Файл: Лахина Дарья Викторовна Белгород 2023 Тема 1 Древние цивилизации лекция 1 Что такое философия Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оккам — это, кстати, не фамилия, а название маленькой деревни в Суррее, где жил богослов. Так что правильно говорить Уильям из Оккама.

Не стоит думать, что именно Оккам создал «бритву». Идея преимущества простых решений существовала ещё со времён Аристотеля. Сам закон экономии богословы Дюран де Сен‑Пурсен и Иоанн Дунс Скот сформулировали раньше Оккама. А идеи Скота и вовсе оказали серьёзное влияние на его взгляды.

Однако именно Оккам стал одним из самых ярых приверженцев закона бережливости. Монах отказывался принимать нечёткую, по его мнению, логику своих современников — средневековых философов‑теологов. Он стремился обособить знание от веры. Например, отрицал случайности и обобщающие понятия, а также пытался доказать, что всё происходит по воле бога.

Исходя из этого, Оккам и предлагал «не множить сущности», хотя в известном нам виде он не употребил эту фразу ни в одном из своих трудов.

Считается, что бритва Оккама — это переформулированный закон достаточного основания. Согласно ему, истинным может считаться только доказанное утверждение.

Такое ревностное следование идее отсечения всего лишнего вдохновило шотландского философа XIX века Уильяма Гамильтона создать современное название принципа. Оно стало популярным, хотя до этого несколько столетий закон экономии никак не соотносился с именем Оккама.

Свои трактовки его идеи позднее излагали Исаак Ньютон, Бертран Рассел, Альберт Эйнштейн и многие другие учёные.

Тема 3 : Философия нового времени

Лекция 17

Лозунгом философии Нового времени считаются слова Ф. Бэкона “Знание – сила”. Он отражает суть реформации подхода к познанию мира: церковь больше не имеет господствующего положения, роль теперь играет наука, свободная от религиозного давления.

Методы философии Нового времени: эмпирико-индуктивный и дедуктивно-рационалистический. Они подразумевают противоположные подходы, поэтому ученые старались найти точку пересечения, чтобы из каждого из них взять наиболее полезное, отбросив лишнее. Помимо господства математических наук, для ученых Нового времени большое значение имело происхождение государства. Это было обусловлено в основном двумя факторами: Революции, бушевавшие в тот период, приводили к свержению текущей власти и смене правителя, но не предлагали ничего качественно нового. То есть людей не устраивало текущее положение вещей, но они не знали, как сделать лучше. Согласно теологической философии, весь мир был создан Богом и работает по его законам. Эта убежденность давала церкви неограниченный авторитет и позволяла ее служителям действовать в своих интересах, объясняя любое деяние религией. Философы пришли к тому, теологию необходимо отделить от социологии, ограничив ее влияние на любую из наук. Так, именно в Новом времени была сформирована договорная теория происхождения государства, актуальная и сейчас.


Именно в Новом времени сформировались те принципы философии, которых придерживается большинство ученых в настоящее время: рационализм и эмпиризм. Это значит, что философия того периода своей основой считала научность явлений, возможность неопровержимо доказать их и при необходимости экспериментально повторить. Учения, разработанные в эту эпоху, опираются на науку и противостоят религии, а целью мыслителей является не просто понимание законов мироздания, но и подчинение их собственным интересам, возможность влиять на них и использовать в своих целях.

Лекция 18

Антропологический поворот в эпоху Возрождения

Антропоцентризм — философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного

человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

Гуманистическое (XIV - XV вв., представители:Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

· неоплатоническое (сер.XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

· натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

· реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

· политическое (XV - XVвв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

· утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.



Лекция 19

Эмпиризм и рационализм Нового времени

Эмпиризм (от греч. - опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Рационализм философии Нового времени.+ +. Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Родоначальником рационализма (дедуктивно-рационалистического метода познания) является Рене. Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.

Лекция 20

Учение Б. Спинозы о человеческой свободе

Учение о человеке, как считает Б. Спиноза, должно помочь людям открыть такую «человеческую природу», которая свойственна всем людям. К выполнению благородной цели, «а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству», Б. Спиноза и стремится направить все науки, начиная от механики, медицины и кончая моральной философией и учением о воспитании детей. Для этого необходимы не только науки. Следует, согласно Б. Спинозе «образовать такое общество, какое желательно, чтобы как можно более многие, как можно легче и вернее пришли к этому». Итак, у Спинозы философия благодаря учению о человеке концентрируется вокруг блага человека, его нравственного обновления и тесно связывается с изменением общества на гуманистических началах.

В антропологии Б. Спинозы одну из важнейших ролей играет понятие свободы. Вопрос о свободе воли, разрабатывающийся в философии прошлого, решается у Б. Спинозы весьма просто: мыслитель отождествляет волю с разумом, а потому отрицает саму необходимость вести длинные и запутанные рассуждения о свободе воли. Да и вообще абстрактные «лозунги», касающиеся свободы, сколь бы они ни казались Б. Спинозе привлекательными, интересуют его меньше, чем тщательная работа - уже в рамках философии человека, общества, политики - над более конкретными аспектами проблемы свободы. Это вполне «позитивное» изучение того, как в рамках существующих социальных условий и политических систем может быть достигнута пусть минимальная, но так необходимая человеку свобода. Но следует понимать, что термин «свобода», с другой стороны, приобретает конкретный, частный, специфический смысл: речь идёт о свободе слова, печати, о формальной законодательной свободе, о свободе мысли от церковно-идеологической цензуры и т.д. Иными словами здесь говорится о тех свободах, которые впоследствии получат название демократических. Философы 17 в., как правило, констатируют, что в существующих государствах все эти свободы попираются. Руководствуясь гуманистическими идеалами и желаниями
хоть что-нибудь сделать для своего современника, Бэкон, Гоббс, Б. Спиноза предлагают правителям максимально разумные (основанные на свободе) правила управления своими подданными и требуют от них соблюдать такие правила. В этой части своих социально-политических концепций мыслители данной эпохи говорят о том, как должна быть в соответствии с соображениями здравого смысла и гуманности организована государственная власть. Характерный образец такого способа рассуждения о свободе дает Б. Спиноза. Развитие разума, по мысли Б. Спинозы, есть одновременно обеспечение свободы. Из этого теоретического постулата вытекает важнейшее политическое требование: «В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает». Тирания одного лица несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства. Между прочим, «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы имеет такой примечательный подзаголовок, разъясняющий его, основной замысел - Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием.


Лекция 21

Истоки коммунизма К. Маркса

Вопрос о перспективах человека неразрывно связан с будущим обществом, в котором, наконец, произойдет исчезновение частной собственности и исчезнут классовые антагонизмы. И поэтому можно говорить, что только после этого начнется мировая история, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»2. Вместе с Энгельсом он пишет «Манифест Коммунистической партии», где последовательно описывается, почему неизбежна революция рабочего класса — пролетарская революция. Авторы манифеста обосновывают, почему именно пролетариат станет тем классом, который приведет к принципиальному изменению системы: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность».

Развитие капитализма постепенно приведет к тому, что частная собственность будет концентрироваться в руках небольшого числа собственников. Обобществление этой собственности станет последним шагом к ликвидации угнетения одного класса другим. Когда пролетариат станет господствующим классом, он ликвидирует старые производственные отношения, а соответственно должны исчезнуть и классы. Так как антагонизмов классовых не будет, то не будет и государства, которое существовало только как форма господства одного класса над другим. «На место старого буржуазного общества с его классами, классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[2].

Маркс видел возможность коммунистического общества только в условиях высокой производительности труда, и при таком уровне производства, что не будет необходимости распределять общественные блага по тому, сколько человек вложил своего труда. При коммунизме распределение должно происходить в соответствии с потребностями людей.

История, по Марксу, неизбежно должна привести человечество к новому уровню общественных отношений, правда это произойдет постепенно. Коммунистическая революция не может произойти в силу особенностей экономического развития во всех странах одновременно, а будет происходить в каждой стране отдельно, но экономические и социальные основания этих революций будут одинаковыми.