ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Организация(предприятие) в экономической системе
Организация – юридическое лицо
поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Организационно-правовые формы организаций
Производственная и организационная структура организаций
Совершенствование структуры предприятий
Основной капитал и его роль в производстве
совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию заданного количества, качества, ассортимента и в установленные сроки. Содержание процесса производства оказывает определяющее воздействие на построение предприятия и его производственных подразделений.
Основными элементами производственного процесса являются трудовые ресурсы, предметы и средства труда (см. рис. 2).
Производственные процессы (ПП) подразделяют по ряду признаков:
1. По сложности:
Простые процессы – компоненты изготавливаемого процесса по определенным параметрам не сложны, количество используемых компонентов небольшое (например: производство кирпича, продуктов питания и т.д.);
Сложные процессы – компоненты изготавливаемого процесса имеют конструктивные особенности со специально заданными свойствами изготавливаемого изделия, количество используемых компонентов большое (например: выплавка стали, изготовление автомобиля и т.д.).
2. По степени прерывности
Непрерывные процессы – характеризуются отсутствием перерывов и остановок оборудования (исключение – аварии, проведение ремонта) (например: переработка нефти, передача электроэнергии);
Дискретные (прерывные) процессы – осуществляются только в течение рабочих дней (например: работа машиностроительного завода, текстильной фабрики).
3. По роли организации
Основные процессы – непосредственно связаны с превращение предметов труда в готовую продукцию;
Вспомогательные процессы – способствуют течению основных процессов, но непосредственно в них не участвуют (например: ремонт оборудования);
Обслуживающие процессы – обеспечивают осуществление основных и вспомогательных процессов (например: электроснабжение, перемещение предметов труда, погрузка и разгрузка Ячсмитьбю002Eизделий).
4. По степени участия человека в производственном процессе
Ручные процессы – все операции осуществляются инструментами
, управляемыми рабочим;
Механизированные процессы – выполняются рабочими с помощью машин;
Автоматизированные процессы – выполняются машинами под наблюдением рабочего;
Автоматические процессы – выполняются машинами без участия рабочего по заранее разработанной программе.
5. По типам организации производственного процесса (по масштабам производства).
В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию.
Основной ПП делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.
Вспомогательный ПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия.
Обслуживающий ПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.
Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.
Работа по совершенствованию структуры предприятий проводится в период реконструкции, технологического перевооружения, изменения профиля и углубления специализации предприятия. Проектирование совершенствования производственной структуры предприятия проходит те же стадии, по которым проводится любая проектная работа. Основное внимание экономистов при этом сосредоточивается на оценке экономической эффективности предполагаемых работ.
В процессе проектирования определяется существо предполагаемых изменений в структуре предприятия, состав его цехов, участков, обслуживающих хозяйств, их масштабы, характер размещения, тщательно обсуждаются эти изменения с широким кругом специалистов и с коллективом трудящихся, используются данные отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
После одобрения вышестоящих органов управления проектный материал передается для детальной разработки в соответствующие проектные организации. Дальнейшая работа экономической службы в области совершенствования структуры предприятия заключается в контроле и анализе разработок проектных организаций, расчете экономической эффективности в этой области.
С изменением специализации производства возникает необходимость в организации новых цехов или участков; введение нового оборудования или методов изготовления продукции обусловливает изменение пропорций между отдельными звеньями. Все эти изменения в структуре осуществляются по заранее разрабатываемым проектам.
Эффективность производства в значительной мере зависит от рациональности применяемых общей и производственной структур. Вопросы выбора и улучшения производственной структуры возникают при строительстве новых, реконструкции или расширении действующих предприятий, изменении профиля их производства, переходе на выпуск новой продукции. В этих случаях совершенствование производственной структуры ведется по следующим основным направлениям:
Укрупнение предприятий и цехов позволяет в более широких масштабах внедрять новую высокопроизводительную технику, постоянно совершенствовать технологию, улучшать организацию производства.
Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами и участками должно быть направлено на повышение удельного веса основных цехов по количеству занятых рабочих, стоимости основных фондов, размеру занимаемых площедей.
Поскольку процесс перехода к новой производственной структуре более сложен, чем создание новой организационной структуры, следует определить:
Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры в настоящее время продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов. Производственная структура предприятия, состоящая из гибких модулей, нацеленных на изменяющиеся потребности, отражает новый характер производства как клиенто-ориентированного, что соответствует новым тенденциям создания совершенной производственной структуры. На это направлены и такие способы и формы ее изменения, как реинжениринг бизнес-процессов, всеобщая система управления качеством по международным стандартам ISO 9000 (серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление качеством на предприятиях) в ее различных модификациях.
Основными элементами производственного процесса являются трудовые ресурсы, предметы и средства труда (см. рис. 2).
Производственные процессы (ПП) подразделяют по ряду признаков:
1. По сложности:
Простые процессы – компоненты изготавливаемого процесса по определенным параметрам не сложны, количество используемых компонентов небольшое (например: производство кирпича, продуктов питания и т.д.);
Сложные процессы – компоненты изготавливаемого процесса имеют конструктивные особенности со специально заданными свойствами изготавливаемого изделия, количество используемых компонентов большое (например: выплавка стали, изготовление автомобиля и т.д.).
2. По степени прерывности
Непрерывные процессы – характеризуются отсутствием перерывов и остановок оборудования (исключение – аварии, проведение ремонта) (например: переработка нефти, передача электроэнергии);
Дискретные (прерывные) процессы – осуществляются только в течение рабочих дней (например: работа машиностроительного завода, текстильной фабрики).
3. По роли организации
Основные процессы – непосредственно связаны с превращение предметов труда в готовую продукцию;
Вспомогательные процессы – способствуют течению основных процессов, но непосредственно в них не участвуют (например: ремонт оборудования);
Обслуживающие процессы – обеспечивают осуществление основных и вспомогательных процессов (например: электроснабжение, перемещение предметов труда, погрузка и разгрузка Ячсмитьбю002Eизделий).
4. По степени участия человека в производственном процессе
Ручные процессы – все операции осуществляются инструментами
, управляемыми рабочим;
Механизированные процессы – выполняются рабочими с помощью машин;
Автоматизированные процессы – выполняются машинами под наблюдением рабочего;
Автоматические процессы – выполняются машинами без участия рабочего по заранее разработанной программе.
5. По типам организации производственного процесса (по масштабам производства).
В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию.
Основной ПП делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.
Вспомогательный ПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия.
Обслуживающий ПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.
Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.
Совершенствование структуры предприятий
Работа по совершенствованию структуры предприятий проводится в период реконструкции, технологического перевооружения, изменения профиля и углубления специализации предприятия. Проектирование совершенствования производственной структуры предприятия проходит те же стадии, по которым проводится любая проектная работа. Основное внимание экономистов при этом сосредоточивается на оценке экономической эффективности предполагаемых работ.
В процессе проектирования определяется существо предполагаемых изменений в структуре предприятия, состав его цехов, участков, обслуживающих хозяйств, их масштабы, характер размещения, тщательно обсуждаются эти изменения с широким кругом специалистов и с коллективом трудящихся, используются данные отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
После одобрения вышестоящих органов управления проектный материал передается для детальной разработки в соответствующие проектные организации. Дальнейшая работа экономической службы в области совершенствования структуры предприятия заключается в контроле и анализе разработок проектных организаций, расчете экономической эффективности в этой области.
С изменением специализации производства возникает необходимость в организации новых цехов или участков; введение нового оборудования или методов изготовления продукции обусловливает изменение пропорций между отдельными звеньями. Все эти изменения в структуре осуществляются по заранее разрабатываемым проектам.
Эффективность производства в значительной мере зависит от рациональности применяемых общей и производственной структур. Вопросы выбора и улучшения производственной структуры возникают при строительстве новых, реконструкции или расширении действующих предприятий, изменении профиля их производства, переходе на выпуск новой продукции. В этих случаях совершенствование производственной структуры ведется по следующим основным направлениям:
-
укрупнение предприятий и цехов (это позволит в более широких масштабах внедрять новую высокопроизводительную технику, постоянно совершенствовать технологию, улучшать организацию производства); -
поиск и реализация более совершенного принципа построения производственной структуры (для проектируемых предприятий) и использование резервов улучшения структуры (для действующих предприятий); -
соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами; -
постоянная работа по рационализации планировки предприятий (соответствие генерального плана предприятия выбранным основным технологическим процессам); -
интеграция отдельных предприятий, создание мощных промышленных и научно-производственных объединений на основе концентрации производства; -
обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия; -
развитие специализации, кооперирования и комбинирования производства; -
унификация и стандартизация процессов и оборудования; -
изменения характера выпуска продукции; -
достижение конструктивно-технологической однородности продукции за счет широкой унификации и стандартизации.
Укрупнение предприятий и цехов позволяет в более широких масштабах внедрять новую высокопроизводительную технику, постоянно совершенствовать технологию, улучшать организацию производства.
Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами и участками должно быть направлено на повышение удельного веса основных цехов по количеству занятых рабочих, стоимости основных фондов, размеру занимаемых площедей.
Поскольку процесс перехода к новой производственной структуре более сложен, чем создание новой организационной структуры, следует определить:
-
принципы и методы совершенствования, в соответствии с которыми будет улучшаться производственная структура; -
факторы внутренней и внешней среды, которые нужно принять во внимание (производственная структура должна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды); -
тенденции совершенствования производственной структуры.
Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры в настоящее время продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов. Производственная структура предприятия, состоящая из гибких модулей, нацеленных на изменяющиеся потребности, отражает новый характер производства как клиенто-ориентированного, что соответствует новым тенденциям создания совершенной производственной структуры. На это направлены и такие способы и формы ее изменения, как реинжениринг бизнес-процессов, всеобщая система управления качеством по международным стандартам ISO 9000 (серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление качеством на предприятиях) в ее различных модификациях.