Файл: Лахина Дарья Викторовна Белгород 2023 Тема 1 Древние цивилизации лекция 1 Что такое философия Определение философии осложняется особенной историчностью. Философское исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом понимании исторического процесса очевидна уверенность в его направленности и прогрессивности, что можно видеть и в гегелевской философии. Также как и Гегель, Маркс представляет историю процессом прогрессивным, цель которого идеально устроенное общество. Происходившие тогда социальные изменения в Европе и Америке были настолько динамичными и определенными, что ближайшие социальные перемены представлялись вполне достижимыми. И поэтому можно говорить о том, что в этой части философской теории Маркс, несмотря на его материализм и желание ориентироваться на реальное положение дел, также как и Гегель, не принял во внимание фактическое многообразие политических и социальных процессов.

Тема 4: Русская философия

Лекция 22

Русская философия

Русская философия имеет существенные отличия от мировой философии. Её уникальность заключается в том, что она развивалась отдельно от мировой философии и не подвергалась влиянию Запада.

Сущность, то что лежит в основе человека – это не я, а мы. Русская идеология также важна для понимания центральной идеи русской философии. Идея состоит в том, чтобы найти и обосновать особое место и роль России в общей жизни и судьбе человечества. Тем не менее несмотря на довольно необычный круг изучаемых проблем, зачастую не понятных остальному миру, русская философия отличается глубиной и всесторонностью исследований. Феноменальность русской философии проявляется также в ее широком распространении в массах и в выражении философских мыслей через художественное творчество, литературу, литературную критику и искусство.

Периоды русской философии Можно выделить следующие основные этапы её развития:

1.Зачатки философии на основе религии (X-XVII вв.);

2.Отделение философии от религии и формирование ее как самостоятельного социального института (XVIII-сер. девятнадцатого века);

3.Начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX- начало ХХ.); Советский период (1917-1991 гг.);

4.Возрождение русской национальной философии (с 1991 г.).

В разные отрезки времени были свои представители русской философской мысли. На заре формирования Древнерусского государства русскую философию представляли служители церкви и власть имущие: митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Были сформированы следующие философские суждения: о Боге как о творце мира; о человеке, сотворенном по образу и подобию Бога; о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души; о царе-наместнике Бога на земле, который заботится о своем народе.


Духовный ренессанс России, является третьим периодом развития русской философии. К особенностям этой эпохи относится тесная связь русской философии с западноевропейской философией. Круг вопросов, изучаемых философами, делится на три относительно автономные, но тесно взаимодействующие области:

1.«вера-знание»;

2.«аполитизм-революция»;

3. «альтруизм-эгоизм».

И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала. Они отрицательно относились к событиям, угрожавшим распадом крестьянской общины и европеизацией страны. Философия в России этого периода также была представлена: Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, которые были ориентированы в знании на науку и питали идеологию «народничества». События, произошедшие в период советского строя и после октября 1917 года, оказали сильнейшее влияние на русскую философскую мысль. Марксистские идеи, став основной идеологией советской власти, уничтожили все остальные на многие десятилетия, что отрицательно повлияло на развитие наук в нашей стране, на образование и духовную нравственность общества. Философия утратила своё идеалистическое направление и была представлена только материалистическим направлением.

Лекция 23

Антропологический характер русского романтизма

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

Романтический персонализм означает:

веру в то, что высший тип человека — творческая личность, свободный художник, гений.



Общие черты средневековой эстетики — это христианская основа, концентрация на теории образа.

Романтическая ирония – это попытка в парадоксальной форме установить единство и борьбу противоположностей, найти их диалектическую связь.

Романтический герой – герой романтического произведения, который чаще всего не был обобщением типических черт современника, а создавался как бы наоборот – по контрасту с современником.

Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России. В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году. Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя.

Лекция 24

Славянофилы и западники в контексте русской интеллектуальной культуры

В истории русской политической мысли XIX в. яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления – славянофильское и западническое. Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализировали историко-культурное прошлое России и русский национальный характер.

Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что история и культура России развивались и будут развиваться по своему собственному пути, совершенно отличному от пути западных народов.

По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних проблем в соответствии с общехристианскими принципами.

Славянофильство появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были философы и литераторы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.

Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития.

Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и культуру и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви.

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского.


Поводом для возникновения дискуссий между западниками и славянофилами фактически стало опубликование «Философского письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) в журнале «Телескоп».

Оно стало важным событием в общественной жизни николаевской России: в нем поднимался целый ряд важных общественно-политических и историко-культурных проблем.

Рассматривая историю России, Чаадаев полагал, что она оказалась вырвана из всемирного исторического процесса. Она опирается как на Европу, так и на Восток, но должна объединить в себе эти два начала. Такая оторванность есть следствие принятия Русью православия. Чаадаев считал, что если католицизм по своей сущности глубоко общественное явление, то православие воспитывает в человеке такие качества, как покорность, смирение, аскетизм.

Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственность его за историю (хотя исторический процесс таинственен и движется промыслом) и поэтому против суеверной идеи повседневного вмешательства Бога. Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека.

Как и Чаадаев, своим идеалом социального развития считали Западную Европу западники. Одним из их лидеров был профессор Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).

Грановский тщательно анализирует историю стран Западной Европы, уделяя большое внимание Средневековью. Он вынужден констатировать, что Россия еще не вышла из своего средневековья; она не пережила феодальной цивилизации, а следовательно, и свободы личности, лица. Но оптимизм Грановского состоит в уверенности, что Россия пройдет путь Европы, поскольку она уже стоит на ее пороге и все движения европейской жизни находят в ней отголоски.

Ключевая фигура славянофильского движения – Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886). Острие своей критики он направил против бюрократического аппарата Российского государства, по его мнению, оторванного от народа, от народного духа.

Одну из главнейших опасностей для общества представляет неимоверно возросший бюрократический аппарат государства – армия чиновников, сословные привилегии дворянства разрушают общественное единство, парализуют социальную активность. По мнению Аксакова, государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной жизни, общества. Одновременно он выступает и как противник сословного деления общества.


Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) выдвигал идею превосходства русского народа над другими. Ее он аргументировал тем, что в русском национальном характере наиболее развиты этические принципы христианского гуманизма, отсутствуют национальный эгоизм и враждебность к другим народам. Русский народ, полагал славянофил, может по справедливости решать споры, но не на основе подавления частного интереса, а на основе интересов всего мира, т. е. общины. Не чуждо русскому народу, по его мнению, и чувство единства с родственными ему славянскими народами.

Аксаков полагает, что необходимо единство православия, самодержавия и народности в том виде, котором они существовали до реформ Петра I. Аксаков называет русский народ негосударственным в том смысле, что он не требует от власти участия в управления государством и никаких политических свобод. Он объясняет это тем, что для русского народа государство – это не цель, а средство; он не стремится к власти, а хранит ее, не меняя религиозно-нравственных идеалов на чуждые народному духу политические свободы.

Западники и славянофилы зафиксировали те фундаментальные проблемы, которые до сих пор волнуют российские общество. Каковы исторические и культурные векторы развития России? На этот вопрос пытались ответить и последователи славянофилов в ХХ в. евразийцы (Г. Флоровский, Г. Вернадский и др.), сторонники ленинизма, либералы-реформаторы 1990-х гг. и националисты (РНЕ, НПСР и др.). В каждом конкретном случае выдвигаются свое мнение и оценка как российской культуры и истории в целом, ее места в мировом культурном и историческом процессе и всевозможные модели будущего нашей страны.

Лекция 25

Задача философии и свобода мышления в философских исследованиях Н.Н. Страхова

Страхов Николай Николаевич (1828-1896 гг.), философ, писатель, литературный критик. Родился в Белгороде Курской губернии в семье священника. Начальное образование получил под руководством отца, Николая Петровича Страхова, магистра богословия, окончившего курс Киевской духовной академии и преподававшего словесность в Белгородской духовной семинарии, одновременно являвшегося протоиереем Смоленского собора. После смерти отца в 1834 г. мать увезла его и старшего брата в Каменец-Подольский к своему брату отцу Нафаилу Савченко, ректору Подольской духовной семинарии, в которой Николай продолжил обучение. Затем он поступил в Костромскую духовную семинарию, куда перевели ректором его дядю и учился на отделении риторики,