Файл: Лахина Дарья Викторовна Белгород 2023 Тема 1 Древние цивилизации лекция 1 Что такое философия Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра философии и теологии

Постклассическая мусульманская философия
Конспекты лекций

по дисциплине «Исламоведение»


Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.
Выполнил:

студент группы 02022202

Лахина Дарья Викторовна

Белгород 2023

Тема 1: Древние цивилизации.

Лекция № 1

Что такое философия?

Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование это неотъемлемой данность всей нашей интеллектуальной истории. Философия возникло творчески, но оказалось  настолько уместным, что автор забылся. В некоторое единство были сомкнуты два исконных греческих слов :

1.фелео – любить

2.тософон - мудрое

Для греков эта конструкция привычна.

В русском литературном языке слово философия обнаруживается у самых его истоках, точнее говоря это слово можно найти в самых древних памятниках славянской письменной культуры в 11 веке. В древнерусские времена без этого слова "Философия" не обходился ни один известный текст.

Долгое время слово "Философия" существовало совершенно славянским словом - любомудрием. Был вариант и мудролюбие, но в 19 веке когда философские исследования в России резко интесифицируется и возрастает потребность врачевой экономии, терминологической точности, вот тогда любомудрие начинает вытесняется из исследовательского речевого обихода и остаётся вековечное,общее,для всех людей европейской цивилизации "Философия".

История слова "Философия" Оно возникает как некоторый, уникальный,редкий,прочный речевой синтез,который остаётся на протяжении тысячилетий в истории языка.

Что значит заниматься философией? Когда родилось слово философия,это значит быть мастером мышления, практиковать, мастера мыслить, любить такую мудрость, которая позволяет достичь некоторое понятного совершенства в своё деле. Отрицательные определения. Философия это то что не сравнимо ни с математикой, ни с наукой естественной, ни с
наукой социальной, ни с наукой гуманитарной, ни с художественной деятельностью, ни с родословской. Никакая другая познавательная практика не способна вытеснить собой философское исследование и понести ту ответственность которую принимает на себя философия.

Философия не есть наука, только в том смысле, что она не есть, не совпадает с основаниями, структурами и целевыми установками математического естествознания.

Философия отличается по своим критериям, по условиям возможностей, от тех критериев и условиям возможностей которыми располагать математическое естествознание.

Критерия верификации (проверочный).Всякое научное суждение, научно тогда и поскольку оно может быть подвергнуто процедурам экспериментальной проверки. Испытанно в некотором опыте повторения познавательного события. С точки зрения многовековой традиции философских исследований нет ничего что позволило бы избежать философии или занять спокойное, нейтральное отношение, нейтральную позицию по отношению к ней.

Мыслитель Карл Ясперс написал огромный труд, двухтомное сочинение которое посвятил философии, философским проблемам. Ясперс обдумывая основания своей собственной познавательной практики, обдумал философскую практику и написал насыщенную метафору "философия это радикальная решимость открытости".

Лекция 2

Индийская философия

Развитее индийской философии делиться на 3 этапа:

  1. Ведический он охватывает 1500-1600 года до н.э.

  2. Эпический 600-2000 года до н.э.

Проявляются философские школы которые делятся на 2 группы:

  1. Ортодоксальные ( астика)- признающие авторитет:

- Школа Санхкья

- Школа Йога

-Школа Ньяя

- Школа Вайшешика

- Школа Мимасса

- Школа Веданте

2- Неортодоксальные ( настика)- не признающие авторитет:

- Буддизм

- Чарвака

-Джайнизм

3. Период написания Сутров от 3 века до н.э.

Лекция 3

Путь освобождения от страданий в философских концепциях Буддизма и Йоги

Классическая йога рассматривает проблему добра и зла. Сквозь призму главной духовной цели человека освобождения духа от материального бытия и достижения им абсолютной обособленности откармы, сансары и сопрежённых ими страданий.

Это есть возращения личного человеческого сознания к своему источнику к космическому сверх сознанию или мировому духу всё это способствует тому что есть благо или добро. Всё, что этому препятствует – это считается злом.



Из такого понимания добра и зла закономерно вытекает представления о главном моральном или духовным долге человека оно заключается в том чтобы стремиться и добиваться освобождения своего духа от постоянных перерождений в низших мирах и сопряжённой сними зависимости от материального бытия. Таким образом освобождения есть высшая цель и высший долг не только для человека но и для всех остальных существ за исключением Бога и швары так как он и так абсолютно не зависим от материальной природы. Важным аспектом этической этики является философское понимание “Счастье и страдание” как указывает главный текст данной школы йога-сутра для мудрого всё у мире есть страдания причины страдания связаны с тем, что всё в мире подвержено не прерывному изменению беспокойству действую следов прошлых впечатлений и противоречивым развёртыванию так называемой информации “Гуна”. Однако находясь в неведении человек не понимает этого неведения его заставляет принимать страдания за счастье искать постоянство в непостоянном.

Самая низшая это счастье обладание чувственными объектами. Высшее находится счастье удовлетворения. И самая высшая- это счастье абсолютного освобождения. Таким образом высшая благо высший моральный долг и высшее счастье классической йоги связывается с духовным освобождениям сознания человека.

Йога- сутра указывает 5 основных аспектов самоконтроля:

  1. Ненасилия- не причинения вреда живым существам любым способом и в любое время.

  2. Правдивость-это соответствие речи и разума реальной действительности.

  3. Честность- есть не воровство отсутствие алчности, не присвоения чужих вещей жизнь на средство полученные правильным трудом.

  4. Воздержание- это контроль деятельности половых органов и скрытых интенсивных телесных потребностей и стремлений.

  5. Неприятия даров-отказ от приносимых предметов из-за понимания последствий владения ими.

Понятия неямы включает в себя также 5 аспектов:

  1. Чистоту

  2. Удовлетворённость

  3. Подвижность

  4. Самообучения

  5. Преданность высшему началу.

Конечной целью психической и технической практикой в йоге является духовное освобождения сознаний.

Практика медитации рассматривалась как способ индивидуальной психической саморегуляции.

Буддизм- это религия без бога.

4 Благородные истины:

  1. Истина о страданиях

  2. Причина страдания

  3. О прекращении страдания

  4. О пути.


Вест буддийский путь делиться на 3 больших этапа:

  1. Мудрости

  2. Нравственности

  3. Сосредоточения

Лекция 4

Трудные вопросы индийской философии

В России бхагавадгите стало известно в 1788 году благодаря ей первому изданию на русском языке русским просветителем, журналистом , издателем Николаем Ивановичем Новиковым.

Текст «Бхагавадгиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги.

В процессе беседы Кришна раскрывает Арджуне свою божественную сущность. Показав свою вселенскую форму и всемогущество, Кришна объявляет себя самим Всевышним, конечной философской истиной и абсолютным благом, а бхакти-йогу, путь преданности, высочайшей духовной практикой. Полностью убеждённый, признав в Кришне Всевышнего и приняв своим наставником, Арджуна вступает в 18-дневную битву.

Основным путем ведущим к обретению высшего блага в «Бхагавад-гите» выступает йога. Последняя предлагает три основных пути: джняна-йога -путь сосредоточения сознания и приведения ума к состоянию равновесия и невозмутимости; бхакти-йога - путь сосредоточения на высшем «я», любови и преданности Богу; карма-йога - путь деятельности, лишенной привязанности к ее плодам и посвящения их результатов Богу.

Главными философскими предметами, обсуждаемыми в «Бхагавад-гите», являются пять основных концепций или истин: «В „Бхагавад-гите“ рассматривается пять фундаментальных истин»:

Ишвара (Верховный Управляющий)

Джива (живое существо/душа)

Пракрити (материя)

Карма (действие)

Кала (время).

Лекция 5

Китайская философия

Философия древнего Китая зародилась в 6 веке до н.э. На базе мифологии .

Школы Китайской философии:

- Конфуцианство: этико-политическая проблематика. Основатель Конфуций.

-Моизм: социально-политическая проблематика. Основатель Мо-Цзы.


-Школа имен: проблемы семантики — связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.

-Легизм: законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.

-Даосизм: природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе. Основоположник Лао-Цзы.

Лекция 6

Концепции «недеяния» и «благородного мужа» в даосизме и конфуцианстве

По мнению Конфуция благородный муж должен обладать таким качествами:

  1. Качество жэнь- гуманность совокупность каких-то нравственных норм, качеств конкретного человека.

  2. Качество Сяо ( в проводится как сыновья почтительный)

  3. Качество Ли- нормы проживания различных людей.

  4. Качество И- человек благородный муж должен в первую очередь исполнят свой долг.

  5. Качество Мин-знания судьбы.

Чаще всего благородный муж сравнивается с низким человеком. И в качестве таких противоположностей их качеств приводят следующие:

  1. Благородный муж думает в первую очередь о других, а низкий человек в первую очередь думает о себе и своей выгоды.

  2. Благородному мужу можно доверить великие дела, а низкому человеку ничего нельзя доверить.

  3. Благородный муж может пожертвовать собой ради государства, а низкий человек в лучшем случае закончит свою жизнь самоубийством.

Концепция Недеяния

Недеяние («у-вэй») - принцип, исповедуемый последователями Лао-Цзы, согласно которому совершенномудрый человек поступает сообразно с естественным (природным) порядком вещей, не пытаясь его изменить. Главное здесь – соотносить свои действия, поступки с естественным ходом вещей. Это качество мы назовем – адекватность. Чтобы быть адекватным (сообразным природе) – нужно правильным образом воспринимать реальность.

Лекция 7

Трудные вопросы китайской философии

Дао – это с одной стороны путь, а с другой – отношение к жизни, т. е. часть мировоззрения. И разорвать эти две части невозможно. Так, даже если ты попал в поток и идешь по пути, но у тебя будет неправильное отношение, то ничего не получится — ты свернешь. Правильное отношение и устойчивая философия способствуют непрерывному движению с минимальным приложением усилий. Это напоминает реку, текущую с возвышенности вниз. Вода течет без усилий под своим весом очень лениво и при этом попадает туда, куда надо. Если человек прислушивается к своим действительным потребностям и развивается гармонично, он чувствует, где ему хорошо и удобно, где он развивается наиболее оптимально, не сворачивая горы, и добиваясь, тем не менее результата. Т. е. он не