Файл: Лахина Дарья Викторовна Белгород 2023 Тема 1 Древние цивилизации лекция 1 Что такое философия Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должен искать трудный путь, для того, чтобы растратить силы на выдуманных горках и кочках, а в результате, выдохнуться на половине пути. Но как только он начинает отвлекаться и идти туда, куда кажется правильно другим, когда мнение окружающих настолько резко меняет его отношение к жизни, что он способен бросить все наработки, тогда философия, мировоззрение начинает оказывать сильное отрицательное влияние на путь, и человеку кажется, что он нормально и хорошо движется, а на самом деле он деградирует. И то же наоборот, при почти правильном мировоззрении, жгучем желании развиваться, человек ходит в какую-нибудь «Белую магию», где правильными словами его уводят в сторону от практики Дао.Источник - Эзотерика. Живое Знание.
Практическое занятие 1. «Философия и нефилософская познавательная деятельность».
Ответ: Философия, как любовь к мудрости, есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Так, по И.Канту, это вопросы:
1)Что я могу знать?;
2)Что я должен делать?;
3)На что я смею надеяться?;
4)Что такое человек?.
Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Народник П. Лавров считал философию «отождествлением мысли, образа и действия». Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.
Ответ: В вопросе разности и общности науки и философии не хватает третьего звена — религии, потому что философии тяготеет не только к науке, но и к религии, находясь как бы посередине, но не являясь ни тем, ни другим. Почему так?
Давайте разберём науку, философию и религию по двум пунктам: предмету их изучения и способу изучения этого предмета.
3.Приведите для сравнения философские и актуальные научные проблемы из области познания природы, человека и общества.
Ответ: Природа как объект философского анализа. Природа и общество, их взаимосвязь. Сущность географического детерминизма, геополитики, демографического фактора. Экологические проблемы и современность. От биосферы к ноосфере. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли. Понятие «природа» - одно из наиболее широких научных понятий. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, или как часть универсума. ... Природа всегда была объектом познания человека.
4. Какие личностные качества необходимо иметь и развивать для успешного занятия философией?
Ответ: Философ должен обладать следующими свойствами:
-уравновешенность
-вдумчивость
-коммуникабельность
-повышенный интерес к науке
-готовность постигать что-то новое
-аналитическое и логическое мышление
-критичность
-любовь к чтению
-творческий подход.
Лекция 8
Философия древней Греции и Рима
Социокультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Античность – важнейший период в истории человечества, который охватывает 1200 – 1500 лет, примерно VII век до нашей эры до 5-6 веков нашей эры.
Античная культура включает в себя не только культуру древней Греции, но и культуру многих регионов Европы, Азии, Африки, но античная философия почти целиком есть продукт древнегреческой культуры.Основой древней культуры был Полис, то есть город-государство все жители которого взаимодействовали по принципу изономии (изо – равенство, номос – закон), то есть культура была изономической.
К возникновению Полиса привели уникальные социокультурные условия в восточном средиземноморье, где на осколках прежней греческой культуры Восточного типа (Крито-микенская цивилизация) при развитии торговых связей и росте городов сложилась уникальная городская культура. Здесь мышление человека опиралось не столько на опыт предков, сколько на опыт и волю конкретного индивида. Поэтому философия возникает через критику мифологического мышления с присущим ему антропоморфизмом.
Философия возникает при отделении умственного труда от физического. Поскольку в Полисе тяжелый физический труд выполняли рабы, а домашним хозяйством занимались женщины, торговлей – чужестранцы, то у свободных мужчин Полиса образовался ресурс для занятия теоретической деятельностью.
Античная философия — совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции (VII—III вв. до н. э.) и в Древнем Риме (II в. до н. э- — III в. н. э.).
Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Возникает она в Ионии — передовой части Эгейского мира, расположенной на западном побережье полуострова Малая Азия и состоящей из 12 самостоятельных полисов (Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др.).
Философия возникает в уникальных условиях античной, то есть полисной демократии. Здесь впервые все вопросы решались не отдельными группами избранных людей, но в дискуссии на общем собрании. У древних греков не было профессиональных управленцев и бюрократов, так как в процессе образования все молодые люди получали максимальный объем знаний. При этом необходимость доказывать свою точку зрения стимулировало развитие мышления, и главной целью в Полисе стало знание, то есть логически доказанная информация в отличие от «мнения», которое выражало собой некритическое мифологическое мышление.
Общая характеристика античной философии и её периодизация. В любой философской системе конкретного исторического периода выделяются явления и соответствующие ему понятия, которые объединяют всё мировоззрение, делает его цельным. В античности таким понятием стал Космос, сквозь призму которого греки рассматривали мир и пытались разобраться в нем.
Космос воспринимался ими как гармоничное, живое, чувственно-воспринимаемое целое («гармония сфер»). В этом состоит специфика античной философии в отличие от философии Древнего Востока, где человек воспринимал мир через состояние мистической сосредоточенности (нирвана), от средневековой философии, где мир воспринимался через образ Бога, от европейской философии Нового времени, в которой центральным понятием стала наука, от современной философии, главным понятием для которой является культура.
Всю античную философию принято разделять на ряд периодов в зависимости от того
, в каком положении прибывает Полис, какие трансформации он испытывает.
Выделяют три периода:
1. ранний период – период расцвета Полиса (в теории), период досократики (до Сократа).
2. период кризиса Полиса, начиная с Сократа – классический период.
3. период распада и угасания Полиса – поздняя античная философия.
На протяжении всех этих этапов происходила борьба мифологического и научно-философского мировоззрения, результатом которой стало становление, как науки, так и философии. В истории античной философии проявляется важная закономерность развития европейской философии: единство и борьба двух основных типов философского мировоззрения — материализма и идеализма.
Лекция 9
Забота о мере в философских исследованиях древнеэллинской и эллинистически-римской философии
Забота о мере в философских исследованиях древнеэллинской и эллинистически-римской философии
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель Диоген (ок. 400 - ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эль кура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Горации.
Основные положении эпикурейской философии:
1. В мире есть место для счастья;
2. Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;
3. Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.
Эпикур, задавал вопрос: "Каким образом можно достичь счастья?" Для этого надо устранить препятствие к нему - страх, который является вечным спутником человеческого рода. Из всех существующих страхов Эпикур выделяет три: страх перед богами; страх перед смертью; страх перед судьбой. По поводу первого Эпикур говорит так: боги - бессмертные существа, а значит совершенно блаженные, и не могут повлиять на нашу жизнь. Поэтому их не нужно бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы знаем, что все хорошее и плохое заключается в ощущениях, а смерть - это отсутствие всех ощущений. Смерть не имеет к нам какое-либо отношения. Как раз наоборот: пока мы есть, смерти нет; когда смерть есть
Практическое занятие 1. «Философия и нефилософская познавательная деятельность».
-
Когда и почему люди философствуют?
Ответ: Философия, как любовь к мудрости, есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Так, по И.Канту, это вопросы:
1)Что я могу знать?;
2)Что я должен делать?;
3)На что я смею надеяться?;
4)Что такое человек?.
Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Народник П. Лавров считал философию «отождествлением мысли, образа и действия». Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.
-
Чем наука отличается от философии, ученый от философа?
Ответ: В вопросе разности и общности науки и философии не хватает третьего звена — религии, потому что философии тяготеет не только к науке, но и к религии, находясь как бы посередине, но не являясь ни тем, ни другим. Почему так?
Давайте разберём науку, философию и религию по двум пунктам: предмету их изучения и способу изучения этого предмета.
-
Наука исследует частное, из частного выводя общие законы. Наука исследует реальное, проверяемое, объективное. Наука использует разум, логику, эксперимент (практический) — познание от мира. -
Религия говорит об общем, из общемировых законов выводя частные правила. Религия говорит о трансцендентальном, познаваемом индивидуально, субъективном. Религия использует веру и откровения — познание не от мира, а от Бога. -
Философия изучает общее, из общемировых законов выводя частные правила, как религия. Философия исследует трансцендентальное, познаваемое субъективно, как религия. Однако, как наука, философия использует разум, логику, эксперимент (умстенный) — познание от мира.
3.Приведите для сравнения философские и актуальные научные проблемы из области познания природы, человека и общества.
Ответ: Природа как объект философского анализа. Природа и общество, их взаимосвязь. Сущность географического детерминизма, геополитики, демографического фактора. Экологические проблемы и современность. От биосферы к ноосфере. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли. Понятие «природа» - одно из наиболее широких научных понятий. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, или как часть универсума. ... Природа всегда была объектом познания человека.
4. Какие личностные качества необходимо иметь и развивать для успешного занятия философией?
Ответ: Философ должен обладать следующими свойствами:
-уравновешенность
-вдумчивость
-коммуникабельность
-повышенный интерес к науке
-готовность постигать что-то новое
-аналитическое и логическое мышление
-критичность
-любовь к чтению
-творческий подход.
Лекция 8
Философия древней Греции и Рима
Социокультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Античность – важнейший период в истории человечества, который охватывает 1200 – 1500 лет, примерно VII век до нашей эры до 5-6 веков нашей эры.
Античная культура включает в себя не только культуру древней Греции, но и культуру многих регионов Европы, Азии, Африки, но античная философия почти целиком есть продукт древнегреческой культуры.Основой древней культуры был Полис, то есть город-государство все жители которого взаимодействовали по принципу изономии (изо – равенство, номос – закон), то есть культура была изономической.
К возникновению Полиса привели уникальные социокультурные условия в восточном средиземноморье, где на осколках прежней греческой культуры Восточного типа (Крито-микенская цивилизация) при развитии торговых связей и росте городов сложилась уникальная городская культура. Здесь мышление человека опиралось не столько на опыт предков, сколько на опыт и волю конкретного индивида. Поэтому философия возникает через критику мифологического мышления с присущим ему антропоморфизмом.
Философия возникает при отделении умственного труда от физического. Поскольку в Полисе тяжелый физический труд выполняли рабы, а домашним хозяйством занимались женщины, торговлей – чужестранцы, то у свободных мужчин Полиса образовался ресурс для занятия теоретической деятельностью.
Античная философия — совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции (VII—III вв. до н. э.) и в Древнем Риме (II в. до н. э- — III в. н. э.).
Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Возникает она в Ионии — передовой части Эгейского мира, расположенной на западном побережье полуострова Малая Азия и состоящей из 12 самостоятельных полисов (Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др.).
Философия возникает в уникальных условиях античной, то есть полисной демократии. Здесь впервые все вопросы решались не отдельными группами избранных людей, но в дискуссии на общем собрании. У древних греков не было профессиональных управленцев и бюрократов, так как в процессе образования все молодые люди получали максимальный объем знаний. При этом необходимость доказывать свою точку зрения стимулировало развитие мышления, и главной целью в Полисе стало знание, то есть логически доказанная информация в отличие от «мнения», которое выражало собой некритическое мифологическое мышление.
Общая характеристика античной философии и её периодизация. В любой философской системе конкретного исторического периода выделяются явления и соответствующие ему понятия, которые объединяют всё мировоззрение, делает его цельным. В античности таким понятием стал Космос, сквозь призму которого греки рассматривали мир и пытались разобраться в нем.
Космос воспринимался ими как гармоничное, живое, чувственно-воспринимаемое целое («гармония сфер»). В этом состоит специфика античной философии в отличие от философии Древнего Востока, где человек воспринимал мир через состояние мистической сосредоточенности (нирвана), от средневековой философии, где мир воспринимался через образ Бога, от европейской философии Нового времени, в которой центральным понятием стала наука, от современной философии, главным понятием для которой является культура.
Всю античную философию принято разделять на ряд периодов в зависимости от того
, в каком положении прибывает Полис, какие трансформации он испытывает.
Выделяют три периода:
1. ранний период – период расцвета Полиса (в теории), период досократики (до Сократа).
2. период кризиса Полиса, начиная с Сократа – классический период.
3. период распада и угасания Полиса – поздняя античная философия.
На протяжении всех этих этапов происходила борьба мифологического и научно-философского мировоззрения, результатом которой стало становление, как науки, так и философии. В истории античной философии проявляется важная закономерность развития европейской философии: единство и борьба двух основных типов философского мировоззрения — материализма и идеализма.
Лекция 9
Забота о мере в философских исследованиях древнеэллинской и эллинистически-римской философии
Забота о мере в философских исследованиях древнеэллинской и эллинистически-римской философии
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель Диоген (ок. 400 - ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эль кура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Горации.
Основные положении эпикурейской философии:
1. В мире есть место для счастья;
2. Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;
3. Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.
Эпикур, задавал вопрос: "Каким образом можно достичь счастья?" Для этого надо устранить препятствие к нему - страх, который является вечным спутником человеческого рода. Из всех существующих страхов Эпикур выделяет три: страх перед богами; страх перед смертью; страх перед судьбой. По поводу первого Эпикур говорит так: боги - бессмертные существа, а значит совершенно блаженные, и не могут повлиять на нашу жизнь. Поэтому их не нужно бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы знаем, что все хорошее и плохое заключается в ощущениях, а смерть - это отсутствие всех ощущений. Смерть не имеет к нам какое-либо отношения. Как раз наоборот: пока мы есть, смерти нет; когда смерть есть