Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.0). Эти серверы используют новые особенности про- граммы Интернет Explorer, чтобы дать вам более широ- кие и быстрые возможности доступа к Web.
Активные каналы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режи- ме.
можно настроить избранные вами актив- ные каналы таким образом, что их загрузка на вашу
ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их про- сматривать без подключения к Интернет».
Аналогичный подход еще ранее приняла компания
Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, имею- щего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположе- ны интересующие его страницы — на его собственной машине, или на другом конце Земли, — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незначительная (10 —
30 секунд) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима ра- боты, IE4.0 сразу же включит программу подключения к ресурсам сети.
В настоящее время наиболее используемыми служба- ми автономного режима обычно являются электронная почта и телеконференции. В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет — все- мирная паутина (WWW, World Wide Web), некоторое применение пока еще находит FTP — (File Transfer
Protocol), но фактически он включен в WWW в каче- стве подсистемы и потерял самостоятельное значение.
Разнообразие программ поиска информации в сетях,
существовавшее еще несколько лет назад, также исчеза- ет, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной составной частью. В Интернет вы- делились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам.
За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению КТК.
Если прежде для КТК писали специальные программы с особыми пользовательскими свойствами и функциями —
СФ (что означало, в свою очередь, наличие у них особых дидактических СФ, отличных от СФ обычных автоном- ных программ), то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями фирмы
146
Майкрософт, позволивший естественным способом включить КТК в СФ большинства распростра- ненных прикладных программ
Такая ситуа- ция означает, что, с одной стороны, СФ КТК теряют свое особое положение, сливаются с СФ других средств
НИТ, с другой же стороны, СФ собственно КТК стано- вятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические СФ КТК,
сводила их практически только к разным видам обмена почтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обучения), то теперь только от уровня обеспе- ченности школы современными средствами КТК зави- сит, превратится ли какой-то конкретный проект, про- водимый в школе с применением СНИТ, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной дея- тельности с применением КТК, как сетевые публикации.
Практически любой результат, полученный учащимся в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считан- ные минуты может быть опубликован в сети Интернет. В
результате отпадает потребность в довольно трудоемком процессе установления контактов с партнерами, поиска электронной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная дея- тельность с применением СНИТ теперь может не про- сто считаться, но и реально быть сетевой. Эта новая си- туация (значительно упрощающая работу педагога, но тем не менее усложняющая задачу педагога-исследова- теля) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических СФ КТК, чтобы избежать смешения СФ
КТК с СФ СНИТ в целом. Эти СФ будут проанализиро- ваны далее.
Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возмож-
ности КТК, для краткости используя одно понятие: IP-подключение.
Это понятие (см. приложение 1) означает, строго говоря, только при-
меняемый протокол обмена информацией, и сам по себе никак не
теризует применяемых программных средств отображения информации
на ПЭВМ абонента, поэтому понятие IP-подключения, конечно, совер-
шенно ничего не говорит исследователю о СФ (в том числе и дидакти-
ческих) применяемых средств КТК. Реальные СФ определяются применя-
емыми программами поиска и отображения сетевой информации.
147
На уроке ученики вам задают вопрос: «Все слышали о гло- бальной сети Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуникации вы знаете»?
17. Особенности применения компьютер-
ных телекоммуникаций в образовании. Перспективы
развития
На этом занятии вы узнаете о новых возможностях,
предоставляемых компьютерными телекоммуникаци- ями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе.
Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся,
вносить изменения непосредственно в полученный мате- риал. Таким образом, учебный текст становится одновре- менно рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост- раняемым в сетях учебным материалам: можно выб- рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино- клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин- форматизации офиса, распространяемый фирмой
«Майкрософт», так что, приобретая такой пакет,
школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа- ция: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала.
Поэтому важно, чтобы обучающиеся использованием
КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 — 11-м классе,
как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст,
сделав его более личностным. Он может самостоятельно
148
пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст- рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу- менты, выстраивая их в определенную логику доказа- тельности, отражающую его собственную точку зрения,
образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно- го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри- вается как автономный вид обучения, противопоставля- емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо- ты с разнообразными программами, программы для ра- боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт- ными прикладными программами (офисными приложе- ниями) в плане унификации (графического) интер- фейса пользователя. В результате учебные курсы, со- зданные для автоматизации традиционного обучения,
относительно легко переносятся на дистанционное обу- чение.
Мультимедийность создает психологические мо- менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак- ций учащегося: например, подведение итогов или вы- дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело- дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под- готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог- раничения для вытекающие из технической природы используемых для передачи ин- формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для щкол в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает- ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа- ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли- мыми в ближайшие 5 лет.
149
образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно- го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри- вается как автономный вид обучения, противопоставля- емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо- ты с разнообразными программами, программы для ра- боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт- ными прикладными программами (офисными приложе- ниями) в плане унификации (графического) интер- фейса пользователя. В результате учебные курсы, со- зданные для автоматизации традиционного обучения,
относительно легко переносятся на дистанционное обу- чение.
Мультимедийность создает психологические мо- менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак- ций учащегося: например, подведение итогов или вы- дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело- дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под- готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог- раничения для вытекающие из технической природы используемых для передачи ин- формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для щкол в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает- ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа- ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли- мыми в ближайшие 5 лет.
149
Перспективы развития компьютерных телеком-
муникаций
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова- ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме- дийной Интернет в школе.
С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности»
и адресности подачи информации, переход от разроз- ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно- образную и чрезвычайно богатую содержательно ин- формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения»,
«образование». Такой подход в какой-то мере объясня- ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер- нет, недостаточно эффективны, выдают много доку- ментов, не имеющих отношения к что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на- дежным системам иерархической классификации доку- ментов, имеющихся в громадных информационных за- лежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности работающих на ПЭВМ абонента,
что допускается современными мощными машинами. В
результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийности перекладываются на машину абонен- та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор- мации и позволяет создавать очень богатые изобрази- тельными элементами и структурно сложные мультиме- дийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми- тельно и сдерживается в основном плохим качеством те- лефонных линий.
Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов,
следует отметить, что многие достаточно сложные па- кеты программ распространяются условно бесплатно
(FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.
150
Загрузка крупных пакетов программ может занять не- сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу- чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль- ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис- пользовать ее в течение некоторого времени (как пра- вило, не более 30 дней), после чего предполагается,
что абонент должен либо заплатить сравнительно не- большой регистрационный взнос и получить програм- му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль- шое количество так называемых демо-версий про- грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото- рых программа не представляет для абонента реально- го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы.
Демо-версии, как правило, можно свободно распрост- ранять и использовать, они рассматриваются как рек- лама продукции.
Эти три основных направления распространения про- грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз- виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме- тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Конечно, условно бесплатное распространение про- грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо- ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре- менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.
Вы хотите провести телекоммуникационный проект с аме- риканским учителем, а ответственный за кабинет информа- тики в вашей школе не увлекся преподает их только в рамках программы «от сих до сих». Как помочь ему разоб- раться с вопросом: КТК в классе дают новые возможности или повышают эффективность старых методов преподава- ния? (При обсуждении в группе обязательно дайте одному из самых способных учащихся роль учителя-ретрограда: ка-
151
кие опасности он сможет рассмотреть в «блестящем проек- те»? Не забудьте, что правильно поставить проблему — это наполовину решить ее, а не увидеть проблемы — значит полу- чить псевдорешение.)
2. В школе имеется компьютерный класс с современными компьютерами. Представитель фирмы предлагает вам купить модем стоимостью $80. Какие аргументы вы используете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие зат- раты? (При обсуждении в группе пусть 2 студента реклами- руют: один — дешевый низкоскоростной модем, а второй —
современный. Кто-то должен играть роль директора-энтузи- аста или осторожного консерватора, но, конечно, умеющего считать деньги.)
3. Какие способы получения условно-бесплатных программ для своего класса с помощью Интернет вы можете предло- жить?
2. В школе имеется компьютерный класс с современными компьютерами. Представитель фирмы предлагает вам купить модем стоимостью $80. Какие аргументы вы используете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие зат- раты? (При обсуждении в группе пусть 2 студента реклами- руют: один — дешевый низкоскоростной модем, а второй —
современный. Кто-то должен играть роль директора-энтузи- аста или осторожного консерватора, но, конечно, умеющего считать деньги.)
3. Какие способы получения условно-бесплатных программ для своего класса с помощью Интернет вы можете предло- жить?
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
18. Дидактические свойства компьютер-
ных телекоммуникаций
На этом занятии:
вы научитесь анализировать современные сред- ства новых информационных технологий с точки зре- ния перспективы использования их для образова- тельных целей;
на примере компьютерных телекоммуникаций вы определите три группы дидактических свойств (в за- висимости от способа подключения к сети Интер- нет).
Отличаясь высокой степенью ком- пьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, т.е. среды,
используемой для решения различных дидактических за- дач (например, познавательных, информационных,
культурологических и др.).
Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо инди- видуального обучения и самообучения. Помимо этого,
данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется определенными свой- ствами:
возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления резуль- татов работы с последующей публикацией;
153
наличием условий для развития творческого мышления;
условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллектив- ный и процесс;
концентрацией внимания всех участников взаимодей- ствия посредством сети на самой информации (напри- тексте сообщения электронной почты), а не на внешних личных атрибутах автора (возрасте, одежде, на- циональности и пр.);
условиями для создания «виртуального класса», расши- рения возможностей группового и проектного обучения.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения (в том числе и телекоммуникаций) в дидактике понимаются природные, технические каче- ства объекта, т.е. те его стороны, которые можно ис- пользовать с дидактическими целями в учебно-воспита- тельном процессе. И действительно, обладая определен- ными техническими качествами, компьютерные теле- коммуникации могут найти различное применение в та- ких сферах деятельности человека, как, например, бан- ковское дело, журналистика, научные исследования и др. Однако мы рассмотрим только те из технических свойств компьютерных телекоммуникаций, которые могут оказаться полезными для целей образования. По- этому мы говорим не вообще о свойствах телекоммуни- каций, а только об их дидактических свойствах.
Для дидактических свойств современных компьютерных телекоммуникаций их можно разделить на три основные группы в соответствии с технической организацией сетевой среды, о чем говорилось в преды- дущем разделе (и что в целом совпадает с тремя наибо- лее распространенными в настоящее время способами подключения пользователей к телекоммуникационной сети Интернет, а следовательно, с тремя «уровнями возможностей» доступа к ее информационным ресур- сам).
Дидактические свойства в режи- ме асинхронной почтовой связи.
Передача текстовой или бинарной информации одно- му (нескольким, всем без исключения) пользователю.
154
условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллектив- ный и процесс;
концентрацией внимания всех участников взаимодей- ствия посредством сети на самой информации (напри- тексте сообщения электронной почты), а не на внешних личных атрибутах автора (возрасте, одежде, на- циональности и пр.);
условиями для создания «виртуального класса», расши- рения возможностей группового и проектного обучения.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения (в том числе и телекоммуникаций) в дидактике понимаются природные, технические каче- ства объекта, т.е. те его стороны, которые можно ис- пользовать с дидактическими целями в учебно-воспита- тельном процессе. И действительно, обладая определен- ными техническими качествами, компьютерные теле- коммуникации могут найти различное применение в та- ких сферах деятельности человека, как, например, бан- ковское дело, журналистика, научные исследования и др. Однако мы рассмотрим только те из технических свойств компьютерных телекоммуникаций, которые могут оказаться полезными для целей образования. По- этому мы говорим не вообще о свойствах телекоммуни- каций, а только об их дидактических свойствах.
Для дидактических свойств современных компьютерных телекоммуникаций их можно разделить на три основные группы в соответствии с технической организацией сетевой среды, о чем говорилось в преды- дущем разделе (и что в целом совпадает с тремя наибо- лее распространенными в настоящее время способами подключения пользователей к телекоммуникационной сети Интернет, а следовательно, с тремя «уровнями возможностей» доступа к ее информационным ресур- сам).
Дидактические свойства в режи- ме асинхронной почтовой связи.
Передача текстовой или бинарной информации одно- му (нескольким, всем без исключения) пользователю.
154