Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 43
время одна и та же форма может отражать разное содержание, ино- гда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. Остано- вимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она счита- ет, что существуют три основных типа форм воспитательной ра- боты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным воз- можностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанни- ков с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанни- ков. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитан- ников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.
К второй группе форм воспитательной работы относятся так на- зываемые дела. «Дела» — это общая работа, важные события, осу- ществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и ра- дость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целена- правленно организуемая в коллективе воспитанников с целью от- дыха, развлечения, обучения.
Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной ра- боты, необходимо определить то, что отличает одну форму от дру- гой, т.е. определить признаки формы.
Такими признаками могут быть количественные: формы отлича- ются друг от друга временем их подготовки и проведения, количе- ством участников.
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких ми- нут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. про- водимые с учащимися без включения их в предварительную подго- товку, а также формы, предусматривающие предварительную рабо- ту, подготовку учащихся.
По видам деятельностиформы учебной, трудовой, спортив- ной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организацииклассификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и дру- гие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежат детям.
По результатувсе формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
— результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участниковформы могут быть:
— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
— групповые (воспитатель — группа детей);
— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все фор- мы воспитательной работы, поэтому мы остановимся более подроб- но на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации до- суговой деятельности детей и подростков.


44 45
2.2. Коллективные творческие дела
Одной из форм организации детского досуга являются коллек- тивные творческие дела, организация которых предусматривает шесть стадий. Рассмотрим методику подготовки и проведения КТД.
Первый этап — этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и школьником. При этом используются самые разнообраз- ные приемы поиска и выбора. Например:
1) «разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят по- ручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного, кого можно пригласить в гости, кто может научить чему-либо новому, интересному;
2) объявление конкурса на самое-самое-самое. Условия его просты: такого дела у нас еще не было; в нем могут участво- вать все; оно проводится не в школе и др. Конкурс может быть как коллективным, так и индивидуальным;
3) проведение анкетирования, которое может включать в себя конкретные вопросы: «Что ты предлагаешь нашему коллек- тиву?», «В каком творческом деле ты бы мог поучаствовать сам?», «Что лучше сделать, с кем, для кого, когда?» и др.
Второй этап — коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирование, составление программы дела — все это изложено в системе коммунарской методики И.П. Иванова. На данном этапе действуют сами дети. Они ищут ответы на поставлен- ные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечи- вает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводя- щие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается поиск выбором совета дела.
Третий этап — коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участни- ка. Подготовка чаще всего идет по группам. На этом этапе важным является приглашение к участию в деле. Приемами приглашения мо- гут быть:
— красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестан- дартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объ- явление — это тоже творчество ребят;
— пригласительные билеты. Это может быть большой коллек- тивный билет или персональный, может быть билет- программа, билет-букет, сюжетный билет — в виде бабочки, гриба, ягоды, листа дерева, снежинки и др.;
— пригласительные письма или открытки;
— объявление о предстоящем деле по школьному радио или создание особой группы приглашения.
Четвертый этап — проведение КТД. Здесь можно выделить несколько «шагов».
1. Встреча участников и гостей дела. Вариантами встречи мо- гут быть:
а) встреча-церемониал: гостей встречают цветами, хлебом- солью, заздравной песней, особым приветствием;
б) сюжетная встреча: у входа в зал разыгрывается театраль- ное действие, или участники дела должны разгадать за- гадку, ответить на вопрос, выиграть лотерейный билет;
в) пропуск на вечер только в карнавальном костюме, маске.
2. Организационный момент дела. Это один из важных момен- тов, который задает тон, атмосферу и особый настрой всех участников дела. Этот этап предполагает просмотр выстав- ки, коллекции, поделок, рисунков, плакатов и др. Творческие мероприятия предполагают и творческое необычное начало, которое может вызвать интерес и внимание. К приемам тако- го начала можно отнести:
а) представление гостей, церемониал знакомства;
б) театрализацию;


46 47
в) звуковые, световые эффекты;
г) общую песню, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др.
3. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценар- ным и импровизированным. В основной части присутствует слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность.
Содержание и методика определяются основным видом дея- тельности, жанром избранной формы, возрастом учащихся, отобранным содержанием.
4. Занимательная часть. Она может быть рассыпана по компози- ции дела, может быть собрана в один блок. Сюда можно от- нести: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы, выступления гостей.
5. Финальная, или завершающая, часть. Она должна быть чет- кой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, общая песня и др.
Пятый этап — коллективное подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или подведение итогов по микрогруппам. Подведение итогов может осуществляться и с по- мощью других средств. Например, выпуск стенгазет, творческие от- четы, заполнение анкет и др. Важно, чтобы каждый из участников умел проанализировать, оценить, высказать свое мнение по поводу проведенного дела.
Шестой этап — ближайшее последействие. Сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех пред- ложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Совместно с детьми учителем намечается программа последовательных дей- ствий, определяются новые дела. По своей тематике коллективные творческие дела могут быть самые различные: интеллектуально-по- знавательные, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.
Выделим основные приемы, которые используются при подго- товке КТД:
— создание микроколлективов — это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел;
— «мозговая атака» — это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание
«банка идей», т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи;
— отбор идей — это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений;
— защита идей — это когда каждый член коллектива или микро- коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по- иска и в результате рождается окончательное решение.
2.3. Игра в сфере досуга
Игра — это одна из наиболее эффективных форм организации до- суговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное про- светительское и воспитательное влияние. По утверждению С.А. Шма- кова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житей- ских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворче- ства детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние.
Наиболее важными функциями игры являются:
l воспитательная функция;
l развивающая функция;
l функция межнациональной коммуникации;
l коммуникативная функция;
l диагностическая функция;


48 49
l игротерапевтическая функция;
l функция коррекции в игре;
l развлекательная функция игры.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1) свободная развивающая деятельность;
2) творческий, импровизационный характер этой деятельности;
3) эмоциональная приподнятость деятельности;
4) наличие прямых или косвенных правил.
В педагогической литературе существуют разнообразные под- ходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он раз- делил все детские игры на следующие виды.
1. Физические и психологические игры и тренинги:
а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;
в) освобождающие игры и забавы;
г) лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
а) предметные забавы;
б) сюжетно-интеллектуальные игры;
в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.
3. Социальные игры:
а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режис- серские, игры-драматизации, игры-грезы);
б) деловые игры (организационно-деятельностные, органи- зационно-коммуникативные, организационно-мысли- тельные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая дея- тельность).
Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре.
Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить. Например, сколько будет команд, сколько будет кон- курсов, как будут оцениваться результаты и др.
Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.
1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес.
2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуа- ций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а дру- гие оказываются в положении пассивных наблюдателей.
3. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим.
4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участ- ников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, прило- жении физических усилий.
5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равен- ства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению.
Игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздо-


50 51
ровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает ко- личество отрицательных поступков со стороны воспитанников.
В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные каче- ства и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в про- цессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздейство- вать на его развитие. Ни один вид деятельности так ярко и всесто- ронне не раскрывает характерные черты личности, как игра.
Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок в отряде совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдру- жить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выра- ботать сознательную дисциплину.
Организатору детского досуга следует помнить, что игра являет- ся не только средством развлечения и отдыха, но и средством физи- ческого, нравственного и социального воспитания.
К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:
1) игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жиз- ни и здоровью ребенка;
2) вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здо- ровья ребенка;
3) игра не должна унижать достоинство ребенка;
4) участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содер- жание, правила, операции, точное обозначение используе- мых в ней терминов, понятий;
5) игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора;
6) организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнова- ниях участвовали равные по силам дети, все участники на- ходились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями.
Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющи- ми вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного
типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции.
Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстра- ции его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рож- даемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагиро- ванным от конкретного лица.
Особый интерес в практике организации досуговой деятельно- сти подростков представляет игра-лотерея. Это вид организован- ной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастли- вых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности.
В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические.
Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в тради- ционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых мето- диках социально-психологическое — это объект внимания, осмыс- ления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогаю-