия
Конспекты лекций
по дисциплине «Исламоведение»
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнил:
студент группы 02022202
Лахина Дарья Викторовна
Белгород 2023
Тема 1: Древние цивилизации.
Лекция № 1
Что такое философия?
Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование это неотъемлемой данность всей нашей интеллектуальной истории. Философия возникло творчески, но оказалось настолько уместным, что автор забылся. В некоторое единство были сомкнуты два исконных греческих слов :
1.фелео – любить
2.тософон - мудрое
Для греков эта конструкция привычна.
В русском литературном языке слово философия обнаруживается у самых его истоках, точнее говоря это слово можно найти в самых древних памятниках славянской письменной культуры в 11 веке. В древнерусские времена без этого слова "Философия" не обходился ни один известный текст.
Долгое время слово "Философия" существовало совершенно славянским словом - любомудрием. Был вариант и мудролюбие, но в 19 веке когда философские исследования в России резко интесифицируется и возрастает потребность врачевой экономии, терминологической точности, вот тогда любомудрие начинает вытесняется из исследовательского речевого обихода и остаётся вековечное,общее,для всех людей европейской цивилизации "Философия".
История слова "Философия" Оно возникает как некоторый, уникальный,редкий,прочный речевой синтез,который остаётся на протяжении тысячилетий в истории языка.
Что значит заниматься философией? Когда родилось слово философия,это значит быть мастером мышления, практиковать, мастера мыслить, любить такую мудрость, которая позволяет достичь некоторое понятного совершенства в своё деле. Отрицательные определения. Философия это то что не сравнимо ни с математикой, ни с наукой естественной, ни с
наукой социальной, ни с наукой гуманитарной, ни с художественной деятельностью, ни с родословской. Никакая другая познавательная практика не способна вытеснить собой философское исследование и понести ту ответственность которую принимает на себя философия.
Философия не есть наука, только в том смысле, что она не есть, не совпадает с основаниями, структурами и целевыми установками математического естествознания.
Философия отличается по своим критериям, по условиям возможностей, от тех критериев и условиям возможностей которыми располагать математическое естествознание.
Критерия верификации (проверочный).Всякое научное суждение, научно тогда и поскольку оно может быть подвергнуто процедурам экспериментальной проверки. Испытанно в некотором опыте повторения познавательного события. С точки зрения многовековой традиции философских исследований нет ничего что позволило бы избежать философии или занять спокойное, нейтральное отношение, нейтральную позицию по отношению к ней.
Мыслитель Карл Ясперс написал огромный труд, двухтомное сочинение которое посвятил философии, философским проблемам. Ясперс обдумывая основания своей собственной познавательной практики, обдумал философскую практику и написал насыщенную метафору "философия это радикальная решимость открытости".
Лекция 2
Индийская философия
Развитее индийской философии делиться на 3 этапа:
-
Ведический он охватывает 1500-1600 года до н.э. -
Эпический 600-2000 года до н.э.
Проявляются философские школы которые делятся на 2 группы:
-
Ортодоксальные ( астика)- признающие авторитет:
- Школа Санхкья
- Школа Йога
-Школа Ньяя
- Школа Вайшешика
- Школа Мимасса
- Школа Веданте
2- Неортодоксальные ( настика)- не признающие авторитет:
- Буддизм
- Чарвака
-Джайнизм
3. Период написания Сутров от 3 века до н.э.
Лекция 3
Путь освобождения от страданий в философских концепциях Буддизма и Йоги
Классическая йога рассматривает проблему добра и зла. Сквозь призму главной духовной цели человека освобождения духа от материального бытия и достижения им абсолютной обособленности откармы, сансары и сопрежённых ими страданий.
Это есть возращения личного человеческого сознания к своему источнику к космическому сверх сознанию или мировому духу всё это способствует тому что есть благо или добро. Всё, что этому препятствует – это считается злом.
Из такого понимания добра и зла закономерно вытекает представления о главном моральном или духовным долге человека оно заключается в том чтобы стремиться и добиваться освобождения своего духа от постоянных перерождений в низших мирах и сопряжённой сними зависимости от материального бытия. Таким образом освобождения есть высшая цель и высший долг не только для человека но и для всех остальных существ за исключением Бога и швары так как он и так абсолютно не зависим от материальной природы. Важным аспектом этической этики является философское понимание “Счастье и страдание” как указывает главный текст данной школы йога-сутра для мудрого всё у мире есть страдания причины страдания связаны с тем, что всё в мире подвержено не прерывному изменению беспокойству действую следов прошлых впечатлений и противоречивым развёртыванию так называемой информации “Гуна”. Однако находясь в неведении человек не понимает этого неведения его заставляет принимать страдания за счастье искать постоянство в непостоянном.
Самая низшая это счастье обладание чувственными объектами. Высшее находится счастье удовлетворения. И самая высшая- это счастье абсолютного освобождения. Таким образом высшая благо высший моральный долг и высшее счастье классической йоги связывается с духовным освобождениям сознания человека.
Йога- сутра указывает 5 основных аспектов самоконтроля:
-
Ненасилия- не причинения вреда живым существам любым способом и в любое время. -
Правдивость-это соответствие речи и разума реальной действительности. -
Честность- есть не воровство отсутствие алчности, не присвоения чужих вещей жизнь на средство полученные правильным трудом. -
Воздержание- это контроль деятельности половых органов и скрытых интенсивных телесных потребностей и стремлений. -
Неприятия даров-отказ от приносимых предметов из-за понимания последствий владения ими.
Понятия неямы включает в себя также 5 аспектов:
-
Чистоту -
Удовлетворённость -
Подвижность -
Самообучения -
Преданность высшему началу.
Конечной целью психической и технической практикой в йоге является духовное освобождения сознаний.
Практика медитации рассматривалась как способ индивидуальной психической саморегуляции.
Буддизм- это религия без бога.
4 Благородные истины:
-
Истина о страданиях -
Причина страдания -
О прекращении страдания -
О пути.
Вест буддийский путь делиться на 3 больших этапа:
-
Мудрости -
Нравственности -
Сосредоточения
Лекция 4
Трудные вопросы индийской философии
В России бхагавадгите стало известно в 1788 году благодаря ей первому изданию на русском языке русским просветителем, журналистом , издателем Николаем Ивановичем Новиковым.
Текст «Бхагавадгиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги.
В процессе беседы Кришна раскрывает Арджуне свою божественную сущность. Показав свою вселенскую форму и всемогущество, Кришна объявляет себя самим Всевышним, конечной философской истиной и абсолютным благом, а бхакти-йогу, путь преданности, высочайшей духовной практикой. Полностью убеждённый, признав в Кришне Всевышнего и приняв своим наставником, Арджуна вступает в 18-дневную битву.
Основным путем ведущим к обретению высшего блага в «Бхагавад-гите» выступает йога. Последняя предлагает три основных пути: джняна-йога -путь сосредоточения сознания и приведения ума к состоянию равновесия и невозмутимости; бхакти-йога - путь сосредоточения на высшем «я», любови и преданности Богу; карма-йога - путь деятельности, лишенной привязанности к ее плодам и посвящения их результатов Богу.
Главными философскими предметами, обсуждаемыми в «Бхагавад-гите», являются пять основных концепций или истин: «В „Бхагавад-гите“ рассматривается пять фундаментальных истин»:
Ишвара (Верховный Управляющий)
Джива (живое существо/душа)
Пракрити (материя)
Карма (действие)
Кала (время).
Лекция 5
Китайская философия
Философия древнего Китая зародилась в 6 веке до н.э. На базе мифологии .
Школы Китайской философии:
- Конфуцианство: этико-политическая проблематика. Основатель Конфуций.
-Моизм: социально-политическая проблематика. Основатель Мо-Цзы.
-Школа имен: проблемы семантики — связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.
-Легизм: законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.
-Даосизм: природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе. Основоположник Лао-Цзы.
Лекция 6
Концепции «недеяния» и «благородного мужа» в даосизме и конфуцианстве
По мнению Конфуция благородный муж должен обладать таким качествами:
-
Качество жэнь- гуманность совокупность каких-то нравственных норм, качеств конкретного человека. -
Качество Сяо ( в проводится как сыновья почтительный) -
Качество Ли- нормы проживания различных людей. -
Качество И- человек благородный муж должен в первую очередь исполнят свой долг. -
Качество Мин-знания судьбы.
Чаще всего благородный муж сравнивается с низким человеком. И в качестве таких противоположностей их качеств приводят следующие:
-
Благородный муж думает в первую очередь о других, а низкий человек в первую очередь думает о себе и своей выгоды. -
Благородному мужу можно доверить великие дела, а низкому человеку ничего нельзя доверить. -
Благородный муж может пожертвовать собой ради государства, а низкий человек в лучшем случае закончит свою жизнь самоубийством.
Концепция Недеяния
Недеяние («у-вэй») - принцип, исповедуемый последователями Лао-Цзы, согласно которому совершенномудрый человек поступает сообразно с естественным (природным) порядком вещей, не пытаясь его изменить. Главное здесь – соотносить свои действия, поступки с естественным ходом вещей. Это качество мы назовем – адекватность. Чтобы быть адекватным (сообразным природе) – нужно правильным образом воспринимать реальность.
Лекция 7
Трудные вопросы китайской философии
Дао – это с одной стороны путь, а с другой – отношение к жизни, т. е. часть мировоззрения. И разорвать эти две части невозможно. Так, даже если ты попал в поток и идешь по пути, но у тебя будет неправильное отношение, то ничего не получится — ты свернешь. Правильное отношение и устойчивая философия способствуют непрерывному движению с минимальным приложением усилий. Это напоминает реку, текущую с возвышенности вниз. Вода течет без усилий под своим весом очень лениво и при этом попадает туда, куда надо. Если человек прислушивается к своим действительным потребностям и развивается гармонично, он чувствует, где ему хорошо и удобно, где он развивается наиболее оптимально, не сворачивая горы, и добиваясь, тем не менее результата. Т. е. он не