Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ
ПРОЕКТЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ
3 а н я т и е 20. Из опыта использования телекоммуни-
каций в России и за рубежом
На этом занятии:
вы получите представление о том, что такое учеб- ный телекоммуникационный проект. Вы сможете при- менить полученные знания в области проектной ме- тодики и обучения в сотрудничестве, поскольку в ос- нове телекоммуникационного проекта заложены те же самые методические подходы;
новым для вас будет изучение той учебно-техно- логической среды, на фоне которой разворачиваются телекоммуникационные проекты, а именно — теле- коммуникационная среда современной Интернет;
вы узнаете также, что такое телекоммуникацион- ный проект, чем он отличается от обычного проекта;
что должен учесть учитель при организации телеком- муникационных проектов, какими навыками и умения- ми должны обладать школьники;
вы познакомитесь с опытом использования теле- коммуникаций в учебном процессе в нашей стране и за рубежом. Разумеется, это будет весьма краткое описание опыта. Более подробно с таким опытом можно ознакомиться в сети Интернет.
Расширение международных контактов во всех облас- тях человеческой деятельности, более свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуника- ционной технологии создают принципиально новые ус- ловия для сферы образования. Работа с информационны- ми массивами, умение найти необходимую информа-
164
США, или провести поиск статьи, или найти самые све- жие новости, так как многие газеты помещают компью- терную версию завтрашнего номера в сети. Следует отме- тить, что большая часть информации даже в нацио- нальных сетях дается на английском языке, из-за чего проблема обучения иностранным языкам, английскому в частности, резко обострилась.
В этой книге мы остановимся только на втором направ- лении, связанном с новыми педагогическими технологи- ями: организацией и проведением совместных региональ- ных и международных телекоммуникационных проектов.
Далее рассмотрим специфические особенности именно телекоммуникационного проекта, которые отличают его от обычного проекта, проводимого в условиях класса,
школы.
Специфической особенностью телекоммуникацион- ного проекта является его межпредметность. В рамках ка- кого бы курса/предмета телекоммуникационный проект ни проводился, участникам приходится использовать знания из области информатики, родного, иностранного языков, литературы.
Что такое телекоммуникационный проект ?
Телекоммуникационные сети появились в начале 80-х годов и первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид свя- зи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в об- мене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные экспери- менты, в отличие от простой переписки специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогичес- кий результат. Наиболее эффективной оказалась органи- зация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной фор- мой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы пони- маем совместную учебно-познавательную, творческую или иг- ровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общие
166
Поскольку современная Интернет является действи- тельно всемирной сетью, объединяющей людей из раз- личных уголков мира, большая часть самостоятельно существующих телекоммуникационных проектов или более сложно устроенных образовательных телекомму- никационных программ носит международный характер и координируется какими-либо конкретными органи- зациями, научными или благотворительными фондами и
т.д.
Многие образовательные телекоммуникационные проекты, хорошо проработанные с дидактической, ме- тодической и организадионной стороны, заняли проч- ное место в учебном расписании тысяч школ по всему миру и могут по праву считаться классическими. К чис- лу таких проектов можно отнести проекты Националь- ного географического общества США
«Кислотные дожди», «Погода в действии» и др.). Все эти проекты проводятся в рамках виртуальной телеком- муникационной сети National Geographic Society Kids
Network, головной компьютер которой находится в учебно-методическом центре Географического общества
(NGS).
Проекты NGS ориентированы на учащихся 4-7 клас- сов средних школ и проводятся преимущественно на уроках естествознания. Их главной особенностью являет- ся , широкое использование исследовательских методов организации учебной деятельности учащихся, создание такой реальной учебной ситуации, когда учащийся дей- ствительно ощущает себя ученым-исследователем, а ре- зультаты своих исследований — значимыми и необходи- мыми для решения глобальных экологических проблем.
При выполнении любого из проектов NGS школы получают комплект учебных материалов, включающий специально подготовленные по каждой теме проекта учебные пособия для учащихся, методическое руко- водство для учителя (с общими комментариями по ме- тодике и подробным тематическим и поурочным пла- нированием). Кроме того, школы получают также дис- кеты с программой, совмещающей в себе определен- ные функции:
осуществление автоматического соединения с голов- ным компьютером NGS по имеющимся в школе каналам телекоммуникационной связи;
169
ПРОЕКТЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ
3 а н я т и е 20. Из опыта использования телекоммуни-
каций в России и за рубежом
На этом занятии:
вы получите представление о том, что такое учеб- ный телекоммуникационный проект. Вы сможете при- менить полученные знания в области проектной ме- тодики и обучения в сотрудничестве, поскольку в ос- нове телекоммуникационного проекта заложены те же самые методические подходы;
новым для вас будет изучение той учебно-техно- логической среды, на фоне которой разворачиваются телекоммуникационные проекты, а именно — теле- коммуникационная среда современной Интернет;
вы узнаете также, что такое телекоммуникацион- ный проект, чем он отличается от обычного проекта;
что должен учесть учитель при организации телеком- муникационных проектов, какими навыками и умения- ми должны обладать школьники;
вы познакомитесь с опытом использования теле- коммуникаций в учебном процессе в нашей стране и за рубежом. Разумеется, это будет весьма краткое описание опыта. Более подробно с таким опытом можно ознакомиться в сети Интернет.
Расширение международных контактов во всех облас- тях человеческой деятельности, более свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуника- ционной технологии создают принципиально новые ус- ловия для сферы образования. Работа с информационны- ми массивами, умение найти необходимую информа-
164
цию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания, как уже неоднократно упоминалось выше, становится одним из основных ви- дов самостоятельной познавательной деятельности уча- щихся в современных и будущих школах, вузах.
Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в
России за последние два-три года, относительная дос- тупность телекоммуникационных технологий для школ и высших учебных заведений в связи с появлением неком- мерческих сетей формирует учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования, а новые информационные техно- логии превратились в мощный инструмент изучения ок- ружающего мира.
Внедрение телекоммуникаций в образование идет в основном по четырем направлениям.
1. Информационное обеспечение систем образования
(создание в сетях баз данных, баз знаний, библиотек,
виртуальных мультимедийных клубов и пр.).
2. Совместная проектная деятельность в различных об- ластях знаний школьников, студентов, педагогов, науч- ных сотрудников.
3. Дистанционное обучение различных целевых на- различных форм и видов.
4. Свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.
Для эффективного пользования всеми предоставляе- мыми возможностями компьютерных телекоммуникаций необходимы соответствующие пользовательские навыки,
хотя бы начальные, поскольку опыт и умение приходят в процессе работы в сетях достаточно быстро. Для этих целей предусмотрен специальный раздел о телекомму- никациях в школьном курсе информатики и вычисли- тельной техники, а также специальный программно-ме- тодический комплекс.
Современные системы телекоммуникационных сетей дают возможность получить доступ к разнообразным ис- точникам информации, находящимся в разных точках мира. Например, любой российский студент-пользова- тель сети Гласнет может, не выходя из стен школы/вуза,
подобрать список литературы по интересующей его теме по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса
165
Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в
России за последние два-три года, относительная дос- тупность телекоммуникационных технологий для школ и высших учебных заведений в связи с появлением неком- мерческих сетей формирует учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования, а новые информационные техно- логии превратились в мощный инструмент изучения ок- ружающего мира.
Внедрение телекоммуникаций в образование идет в основном по четырем направлениям.
1. Информационное обеспечение систем образования
(создание в сетях баз данных, баз знаний, библиотек,
виртуальных мультимедийных клубов и пр.).
2. Совместная проектная деятельность в различных об- ластях знаний школьников, студентов, педагогов, науч- ных сотрудников.
3. Дистанционное обучение различных целевых на- различных форм и видов.
4. Свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.
Для эффективного пользования всеми предоставляе- мыми возможностями компьютерных телекоммуникаций необходимы соответствующие пользовательские навыки,
хотя бы начальные, поскольку опыт и умение приходят в процессе работы в сетях достаточно быстро. Для этих целей предусмотрен специальный раздел о телекомму- никациях в школьном курсе информатики и вычисли- тельной техники, а также специальный программно-ме- тодический комплекс.
Современные системы телекоммуникационных сетей дают возможность получить доступ к разнообразным ис- точникам информации, находящимся в разных точках мира. Например, любой российский студент-пользова- тель сети Гласнет может, не выходя из стен школы/вуза,
подобрать список литературы по интересующей его теме по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса
165
США, или провести поиск статьи, или найти самые све- жие новости, так как многие газеты помещают компью- терную версию завтрашнего номера в сети. Следует отме- тить, что большая часть информации даже в нацио- нальных сетях дается на английском языке, из-за чего проблема обучения иностранным языкам, английскому в частности, резко обострилась.
В этой книге мы остановимся только на втором направ- лении, связанном с новыми педагогическими технологи- ями: организацией и проведением совместных региональ- ных и международных телекоммуникационных проектов.
Далее рассмотрим специфические особенности именно телекоммуникационного проекта, которые отличают его от обычного проекта, проводимого в условиях класса,
школы.
Специфической особенностью телекоммуникацион- ного проекта является его межпредметность. В рамках ка- кого бы курса/предмета телекоммуникационный проект ни проводился, участникам приходится использовать знания из области информатики, родного, иностранного языков, литературы.
Что такое телекоммуникационный проект ?
Телекоммуникационные сети появились в начале 80-х годов и первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид свя- зи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в об- мене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные экспери- менты, в отличие от простой переписки специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогичес- кий результат. Наиболее эффективной оказалась органи- зация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной фор- мой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы пони- маем совместную учебно-познавательную, творческую или иг- ровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общие
166
проблему, цель, согласованные методы, способы деятельно- сти, направленные на достижение общего результата деятель- ности.
Специфика телекоммуникационных проектов заклю- чается, как уже говорилось, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекомму- никационном проекте, особенно международном, тре- буется, как правило, более глубокая интеграция зна- ния, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особен- ностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Международные проекты, которые проводятся на ан- глийском языке, включаются в структуру содержания обучения для данного класса и соотносятся с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выб- ранная тема для телекоммуникационного проекта впи- сывается органично в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школь- ной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует матери- алу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.
Тематика и содержание телекоммуникационных про- ектов должны быть такими, чтобы их выполнение совер- шенно естественно требовало привлечения свойств ком- пьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать харак- теру телекоммуникационных проектов. Как определить,
какие проекты могут быть наиболее эффективно выпол- нены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педаго- гически в тех случаях, когда в ходе их выполнения пре- дусматриваются множественные, систематические, разо- вые или длительные наблюдения, требующие сбора дан- ных в разных регионах для решения поставленной про- блемы, за тем или иным природным, физическим, со- циальным и другим явлением;
167
Специфика телекоммуникационных проектов заклю- чается, как уже говорилось, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекомму- никационном проекте, особенно международном, тре- буется, как правило, более глубокая интеграция зна- ния, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особен- ностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Международные проекты, которые проводятся на ан- глийском языке, включаются в структуру содержания обучения для данного класса и соотносятся с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выб- ранная тема для телекоммуникационного проекта впи- сывается органично в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школь- ной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует матери- алу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.
Тематика и содержание телекоммуникационных про- ектов должны быть такими, чтобы их выполнение совер- шенно естественно требовало привлечения свойств ком- пьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать харак- теру телекоммуникационных проектов. Как определить,
какие проекты могут быть наиболее эффективно выпол- нены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педаго- гически в тех случаях, когда в ходе их выполнения пре- дусматриваются множественные, систематические, разо- вые или длительные наблюдения, требующие сбора дан- ных в разных регионах для решения поставленной про- блемы, за тем или иным природным, физическим, со- циальным и другим явлением;
167
предусматривается сравнительное изучение, исследо- вание того или иного явления, факта, события, проис- шедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия реше- ния, разработки предложений и пр.;
предусматривается сравнительное изучение эффектив- ности использования одного и того же или разных (аль- тернативных) способов решения одной проблемы, од- ной задачи для выявления наиболее эффективного, при- емлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получе- ния данных об объективной эффективности предлагае- мого способа решения проблемы;
предлагается совместное творческое создание, разра- ботка какой-то работы, будь то чисто практическая рабо- та (выведение нового сорта растения в разных климати- ческих зонах) или творческая работа (создание журнала,
газеты, пьесы, книги, музыкального произведения,
предложений по совершенствованию учебного курса,
спортивных, культурных совместных мероприятий, на- родных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключен- ческие совместные компьютерные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта, можно рассматривать только в об- щей концепции обучения и воспитания. Все, что было сказано ранее о методе проектов, относится и к теле- коммуникационным проектам. Типология проектов,
приведенная в первой части, равным образом относит- ся и к телекоммуникационным проектам. Речь в данном случае идет об использовании телекоммуникационных технологий для расширения зоны действия проектных методов, для организации сотрудничества школьников,
студентов не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур. Телекоммуникационные проек- ты, особенно межрегиональные, международные, по- зволяют действительно создавать серьезные исследова- тельские лаборатории для школьников или студентов,
значительно расширить зоны совместных исследова- ний, совместных творческих работ, учитывая особенно- сти культуры различных народов, используя знание иностранного языка в его подлинной функции — сред- ства общения.
предусматривается сравнительное изучение эффектив- ности использования одного и того же или разных (аль- тернативных) способов решения одной проблемы, од- ной задачи для выявления наиболее эффективного, при- емлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получе- ния данных об объективной эффективности предлагае- мого способа решения проблемы;
предлагается совместное творческое создание, разра- ботка какой-то работы, будь то чисто практическая рабо- та (выведение нового сорта растения в разных климати- ческих зонах) или творческая работа (создание журнала,
газеты, пьесы, книги, музыкального произведения,
предложений по совершенствованию учебного курса,
спортивных, культурных совместных мероприятий, на- родных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключен- ческие совместные компьютерные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта, можно рассматривать только в об- щей концепции обучения и воспитания. Все, что было сказано ранее о методе проектов, относится и к теле- коммуникационным проектам. Типология проектов,
приведенная в первой части, равным образом относит- ся и к телекоммуникационным проектам. Речь в данном случае идет об использовании телекоммуникационных технологий для расширения зоны действия проектных методов, для организации сотрудничества школьников,
студентов не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур. Телекоммуникационные проек- ты, особенно межрегиональные, международные, по- зволяют действительно создавать серьезные исследова- тельские лаборатории для школьников или студентов,
значительно расширить зоны совместных исследова- ний, совместных творческих работ, учитывая особенно- сти культуры различных народов, используя знание иностранного языка в его подлинной функции — сред- ства общения.
Поскольку современная Интернет является действи- тельно всемирной сетью, объединяющей людей из раз- личных уголков мира, большая часть самостоятельно существующих телекоммуникационных проектов или более сложно устроенных образовательных телекомму- никационных программ носит международный характер и координируется какими-либо конкретными органи- зациями, научными или благотворительными фондами и
т.д.
Многие образовательные телекоммуникационные проекты, хорошо проработанные с дидактической, ме- тодической и организадионной стороны, заняли проч- ное место в учебном расписании тысяч школ по всему миру и могут по праву считаться классическими. К чис- лу таких проектов можно отнести проекты Националь- ного географического общества США
«Кислотные дожди», «Погода в действии» и др.). Все эти проекты проводятся в рамках виртуальной телеком- муникационной сети National Geographic Society Kids
Network, головной компьютер которой находится в учебно-методическом центре Географического общества
(NGS).
Проекты NGS ориентированы на учащихся 4-7 клас- сов средних школ и проводятся преимущественно на уроках естествознания. Их главной особенностью являет- ся , широкое использование исследовательских методов организации учебной деятельности учащихся, создание такой реальной учебной ситуации, когда учащийся дей- ствительно ощущает себя ученым-исследователем, а ре- зультаты своих исследований — значимыми и необходи- мыми для решения глобальных экологических проблем.
При выполнении любого из проектов NGS школы получают комплект учебных материалов, включающий специально подготовленные по каждой теме проекта учебные пособия для учащихся, методическое руко- водство для учителя (с общими комментариями по ме- тодике и подробным тематическим и поурочным пла- нированием). Кроме того, школы получают также дис- кеты с программой, совмещающей в себе определен- ные функции:
осуществление автоматического соединения с голов- ным компьютером NGS по имеющимся в школе каналам телекоммуникационной связи;
169
подготовка и отправка писем партнерам по проекту;
обработка с помощью встроенного инструментально- го пакета полученных в результате исследований данных;
представление данных в виде графиков, диаграмм,
картограмм.
При необходимости в комплект учебных материалов входит дополнительное оборудование (например, набор лакмусовых индикаторов для определения кислотности осадков в проекте «Кислотные
Общая схема работы школ по проектам NGS такова.
В соответствии с установленным NGS расписанием проведения проектов школы получают комплект учеб- ных материалов и начинают свою работу. На первом этапе определяются списки учащихся и учителей, фор- мируются учебные группы (с условием, что каждая та- кая группа должна включать учащихся из разных школ,
географически удаленных друг от друга), ведется пере- писка по сети с учащимися из других школ. Далее внут- ри каждой группы учащиеся знакомятся с идеей проек- та, т.е. научной проблемой, лежащей в его основе. Изу- чая материал учебника и обсуждая предложенную учи- телем и методистом NGS тему, учащиеся формируют гипотезу, ставят задачи исследования и планируют свою работу.
На втором этапе учащиеся проводят полевые исследо- вания, собирают необходимый материал (например, из- меряют во всех водоемах, расположенных рядом со шко- лой, уровень кислотности воды), обрабатывают его в классе, представляют в графическом виде (с помощью инструментальной программы) и передают по сети ме- тодисту из NGS. Данные на центральный компьютер
NGS поступают в установленное время одновременно от всех школ — участников проекта. Эти данные картогра- фируются и в виде общего файла (содержащего, напри- мер, нанесенные на карту мира данные по кислотности осадков, выпавших во всех городах, где живут участники проекта) рассылаются по телекоммуникационной сети школам. Далее учащимся остается проанализировать об- щую картину распределения данных и найти свои при- чины указанному физическому явлению (в нашем при- мере — причины различного уровня кислотности осад- ков по регионам мира). После бурного обсуждения уча- щиеся формулируют свои выводы и вновь оперативно
170
обработка с помощью встроенного инструментально- го пакета полученных в результате исследований данных;
представление данных в виде графиков, диаграмм,
картограмм.
При необходимости в комплект учебных материалов входит дополнительное оборудование (например, набор лакмусовых индикаторов для определения кислотности осадков в проекте «Кислотные
Общая схема работы школ по проектам NGS такова.
В соответствии с установленным NGS расписанием проведения проектов школы получают комплект учеб- ных материалов и начинают свою работу. На первом этапе определяются списки учащихся и учителей, фор- мируются учебные группы (с условием, что каждая та- кая группа должна включать учащихся из разных школ,
географически удаленных друг от друга), ведется пере- писка по сети с учащимися из других школ. Далее внут- ри каждой группы учащиеся знакомятся с идеей проек- та, т.е. научной проблемой, лежащей в его основе. Изу- чая материал учебника и обсуждая предложенную учи- телем и методистом NGS тему, учащиеся формируют гипотезу, ставят задачи исследования и планируют свою работу.
На втором этапе учащиеся проводят полевые исследо- вания, собирают необходимый материал (например, из- меряют во всех водоемах, расположенных рядом со шко- лой, уровень кислотности воды), обрабатывают его в классе, представляют в графическом виде (с помощью инструментальной программы) и передают по сети ме- тодисту из NGS. Данные на центральный компьютер
NGS поступают в установленное время одновременно от всех школ — участников проекта. Эти данные картогра- фируются и в виде общего файла (содержащего, напри- мер, нанесенные на карту мира данные по кислотности осадков, выпавших во всех городах, где живут участники проекта) рассылаются по телекоммуникационной сети школам. Далее учащимся остается проанализировать об- щую картину распределения данных и найти свои при- чины указанному физическому явлению (в нашем при- мере — причины различного уровня кислотности осад- ков по регионам мира). После бурного обсуждения уча- щиеся формулируют свои выводы и вновь оперативно
170
пересылают их в NGS. Через некоторое время они полу- чают из NGS письмо, в котором подводятся итоги про- екта и задаются новые направления научного поиска.
Здесь важно еще раз отметить то, что учащиеся воспри- нимают свою работу как акт реальной помощи ученым мира, работающим над решением сложных глобальных проблем, требующих участия исследователей из разных стран мира. Тем самым данные проекты NGS в значи- тельной степени повышают мотивацию учащихся к изу- чению предметов естественнонаучного цикла, развивают глобальное мышление учащихся, формируют навыки ис- следовательской деятельности.
Помимо проектов Национального географического общества США к категории классических можно отнести телекоммуникационные учебные проекты в рамках меж- дународной образовательной программы «Всемирный класс» (World Classroom). Эта программа организационно основана на сочетании использования развитой системы сетевых конференций и электронной почты и рассчитана в первую очередь на поддержку учебных планов и на ис- пользование материалов конференций непосредственно на уроках. Так же, как в проектах сети NGS Kids
Network, участникам программы «Всемирный класс»
рассылаются комплекты учебных материалов, включаю- щих методические руководства для учителя и учебные пособия для учащихся. Помимо этого, участники про- граммы получают руководства, в которых подробно опи- сываются все проводимые телеконференции, указывают- ся сроки подключения к ним и особенности каждой из конференций.
Все конференции «Всемирного класса» разбиты на пять групп по тематическому принципу: естественные науки, общественные науки, словесность, специальные и межпредметные проекты, служебная и методическая информация по использованию сети. Причем в отличие от проектов NGS участники проектов «Всемирного класса» могут не только работать над собственными проектами, но и следить за работой других групп, вы- полняющих проекты по другим темам. Это особенно важно для тех учащихся и их кто только на- чинает заниматься проектной деятельностью. Любая из конференций содержит следующие обязательные для всех разделы:
171
Здесь важно еще раз отметить то, что учащиеся воспри- нимают свою работу как акт реальной помощи ученым мира, работающим над решением сложных глобальных проблем, требующих участия исследователей из разных стран мира. Тем самым данные проекты NGS в значи- тельной степени повышают мотивацию учащихся к изу- чению предметов естественнонаучного цикла, развивают глобальное мышление учащихся, формируют навыки ис- следовательской деятельности.
Помимо проектов Национального географического общества США к категории классических можно отнести телекоммуникационные учебные проекты в рамках меж- дународной образовательной программы «Всемирный класс» (World Classroom). Эта программа организационно основана на сочетании использования развитой системы сетевых конференций и электронной почты и рассчитана в первую очередь на поддержку учебных планов и на ис- пользование материалов конференций непосредственно на уроках. Так же, как в проектах сети NGS Kids
Network, участникам программы «Всемирный класс»
рассылаются комплекты учебных материалов, включаю- щих методические руководства для учителя и учебные пособия для учащихся. Помимо этого, участники про- граммы получают руководства, в которых подробно опи- сываются все проводимые телеконференции, указывают- ся сроки подключения к ним и особенности каждой из конференций.
Все конференции «Всемирного класса» разбиты на пять групп по тематическому принципу: естественные науки, общественные науки, словесность, специальные и межпредметные проекты, служебная и методическая информация по использованию сети. Причем в отличие от проектов NGS участники проектов «Всемирного класса» могут не только работать над собственными проектами, но и следить за работой других групп, вы- полняющих проекты по другим темам. Это особенно важно для тех учащихся и их кто только на- чинает заниматься проектной деятельностью. Любая из конференций содержит следующие обязательные для всех разделы:
171
описание предстоящей работы, целей, задач;
представительские письма школ — участниц проекта,
содержащие не только рассказ об учащихся, но и краевед- ческую информацию о том месте, где находится школа;
вопросник по теме проекта;
сочинения учащихся по выбранной теме проекта;
анализ ответов учащихся на вопросник.
Похожую систему организации учебных проектов в телекоммуникационной сети можно увидеть и в другой международной образовательной программе
Эта программа не нацелена на поддержку конкретных школьных курсов, предоставляя своим участникам са- мим выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных телеконференциях как открытых,
доступных всем, так и закрытых для участников других проектов. Новым участникам программы I*EARN пред- лагается присоединиться к уже действующим проектам
(конференциям), провести проект совместно с какой- либо школой (школами), воспользовавшись идеей, пла- ном работы и описанием проекта, ранее уже проведен- ного в рамках другими участниками, или пора- ботать в режиме «школа — школа». В последнем случае координаторы программы помогают школе (на основа- нии заполненных анкет и представительских писем)
найти партнера для выполнения самостоятельного про- екта на основе имеющейся у школы идеи.
Особое место среди международных проектов занима- ют экологические проекты. Как правило, такие проекты проходят под эгидой известных международных органи- заций и движений, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, например, ЮНЕСКО, Гринпис и других, и имеют конкретный практический выход в виде публикаций результатов исследований в газетах, журна- лах, выступлений на радио и телевидении.
В 1995 году в Интернет прошел европейский экологи- ческий образовательный проект «Юные репортеры в за- щиту окружающей среды». Учащиеся школ из Ирландии,
Франции, Дании, России и других стран проводили
«журналистские расследования» ситуации в «зонах высо- кой энергетической нагрузки» крупных мегаполисов. Ма- териалы расследования, проведенные интервью с веду- щими учеными и специалистами в данной области,
представителями министерств и ведомств собирались в
172
представительские письма школ — участниц проекта,
содержащие не только рассказ об учащихся, но и краевед- ческую информацию о том месте, где находится школа;
вопросник по теме проекта;
сочинения учащихся по выбранной теме проекта;
анализ ответов учащихся на вопросник.
Похожую систему организации учебных проектов в телекоммуникационной сети можно увидеть и в другой международной образовательной программе
Эта программа не нацелена на поддержку конкретных школьных курсов, предоставляя своим участникам са- мим выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных телеконференциях как открытых,
доступных всем, так и закрытых для участников других проектов. Новым участникам программы I*EARN пред- лагается присоединиться к уже действующим проектам
(конференциям), провести проект совместно с какой- либо школой (школами), воспользовавшись идеей, пла- ном работы и описанием проекта, ранее уже проведен- ного в рамках другими участниками, или пора- ботать в режиме «школа — школа». В последнем случае координаторы программы помогают школе (на основа- нии заполненных анкет и представительских писем)
найти партнера для выполнения самостоятельного про- екта на основе имеющейся у школы идеи.
Особое место среди международных проектов занима- ют экологические проекты. Как правило, такие проекты проходят под эгидой известных международных органи- заций и движений, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, например, ЮНЕСКО, Гринпис и других, и имеют конкретный практический выход в виде публикаций результатов исследований в газетах, журна- лах, выступлений на радио и телевидении.
В 1995 году в Интернет прошел европейский экологи- ческий образовательный проект «Юные репортеры в за- щиту окружающей среды». Учащиеся школ из Ирландии,
Франции, Дании, России и других стран проводили
«журналистские расследования» ситуации в «зонах высо- кой энергетической нагрузки» крупных мегаполисов. Ма- териалы расследования, проведенные интервью с веду- щими учеными и специалистами в данной области,
представителями министерств и ведомств собирались в
172
едином координационном центре, анализировались и дополнялись материалами, полученными от других учас- тников проекта. Созданные на основе этих материалов детские газеты были проиллюстрированы интересными фотографиями,
как самими участника- так и полученными по с сервера образователь- ной системы NASA SPACELINK.
Примером международного проекта, целью которого является развитие глобального и экологического мышле- ния учащихся средних школ, может послужить действую- щий в Интернет с 1995 года проект «Это наше посвященный 50-летию образования ЮНЕСКО. Партне- рами по проекту являются более тридцати образователь- ных организаций из 14 стран мира. Участники проекта проводили разнообразные природные наблюдения и эко- логические исследования, отвечали на вопросы игры
«Объединение наций», участвовали в конкурсе на лучший детский рассказ на тему «Идеальный мир глазами детей».
С 1996 года на территории России американской об- разовательной организацией «Проект Гармония» прово- дится широкомасштабный проект по налаживанию кон- тактов между учащимися российских и американских школ. За последнее время в рамках проекта к сети Ин- тернет были подключены школы из более чем двадцати регионов России — от Москвы до Владивостока. Первым успешным результатом проекта можно назвать создание силами учителей и учащихся на базе каждой из школ проекта собственных Web-страничек, содержащих инте- реснейшую информацию о самой школе и ее учащихся,
об истории, традициях, культуре и экономике той обла- сти и региона, где находится школа. Причем следует об- ратить внимание на то, что эта информация собирается и размещается на сервере в условиях широкого исполь- зования проектных и исследовательских методов как в рамках обычных уроков, так и во внеурочной работе.
С 1994 года в Ярославле действует Центр дистанцион- ного обучения школьников, с которым работает более
100 образовательных учреждений Ярославской области.
На базе данного центра проводятся разнообразные обра- зовательные проекты. Проект «Русская зима» вовлек в общение друг с другом учащихся из различных школ
Ярославля, познакомил с русскими обычаями, традици- ями, культурой. В ходе проекта учащиеся отвечали на
173
как самими участника- так и полученными по с сервера образователь- ной системы NASA SPACELINK.
Примером международного проекта, целью которого является развитие глобального и экологического мышле- ния учащихся средних школ, может послужить действую- щий в Интернет с 1995 года проект «Это наше посвященный 50-летию образования ЮНЕСКО. Партне- рами по проекту являются более тридцати образователь- ных организаций из 14 стран мира. Участники проекта проводили разнообразные природные наблюдения и эко- логические исследования, отвечали на вопросы игры
«Объединение наций», участвовали в конкурсе на лучший детский рассказ на тему «Идеальный мир глазами детей».
С 1996 года на территории России американской об- разовательной организацией «Проект Гармония» прово- дится широкомасштабный проект по налаживанию кон- тактов между учащимися российских и американских школ. За последнее время в рамках проекта к сети Ин- тернет были подключены школы из более чем двадцати регионов России — от Москвы до Владивостока. Первым успешным результатом проекта можно назвать создание силами учителей и учащихся на базе каждой из школ проекта собственных Web-страничек, содержащих инте- реснейшую информацию о самой школе и ее учащихся,
об истории, традициях, культуре и экономике той обла- сти и региона, где находится школа. Причем следует об- ратить внимание на то, что эта информация собирается и размещается на сервере в условиях широкого исполь- зования проектных и исследовательских методов как в рамках обычных уроков, так и во внеурочной работе.
С 1994 года в Ярославле действует Центр дистанцион- ного обучения школьников, с которым работает более
100 образовательных учреждений Ярославской области.
На базе данного центра проводятся разнообразные обра- зовательные проекты. Проект «Русская зима» вовлек в общение друг с другом учащихся из различных школ
Ярославля, познакомил с русскими обычаями, традици- ями, культурой. В ходе проекта учащиеся отвечали на
173