Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с помощью текстового редактора документы, элект- ронную таблицу или даже аудио- и видеоинформацию)
одному или нескольким адресатам; распространения
«электронного журнала», «электронной газеты» или
«электронной рекламы».
КТК также используется как средство доступа к про- граммам удаленных компьютеров и сетевым службам,
например, для получения файлов определенных доку- ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив- шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, про- водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно,
возможно даже с использованием звука и видеоизобра- жения (это — дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус- сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на не- сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бывают «открытыми» — доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос- туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла- шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети,
они и для учебных целей, и для орга- низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ- ство, банковское дело, образование и здравоохранение.
Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней,
включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е.
наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид теле-
136 ,
коммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения —
телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail —
и передачи информации
(телефакс). Во-первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля- ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле- фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по- зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты- вать информацию.
(На эти вопросы можно отвечать как при индивидуальной работе, так и проводить по ним дискуссию в группе на семи- наре.)
Вы (ваша группа) получили лестное предложение от фир- мы, занимающейся продажей школьного оборудования. Вам предсто ит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответы на вопросы:
Что такое компьютерные телекоммуникации?
2. Чем они отличаются от телекоммуникаций общего вида?
3. Какие преимущества дает применение компьютера в те- лекоммуникационных сетях?
14. Как происходит «коммуникация на
расстоянии»
На этом занятии вы какие технические про- цессы лежат в основе компьютерной телекоммуника- ции, каким образом осуществляется обмен данными между компьютерами, объединенными в глобальные сети. Для более глубокого понимания данных процес- сов мы рекомендуем вам самостоятельно познако- миться с книгами по современным компьютерным те- лекоммуникациям и Интернет, например, с теми, что приведены в списке литературы в приложении.
Для того чтобы две ЭВМ могли связаться между со- бой, необходим некоторый физический носитель ин-
137

формации. Это может быть, например, радиоволна,
или электрический кабель и т.п. Проще всего в условиях современного города использовать обычную телефонную сеть, но в этом случае нужно преобразовать информацию, хранимую в ЭВМ в зако- дированной последовательностями нулей и единиц форме, в последовательность электрических сигналов звуковой частоты, которые можно передать по телефон- ным проводам.
Конечно, можно было бы передавать непосред- ственно данные ЭВМ в виде импульсов (в цифровой форме), однако современные телефонные линии со- держат много преобразующих и усилительных уст- ройств, в которых такие импульсы оказались бы поте- ряны, так как эти устройства ориентированы на впол- не определенный диапазон электрических колебаний,
соответствующий частотам человеческой речи. Переда- ваемые же самой ЭВМ импульсы в этот диапазон не укладываются. В настоящее время ведутся работы по созданию специализированных сетей передачи цифровой информации, но говорить об их широком распростране- нии пока рано.
Таким образом,
двух ЭВМ человек может услышать, но чтобы этот разговор поддерживать, у
ЭВМ должны быть особые устройства — модемы (моду- ляторы/демодуляторы), которые преобразуют передава- емые ЭВМ данные в электрические колебания звуковой частоты, передают и принимают их по телефонным ка- белям и вновь преобразуют их в данные, «понятные»
ЭВМ.
Модем — это микро-ЭВМ, у которой имеется соб- ственный язык команд, память, процессор и некоторые устройства, отсутствующие у обычных ЭВМ и связанные собственно с преобразованием и передачей данных по телефонным каналам.
Диалог ЭВМ можно вести в дуплексном режиме, ког- да оба модема могут одновременно посылать и прини- мать сигналы по одному и тому же каналу, или в полу- дуплексном, когда обмен данными происходит пооче- редно и в процессе диалога направление передачи дан- ных многократно обращается.
Диалог двух ЭВМ начинается с того, что их модемы обмениваются сигналами определенных тонов, «чтобы
138
договориться» о скорости, с которой будет вестись пе- редача, и некоторых других особенностях диалога, на- пример, будет ли дополнительно контролироваться пра- вильность передаваемой информации. В полудуплексном режиме такой предварительный обмен сигналами про- исходит также перед каждым «обращением* направле- ния передачи данных. Эта «преамбула» диалога может закончиться безрезультатно, тогда один из модемов
«повесит трубку» (т.е. пошлет сигнал разрыва связи на телефонную станцию), а может перейти в диалог самих
ЭВМ, которым их модемы сообщат, что связь установ- лена, и передадут управление программам связи.
Программы связи управляют работой как модема, так и ЭВМ. Они хранятся в памяти ЭВМ и выполняются на ней. Эти программы позволяют как минимум набирать номер абонента, с которым устанавливается связь, пере- давать и принимать обмениваться ими с магнит- ными носителями (жесткими и гибкими дисками). Име- ется ряд весьма совершенных программ связи, снабжен- ных большим количеством сервисных функций.
Наибольшие трудности у абонентов телекоммуника- ционных сетей вызывают, как правило, вопросы коди- рования передаваемой информации. Особое значение они имеют в России в связи с использованием кирил- лицы, на которую не рассчитаны программные сред- ства и модемы зарубежного производства. В результате иногда на экран абонента попадает текст весьма стран- ного вида. Зарубежному абоненту в таком случае реко- мендуют одно: повесить трубку и заново набрать но- мер, так как считается, что в этом всегда повинно пло- хое качество соединения, вызывающее шум в телефон- ном канале. В России такая ситуация может вызываться неправильным выбором кодировки в программном обеспечении. В последние годы такие ситуации случа- ются реже, поскольку современные мощные ПЭВМ ав- устанавливают правильную кодировку.
Проблемы возникают только в том случае, если уста- новкой программ занимаются неквалифицированные пользователи или у пользователя нет средств на приоб- ретение высококачественных программ. Однако в шко- лах современные ПЭВМ и средства на приобретение хороших программ имеются далеко не всегда, поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах
139

дирования информации применительно к задачам
КТК.
(На эти вопросы можно отвечать как при индивидуальной работе, так и проводить по ним дискуссию в группе на семи- наре.)
Нарисуйте схему общения двух абонентов с помощью КТК.
Вы (ваша группа) получили выгодное предложение от фир- мы, занимающейся созданием региональной сети для школ крупного города. Вам предстоит собеседование с ее дирек- тором. Продумайте и обсудите ответ на вопрос: почему нельзя было напрямую соединить компьютеры в глобальную сеть без использования модемов?
З а н я т и е 15. Что такое кодировка и как обеспечить
ее правильность
На этом занятии вы выясните, как сделать свое электронное письмо понятным партнеру.
В большинстве современных ЭВМ каждому символу соответствует последовательность из 8 нулей и единиц
(байт). Все передачи информации внутри ЭВМ и между разными ЭВМ осуществляются целыми байтами. Всего существует 256 разных таких последовательностей, зна- чит, одним байтом можно закодировать один из 256
символов (например, большие и малые буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки препинания и т.д.).
Чтобы ЭВМ «поняли» друг друга, нужно чтобы у них были одинаковые таблицы кодировки (или, для кратко- сти, просто кодировки):
- пробел
00100001 - !
- A
01000010 - В
140

Ровно половина из этих 256 символов стандартизи- рована под названием ASCII (American Standard Code for Information Interchange, Американский стандартный код обмена информацией). В него входят буквы латинс- кого алфавита, цифры и спецсимволы: (в ASCII не вхо- дят немецкие, французские, испанские и другие не- стандартные буквы, а также все русские буквы). Вторая половина кодовой таблицы отведена для местных стан- дартов. В России имеются, по крайней мере, три разных стандартных кодировки. Наиболее часто применяется так называемая альтернативная кодировка при работе в операционной системе DOS и специальная кодировка русских символов для системы Windows.
Интерпретация байтов информации как одного из
256 символов не является универсальной, она зависит от того, в каком контексте стоит данный байт. В составе двоичного файла байт может означать и цветную точку на экране при передаче изображения, и звук опреде- ленной высоты при передаче звукового файла. Поэтому наряду с кодировкой нужно большое внимание уделять форматам файлов, которые выражаются в разбивке файлов на типы. Как правило, тип файла обозначается тремя буквами латинского алфавита, отделенными от собственно имени файла точкой (в системе Windows тип файла обозначается пиктограммой особого вида,
помещаемой перед именем файла). Тип файла показыва- ет системе, с помощью какой программы данный файл следует обрабатывать. В современных высокопроизводи- тельных системах передача файла на обработку конкрет- ной программе осуществляется автоматически, поэтому при отсылке файла нужно обеспечить правильность присвоенного ему типа.
Для изображения русских букв на экране дисплея и на принтере на старых ЭВМ используются специаль- ные программы «драйверы», в современных операци- онных системах русские буквы не требуют таких драй- веров, они используются стандартным способом путем настройки кодовой страницы, как и для других евро- пейских языков. Следует различать текстовые редакто- ры и текстовые процессоры. Текстовые редакторы по- рождают файлы, содержащие только коды символов. У
текстовых процессоров могут иметься свои встроенные драйверы, позволяющие печатать курсивом, жирным
141

шрифтом, с подчеркиванием и т.п., для чего в файл вставляются специальные коды, обозначающие эти особенности структуры документа. При передаче текста по телекоммуникационным сетям Интернет с помо- щью протокола TCP/IP можно использовать большин- ство средств текстовых процессоров (конечно, если не используется специализированный текстовый процес- сор). В режиме эмуляции терминала, который все еще распространен в нашей стране, исключается подчер- кивание, выделение курсивом, форматирование текста
(кроме выравнивания по полям), так как у партнеров могут оказаться разные текстовые редакторы. Однако и в этом режиме можно пересылать тексты, разработан- ные в текстовых процессорах с сохранением всех их особенностей, для чего применяется пересылка двоич- ных файлов. (Конечно, при общении с конкретным партнером нужно договориться о применении одного и того же текстового редактора или совместимых по формату текстов.) В школах, обеспеченных современ- ными мощными ПЭВМ, как уже говорилось, многие из этих проблем не возникают, так что можно исполь- зовать стандартные средства, предлагаемые прежде всего фирмой Майкрософт, и передавать по сетям письма, имеющие структуру гипертекста.
В школе имеется компьютерный класс с несовремен- ными компьютерами. Представитель фирмы предлагает вам купить одну современную ПЭВМ для учителя и модем общей стоимостью $880. Какие аргументы вы используете в разго- воре с директором школы, чтобы обосновать такие затраты?
При обсуждении в группе пусть 3 студента рекламируют: один
— старый способ работы, второй — более а
третий — максималист — отстаивает необходимость приоб- ретения целого нового класса. Кто-то должен играть роль директора — энтузиаста или осторожного но,
конечно, умеющего считать деньги.
2. Кодировка — это способ представления информации,
понятный и человеку, и ПЭВМ, или это способ сокрытия ин- формации от непосвященных?
142

16. Телекоммуникационные системы. Сеть
Интернет
На этом занятии вы узнаете, как устроена сеть Ин- тернет, о которой вы, безусловно, много слышали.
В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по теле- фонным каналам. В целом их можно разбить на два круп- ных класса.
1. Программы связи, осуществляющие непосредствен- но передачу данных с одной ЭВМ на другую и выполня- ющие дополнительные сервисные функции (хранение телефонного справочника, автоматический набор номера и циклический дозвон,. редактирование текстов, ввод/
вывод данных с(на) магнитных носителей и др.).
2. Программы типа электронной доски объявлений
(ЭДО), позволяющие организовать на ЭВМ систему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам, позволяющая сразу мно- гим владельцам ставшим абонентами такой сис- темы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО —
это специфическая информационно-поисковая систе- ма, снабженная средствами телекоммуникации. К этому же типу относятся и программы, используемые круп- ными региональными и глобальными сетями телеком- муникации для обслуживания абонентов. Иногда про- грамма связи может позволять и выполнять функции несложной ЭДО.
С помощью программы связи вы можете связаться либо в синхронном режиме в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после того, как она отправлена первым участником) с ЭВМ,
на которой в этот момент загружена своя программа связи (не обязательно та же самая), либо в асинхрон- ном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию.
Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, что- бы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, боль- шинство из них допускает синхронный диалог с опера- тором ЭДО.
143


ЭДО может иметь собственные программные сред- ства обеспечения связи или использовать внешнюю программу связи. В любом случае она устроена так, что вы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкретной ЭДО
имеет свои особенности, но, как правило, при пер- вичном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое время, чтобы ознакомиться с ее возможнос- тями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальнейшая работа абонен- та, как правило, требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют доволь- но серьезные услуги бесплатно. Однако следует учесть,
что действительно интересные услуги (доступ к данных, копирование сложных программ) практичес- ки всегда
Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, называется телекоммуникационной сетью,
или (такой термин прижился в последнее время) про- вайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как прави- ло, сети обеспечивают своим абонентам возможность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже не говорят об ЭДО, а говорят о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в соб- ственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжающих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии та- ких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Оте- чественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому хорошим тоном будет предваритель- ная договоренность с «хозяином» ЭДО о способах ее использования.
Редко применяются в отечественной практике школьного образования технически более сложные ва- рианты телекоммуникационных систем: непосредствен- ная передача сигналов через спутник или передача ин- формации по выделенным телефонным каналам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не ме- нее, нужно представлять себе, что такие системы воз- можны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы.
144

Сеть Интернет
Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению такой уникальной сети, как Интернет. В России выбор провайдеров Ин- тернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени со- ответствует запросам и возможностям каждого конкрет- ного абонента.
Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользовате- лей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP).
Прообразом Интернет была экспериментальная сеть
Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет рас- пространена по всему миру и ее пользователями уже ста- ли более 40 млн человек.
Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. При работе в автономном режиме «перекачка информации» из сети проводится автоматически специальными программами без вмешательства абонента, который заранее описыва- ет, какие операции ему требуется осуществить. Такой режим позволяет очень экономно использовать время нахождения в сети, если телефонное соединение не яв- ляется постоянным. Диалоговый режим требует янного участия абонента в управлении поиском инфор- мации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном ре- жиме.
Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития на- мечается возврат к основным идеям этого режима уже после того, как диалоговый режим получил очень мощ- ное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста.
Приведем описание понятия «активный канал» из ру- ководства к программе просмотра Web — Интернет
Explorer 4.O.
«Активные каналы — это серверы Web, специально разработанные с учетом одной из самых современных программ просмотра Web — Интернет Explorer 4.0 (IE
145