Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,
В, С), но не ниже базового, в зависимости от его спо- собностей и индивидуальных особенностей личности,
при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом,
творческому его применению.
Какие другие виды педагогических технологий, кроме обу- чения в можно отнести к гуманистическому направлению в педагогике?
2. Какое обучение можно считать личностно-ориентирован-
На какие свойства личности такое обучение должно ориентироваться?
3. Что понимается в дидактике под дифференцированным обу- чением? Что такое «внутренняя» и «внешняя» дифференциация?
4. Какие виды дифференциации вы знаете? Какие виды диф- ференциации лежат в основе разноуровневого обучения?
5. Что понимается под разноуровневым обучением?
Творческое задание
Попробуйте смоделировать обучение по принципам открытого образования, индивидуального стиля обуче- ния. Образуйте группу в 5 — 6 человек. Пусть два-три сту- дента будут «учениками», 2 студента будут исполнять роль учителя и его ассистента. Организуйте деятельность
«учащихся» в соответствии с принципами той или иной технологии. Составьте в соответствии с этим план дея- тельности «учащихся» на день, на неделю. Обменяйтесь мнениями по поводу возможной эффективности разра- ботанной вами модели.
2. Обсудите в своей группе все плюсы и минусы раз- ных видов дифференциации обучения и предложите соб- ственное аргументированное решение проблемы. Что, с вашей точки зрения, необходимо, чтобы организовать разноуровневое обучение и насколько это целесообраз- но? Ваши «за» и «против»?
3. Представьте себе, что ваша дочь интересуется био- логией. Она учится в 9 классе и уже решила, что будет
126
В, С), но не ниже базового, в зависимости от его спо- собностей и индивидуальных особенностей личности,
при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом,
творческому его применению.
Какие другие виды педагогических технологий, кроме обу- чения в можно отнести к гуманистическому направлению в педагогике?
2. Какое обучение можно считать личностно-ориентирован-
На какие свойства личности такое обучение должно ориентироваться?
3. Что понимается в дидактике под дифференцированным обу- чением? Что такое «внутренняя» и «внешняя» дифференциация?
4. Какие виды дифференциации вы знаете? Какие виды диф- ференциации лежат в основе разноуровневого обучения?
5. Что понимается под разноуровневым обучением?
Творческое задание
Попробуйте смоделировать обучение по принципам открытого образования, индивидуального стиля обуче- ния. Образуйте группу в 5 — 6 человек. Пусть два-три сту- дента будут «учениками», 2 студента будут исполнять роль учителя и его ассистента. Организуйте деятельность
«учащихся» в соответствии с принципами той или иной технологии. Составьте в соответствии с этим план дея- тельности «учащихся» на день, на неделю. Обменяйтесь мнениями по поводу возможной эффективности разра- ботанной вами модели.
2. Обсудите в своей группе все плюсы и минусы раз- ных видов дифференциации обучения и предложите соб- ственное аргументированное решение проблемы. Что, с вашей точки зрения, необходимо, чтобы организовать разноуровневое обучение и насколько это целесообраз- но? Ваши «за» и «против»?
3. Представьте себе, что ваша дочь интересуется био- логией. Она учится в 9 классе и уже решила, что будет
126
поступать на биофак в МГУ. Однако ей очень трудно да- ются иностранный язык и математика. Какую модель обучения вы бы выбрали для нее?
12. Условия организации
разноуровневого обучения
На этом занятии мы рассмотрим условия успеш- ной организации разноуровневого обучения. Вполне что организация учебно-воспитательного процесса в рамках любой концепции требует тща- тельной подготовительной работы в соответствии с принятыми для данной концепции принципами. Нам предстоит рассмотреть эти принципы и условия, при которых разноуровневое обучение так, как мы его оп- ределили в нашей книге, будет эффективным и оп- равдает затраченные на него усилия.
на данном занятии вам предстоит:
познакомиться с основными принципами, положе- ниями разноуровневого обучения;
рассмотреть условия подготовки разноуровневого обучения в школе, гимназии, лицее;
познакомиться с опытом организации и проведе- ния разноуровневого обучения в одной из московских школ и гимназий.
На прошлом занятии мы определили, что понимаем под разноуровневым обучением и какой вид дифферен- циации обучения лежит в основе организации данной педагогической технологии. Рассмотрим теперь в общих чертах эту технологию.
Итак, отправным моментом, определившим наше ре- шение организовать разноуровневое обучение в школе,
гимназии, лицее явилось намерение предоставить шанс
каждому ученику, организовать обучение таким образом,
чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внут- ренняя, но и внешняя. Именно поэтому мы обратились к обучению на разных уровнях продвинутости программного материала. С этой целью мы предоставляем учащимся воз- можность по некоторым предметам обучаться в группах примерно равной подготовки, равных способностей по
127
12. Условия организации
разноуровневого обучения
На этом занятии мы рассмотрим условия успеш- ной организации разноуровневого обучения. Вполне что организация учебно-воспитательного процесса в рамках любой концепции требует тща- тельной подготовительной работы в соответствии с принятыми для данной концепции принципами. Нам предстоит рассмотреть эти принципы и условия, при которых разноуровневое обучение так, как мы его оп- ределили в нашей книге, будет эффективным и оп- равдает затраченные на него усилия.
на данном занятии вам предстоит:
познакомиться с основными принципами, положе- ниями разноуровневого обучения;
рассмотреть условия подготовки разноуровневого обучения в школе, гимназии, лицее;
познакомиться с опытом организации и проведе- ния разноуровневого обучения в одной из московских школ и гимназий.
На прошлом занятии мы определили, что понимаем под разноуровневым обучением и какой вид дифферен- циации обучения лежит в основе организации данной педагогической технологии. Рассмотрим теперь в общих чертах эту технологию.
Итак, отправным моментом, определившим наше ре- шение организовать разноуровневое обучение в школе,
гимназии, лицее явилось намерение предоставить шанс
каждому ученику, организовать обучение таким образом,
чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внут- ренняя, но и внешняя. Именно поэтому мы обратились к обучению на разных уровнях продвинутости программного материала. С этой целью мы предоставляем учащимся воз- можность по некоторым предметам обучаться в группах примерно равной подготовки, равных способностей по
127
данному предмету. Предположим, что в какой-то школе,
гимназии, лицее некоторые учащиеся 8 классов проявили свои способности в области математики и физики и жела- ют совершенствовать их с тем, чтобы подготовиться к по- ступлению в МГУ. Другие ученики, тоже не без способнос- тей по тем же предметам, определили для себя ориента- цию на высшее техническое образование. Третьи поняли,
что эти предметы им даются достаточно трудно и их инте- ресы лежат в русле гуманитарных дисциплин — иностран- ные языки, филология, история и др. Таким образом, оп- ределяются три группы с ориентацией на разный уровень владения материалом.
Как им всем помочь?
Сначала нужно, естественно, проверить, насколько са- мооценка ребят соответствует их истинным возможностям.
Именно с этой целью проводится предварительное тести- рование по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования, а также ан- кетирования, бесед с классным руководителем, родителя- ми и, конечно, с самими учащимися, формируем группы
С, В, А. Последняя группа отражает базовый уровень. В
этой группе ребята будут заниматься по программам, раз- работанным по базовому уровню, в соответствии с требо- ваниями образовательного стандарта. Здесь все ясно. Ребята,
которые не имеют склонности к математике, должны оси- лить базовый уровень. Другие должны работать по програм- мам выше базового. Но насколько? В чем и каким образом должно идти усложнение программы? Вот первый вопрос,
который возникает при попытке организовать разноуров- невое обучение. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается гимназий и лицеев, нацеленных на подготов- ку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Далее возникает проблема требований к уровню вла- дения изучаемым материалом. В группах А все ясно —
требования разработаны в государственном стандарте.
А как быть с группами В и С? Это вторая проблема.
Мы уже говорили, что учащиеся и в этих группах все- таки разные. Различия определяются не только в уровне подготовки по данному предмету, но и в особенностях психического развития, в типологических чертах характера.
Исходя из такого понимания разноуровневого обуче- ния, мы предположили, что группа учащихся с
128
гимназии, лицее некоторые учащиеся 8 классов проявили свои способности в области математики и физики и жела- ют совершенствовать их с тем, чтобы подготовиться к по- ступлению в МГУ. Другие ученики, тоже не без способнос- тей по тем же предметам, определили для себя ориента- цию на высшее техническое образование. Третьи поняли,
что эти предметы им даются достаточно трудно и их инте- ресы лежат в русле гуманитарных дисциплин — иностран- ные языки, филология, история и др. Таким образом, оп- ределяются три группы с ориентацией на разный уровень владения материалом.
Как им всем помочь?
Сначала нужно, естественно, проверить, насколько са- мооценка ребят соответствует их истинным возможностям.
Именно с этой целью проводится предварительное тести- рование по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования, а также ан- кетирования, бесед с классным руководителем, родителя- ми и, конечно, с самими учащимися, формируем группы
С, В, А. Последняя группа отражает базовый уровень. В
этой группе ребята будут заниматься по программам, раз- работанным по базовому уровню, в соответствии с требо- ваниями образовательного стандарта. Здесь все ясно. Ребята,
которые не имеют склонности к математике, должны оси- лить базовый уровень. Другие должны работать по програм- мам выше базового. Но насколько? В чем и каким образом должно идти усложнение программы? Вот первый вопрос,
который возникает при попытке организовать разноуров- невое обучение. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается гимназий и лицеев, нацеленных на подготов- ку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Далее возникает проблема требований к уровню вла- дения изучаемым материалом. В группах А все ясно —
требования разработаны в государственном стандарте.
А как быть с группами В и С? Это вторая проблема.
Мы уже говорили, что учащиеся и в этих группах все- таки разные. Различия определяются не только в уровне подготовки по данному предмету, но и в особенностях психического развития, в типологических чертах характера.
Исходя из такого понимания разноуровневого обуче- ния, мы предположили, что группа учащихся с
128
вой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и
мотивацией, занимающихся вместе, будет чувствовать
себя более комфортно.
Однако для организации разноуровневого обучения не- обходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения для групп В
и С, а также сформулировать четкие требования к знани- ям, умениям и навыкам по разделу и теме про- граммы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям, которые предъяв- ляются на вступительных экзаменах в МГУ, некоторых других престижных вузах (группа С), в технических вузах широкого профиля, других учебных заведениях (группа В).
Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов. Как видим, требует- ся достаточно большая и сложная подготовительная рабо- та, которая выполняется, как правило, в гимназиях и ли- цеях на предметных кафедрах. К сожалению, в нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень усвоения в от- личие, например, от образовательных стандартов, приня- тых в Великобритании. Там образовательный стандарт по каждому предмету рассчитан не на класс, а на возраст учащихся, включающий два года (например, для детей
7 лет, 8 — 9 лет и т.д.). При этом предусмотрены три уровня владения материалом: А, В, С. Ученик имеет воз- можность разные предметы усваивать на разном уровне в течение двух лет. Наш стандарт рассчитан на каждый год
(класс) для всех учащихся и при этом предусматривается лишь один уровень — базовый. Разноуровневое обучение и дает возможность обойти заложенную в стандарте усред- ненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
При таком обучении учащиеся приобретают и боль- шую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им большую часть вни- мания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень. В груп- пах, подобранных таким образом, создаются более благо- приятные условия для равномерного продвижения с уче- том уже индивидуальных особенностей учащихся. Исполь- зование описываемых здесь
5 Заказ 646 129
технологий позволяет и в этом случае каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной дея- тельности на уроке, осмысливать новый материал с по- мощью своих товарищей, самостоятельно применять по- лученные знания. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в техноло- гии сотрудничества, позволяет систематически отслежи- вать темп продвижения каждого ученика. Сам ученик,
принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Обратимся теперь к опыту УВК № 326,
разно- уровневое обучение в описанной нами интерпретации используется уже в течение четырех лет. Аналогичный опыт существует и в московской гимназии №
Вот как описывает опыт УВК завуч школы канд. пед. наук
Опыт организации
разноуровневого обучения в УВК № 326
— Прежде всего следует сказать, что в нашей школе частично отказались от классно-урочной системы и вве- ли разноуровневое обучение в параллелях по основным дисциплинам: математике, русскому и литературе, иност- ранному, физике, информатике. Для этого мы изменили организацию дня и принципы составления расписания:
параллели 7, 8, 9 и т.д. классов имеют один из вышеназванных предметов и каждый учащийся идет к своему преподавателю в соответствии с выбранным уровнем. Таким образом, один ученик на урок математи- ки идет в группу А, а на урок иностранного языка может идти в группу В или С.
Введение такой организации учебного процесса при- вело к необходимости: разработки четких требований к каждому уровню по каждому предмету, исходя из целей обучения; разработки критериев отбора учащихся в соот- ветствующий уровень.
Разработка четких требований к знаниям, умениям и навыкам велась методическими объединениями в тече- ние целого года. Готовых рецептов здесь нет. Многое за- висит от специфики школы и конечных целей обучения. В
качестве примера можно привести Минимальные требо-
130
принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Обратимся теперь к опыту УВК № 326,
разно- уровневое обучение в описанной нами интерпретации используется уже в течение четырех лет. Аналогичный опыт существует и в московской гимназии №
Вот как описывает опыт УВК завуч школы канд. пед. наук
Опыт организации
разноуровневого обучения в УВК № 326
— Прежде всего следует сказать, что в нашей школе частично отказались от классно-урочной системы и вве- ли разноуровневое обучение в параллелях по основным дисциплинам: математике, русскому и литературе, иност- ранному, физике, информатике. Для этого мы изменили организацию дня и принципы составления расписания:
параллели 7, 8, 9 и т.д. классов имеют один из вышеназванных предметов и каждый учащийся идет к своему преподавателю в соответствии с выбранным уровнем. Таким образом, один ученик на урок математи- ки идет в группу А, а на урок иностранного языка может идти в группу В или С.
Введение такой организации учебного процесса при- вело к необходимости: разработки четких требований к каждому уровню по каждому предмету, исходя из целей обучения; разработки критериев отбора учащихся в соот- ветствующий уровень.
Разработка четких требований к знаниям, умениям и навыкам велась методическими объединениями в тече- ние целого года. Готовых рецептов здесь нет. Многое за- висит от специфики школы и конечных целей обучения. В
качестве примера можно привести Минимальные требо-
130
вания по говорению, аудированию, чтению, а также по грамматике и техническому переводу, разработанные ме- тодическим объединением учителей английского языка
УВК № 326 (см П р и л о ж е н и е 1). Требования к зна- ниям, умениям, навыкам (группа А) основаны на госу- дарственном стандарте образования по английскому языку. Специфика школы отражена здесь минимально.
Требования к знаниям, умениям, навыкам (продвину- того) уровня (группа В) отражают задачи конкретного учебного заведения, которое специализируется в ком- пьютерных технологиях, где необходимы навыки техни- ческого перевода, основанные на понимании граммати- ческой структуры языка. В дополнение к этим требова- ниям на основе образовательного стандарта были разра- ботаны требования содержательного характера по каж- дому из вышеперечисленных аспектов языка и видов речевой деятельности, а также способы контроля за их выполнением.
Что касается критериев отбора учащихся в тот или иной уровень, то первым критерием явились результаты тестирования на знание базового материала. Вторым —
желание самих учащихся. Третьим — рекомендации пси- холога. Поскольку тематически материал, изучающийся в
разных группах, идентичен, возражений со стороны ро- дителей не последовало. Тем более что переход из уровня в уровень возможен по желанию самого учаще- гося и соответствующим четвертным оценкам. Возмож- ность изучать материал на более сложном уровне явно повысила мотивацию к получению высоких оценок на зачетах, т.е. к получению более твердых знаний на сво- ем уровне.
Другой проблемой, с которой столкнулась админист- рация школы при создании условий для введения разно- уровневого обучения, оказалось нежелание учителей рас- ставаться с привычными понятиями и устоявшейся в их жизни практикой организации обучения на уроках.
Введение зачетной системы и отсутствие ежедневного контроля (т.е. возможности ежедневно ставить двойки и пятерки — метод «кнута и пряника») привело к необхо- димости формировать не внешнюю, а внутреннюю моти- вацию к учебе, что означает поиск новых форм и мето- дов вовлечения учащихся в активную учебную деятель- ность, создания особой, «обучающей» среды.
5*
131
УВК № 326 (см П р и л о ж е н и е 1). Требования к зна- ниям, умениям, навыкам (группа А) основаны на госу- дарственном стандарте образования по английскому языку. Специфика школы отражена здесь минимально.
Требования к знаниям, умениям, навыкам (продвину- того) уровня (группа В) отражают задачи конкретного учебного заведения, которое специализируется в ком- пьютерных технологиях, где необходимы навыки техни- ческого перевода, основанные на понимании граммати- ческой структуры языка. В дополнение к этим требова- ниям на основе образовательного стандарта были разра- ботаны требования содержательного характера по каж- дому из вышеперечисленных аспектов языка и видов речевой деятельности, а также способы контроля за их выполнением.
Что касается критериев отбора учащихся в тот или иной уровень, то первым критерием явились результаты тестирования на знание базового материала. Вторым —
желание самих учащихся. Третьим — рекомендации пси- холога. Поскольку тематически материал, изучающийся в
разных группах, идентичен, возражений со стороны ро- дителей не последовало. Тем более что переход из уровня в уровень возможен по желанию самого учаще- гося и соответствующим четвертным оценкам. Возмож- ность изучать материал на более сложном уровне явно повысила мотивацию к получению высоких оценок на зачетах, т.е. к получению более твердых знаний на сво- ем уровне.
Другой проблемой, с которой столкнулась админист- рация школы при создании условий для введения разно- уровневого обучения, оказалось нежелание учителей рас- ставаться с привычными понятиями и устоявшейся в их жизни практикой организации обучения на уроках.
Введение зачетной системы и отсутствие ежедневного контроля (т.е. возможности ежедневно ставить двойки и пятерки — метод «кнута и пряника») привело к необхо- димости формировать не внешнюю, а внутреннюю моти- вацию к учебе, что означает поиск новых форм и мето- дов вовлечения учащихся в активную учебную деятель- ность, создания особой, «обучающей» среды.
5*
131
Кроме того, учителя неохотно восприняли необходи- мость синхронизации прохождения материала со свои- ми коллегами по группам, отработку иден- тичных форм контроля. Некоторых не устраивало боль- шее количество подготовок, а также необходимость из- менения психологической атмосферы в классе на более доброжелательную и дружественную со стороны учите- ля. Не всем удалось быстро войти в процесс поиска если не новых, то других педагогических технологий, и т.д.
Таким образом, одним из основных условий органи- зации разноуровневого обучения является коллектив ме- тодически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию образовательной программы данного учебного заведения.
Надо сказать, что каких-либо специальных исследо- ваний эффективности разноуровневого обучения в УВК
№ 326 не проводилось. Однако анализ результатов экза- менационных и контрольных работ по алгебре и геомет- рии девятиклассников 1995 года (традиционные классы)
и 1997 года (разноуровневые группы) показал рост каче- ства учащихся приблизительно на
Государственные испытания по алгебре, геометрии, ли- тературе и иностранному языку в 9 и 11 классах в 1997
году показали качества в разно- уровневых группах, в то время как эти же преподаватели в традиционных классах в 1994/95 учебном году показы- вали только
Какая подготовительная работа требуется при организа- ции разноуровневого обучения?
2. Каким образом организуется разноуровневое обучение по потокам?
Творческое задание
Выберите с коллегами по группе любой вопрос про- граммы по любому предмету и попробуйте подготовить его для обучения по уровням А, В, С. Прежде всего вам придется обратиться к стандарту образования по этому предмету или действующей программе, чтобы опреде-
132
лить базовый уровень. Затем попробуйте определить по тому же вопросу программы параметры усложнения это- го материала (дать дополнительный материал или услож- нить задания), придать ему творческие задания разного уровня сложности и т.д.
Далее подумайте над требований к уровню владения этим материалом в группах С и В. Нако- нец, придется отобрать адекватные этим требованиям те- сты по каждому из выдвинутых требований и критерии оценки эффективности достигнутых результатов.
Обсудите ваши предложения в группе, аргументируя свою точку зрения.
Далее подумайте над требований к уровню владения этим материалом в группах С и В. Нако- нец, придется отобрать адекватные этим требованиям те- сты по каждому из выдвинутых требований и критерии оценки эффективности достигнутых результатов.
Обсудите ваши предложения в группе, аргументируя свою точку зрения.
Часть II
КОМПЬЮТЕРНЫЕ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14
Глава
ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
13. Что мы называем телекоммуникациями
На этом занятии:
вы познакомитесь с основными понятиями теле- коммуникации вообще и компьютерной телекоммуни- кации как ее приобретающей в после- днее время огромное значение для современного технического и социального прогресса;
познакомитесь с основными понятиями информа- тики, необходимыми для профессиональной деятель- ности с использованием возможностей Интернет.
Мы не будем повторять здесь азов истории инфор- матики, которые можно найти в соответствующем учебнике для средней школы, полагаясь на ваши зна- ния основных понятий. Те, кому кажется, что без них можно обойтись, могут обратиться к словарику основ- ных понятий в конце книги.
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона,
телеграфа, радио, телевидения и
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях,
чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хра- нение информации компьютерными средствами (с по-
134
мощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком- пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при- ем информации в КТК могут быть прямыми — с ком- пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова- телями.
Синхронная телекоммуникационная связь. В этом слу- чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен- ных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со- общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра- тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед- шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере- сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери- одическая печать. Общаться между собой по электрон- ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол- ках планеты.
Электронная почта используется для пересылки тек- стовых сообщений или файлов (содержащих компьютер- ную программу, графическое изображение, обработан-
135
Синхронная телекоммуникационная связь. В этом слу- чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен- ных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со- общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра- тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед- шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере- сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери- одическая печать. Общаться между собой по электрон- ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол- ках планеты.
Электронная почта используется для пересылки тек- стовых сообщений или файлов (содержащих компьютер- ную программу, графическое изображение, обработан-
135